Оглавление
Обслуживание аккумуляторной батареи
Недостаточно просто выбрать лучший автомобильный аккумулятор для своей машины. Нужно еще уметь правильно его обслуживать. Ниже приводятся советы по обслуживанию аккумулятора, следуя которым вы увеличите срок его эксплуатации.
Периодическая подзарядка. Нельзя хранить аккумулятор разряженным, обязательно делать подзарядку после глубокого разряда и периодически проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл);
Следить за исправностью электрической проводки и потребителей тока в бортовой сети авто
Особенное внимание должно уделяться исправности генератора и регулятора напряжения. Они оказывают прямое воздействие на состояние аккумулятора;
Проверка уровня электролита
Ни в коем случае нельзя допускать ситуации, когда аккумулятор эксплуатируется с уровнем электролита ниже пластин. Электролит должен быть залит на 10─15 миллиметров выше уровня пластин;
Подготовка автомобиля к зиме. Помимо зарядки аккумулятора нужно еще провести ряд мероприятий с автомобилем. Сюда относится замена свечей, заливка синтетического масла, приведение в порядок системы зажигания. Работа аккумулятора зимой и так затруднена. Поэтому не нужно создавать для него дополнительных проблем;
Не допускать коррозии клемм. Клеммы нужно хорошо затягивать и при появлении окисления зачищать эти места наждачной бумагой. Рекомендуется покрывать клеммы и выводы специальным составом;
Контроль плотности электролита. Полностью заряженный автомобильный аккумулятор должен иметь плотность 1,27 гр./см3. В зимний период плотность можно довести до 1,29 гр./см3. Ориентироваться в параметрах электролита поможет ;
Чистота автомобильного аккумулятора. Хотя бы верхнюю часть батареи рекомендуется держать в чистоте. Масло, пыль, подтеки электролита – все это на поверхности АКБ превращается в проводник и приводит к разряду батареи;
Осмотр. Периодический осмотр аккумулятора позволит своевременно найти повреждения, неполадки, загрязнения, нарушения контактов клемм аккумулятора и т. п.;
Хранение. При длительном простое рекомендуется снять АКБ с автомобиля, провести зарядку и хранить отдельно.
Выбор аккумулятора для автомобиля
Аккумуляторная батарея имеет несколько важных для автомобилиста параметров. Зная, как правильно выбирать аккумулятор для автомобиля, в будущем поможет избежать преждевременного выхода АКБ из строя или появления проблем в системе зажигания.
Емкость аккумулятора автомобиля
В первую очередь подбирать батарею следует по показателю емкости. Узнать, какая емкость должна быть в конкретном автомобиле можно из инструкции на автомобиль. Если владелец покупал новый автомобиль, то достаточно взглянуть на этикетку старого аккумулятора, чтобы определить этот параметр. Номинальная емкость указывается в ампер-часах (А·ч). Она показывает емкость при 20-часовом разряде батареи. Этот показатель регламентируется большинством европейских и российских производителей. Для легковушек чаще всего требуются аккумуляторы емкостью 40…80 А·ч.
Емкость аккумулятора не должна быть ни меньше, ни больше рекомендуемой
В первом случае будет недостаточно электроэнергии для запуска мотора (особенно это важно для дизеля) и обеспечения всех электроприборов. Происходит быстрый разряд, что снижает долговечность источника тока
Бытует мнение, что установка АКБ с повышенной емкостью предпочтительнее для эксплуатации авто. Однако необходимо учесть, что батарея будет постоянно недозаряжена, т. к. генератору требуется больше времени на полную зарядку. Это негативно отразится на сроке службы АКБ.
Мощность пускового тока
Не каждый автовладелец знает какой аккумулятор выбрать для дизеля. Этот параметр аккумуляторной батареи особенно важен для автомобилей с дизельным двигателем. Для запуска дизеля требуется источник тока с более высоким значением пускового тока. Данная характеристика показывает выходную мощность устройства в интервале 30 с при температурном режиме -18˚С. Чем выше мощность пускового тока, тем быстрее будет стартер вращать двигатель при запуске.
В разных странах используются свои стандарты и подходы к определению пускового тока.
- Немецкие производители испытывают аккумулятор при -18˚С на протяжении 30 с, пока напряжение не упадет до 10 В.
- В большинстве стран Евросоюза при той же температуре измерение производится в течение 10 с до напряжения 7,5 В.
- Американская методика предусматривает разряд батареи до 7,2 В при той же температуре в течение 30 с.
Наиболее близким стандартом к российскому ГОСТу является методика Германии. В случае приобретения АКБ для автомобиля других стран следует учитывать разницу в подходе к измерениям.
Расположение выводных клемм
Следующим важным моментом при подборе батареи становится местонахождение выводных клемм. Дело в том, что длина силовых проводов в автомобилях делается минимальной. А удлинять проводку достаточно опасно.
Полярность АКБ бывает прямой или обратной. В случае прямой полярности выводная клемма «+» располагается слева, а отрицательный вывод «-» справа. При этом смотреть следует с лицевой стороны. При обратной полярности положительная клемма будет справа.
Легко можно сориентироваться с полярностью батареи по марке автомобиля. Например, американские авто имеют прямую полярность, а у японских авто она обратная.
Габариты батареи
Не следует забывать и о такой простой характеристике, как размер аккумулятора. При помощи рулетки следует измерить высоту, ширину и длину старой модели, и если она идеально находилась в гнезде, то такие же габариты подойдут и для нового источника тока. Использование батареи меньшего или большего размера не позволит надежно закрепить аккумулятор, что чревато поломкой или коротким замыканием.
Устройство АКБ автомобиля
Внешне аккумулятор автомобиля выглядит как монолитный источник питания, но на самом деле он состоит из шести отдельных аккумуляторов, соединённых друг с другом по последовательной схеме с помощью свинцовых перемычек. Каждый такой аккумулятор расположен в отдельном отсеке (банке) и имеет номинал 2,1-2,2 В. Поскольку подключение последовательное, разница потенциалов между первой положительной пластиной первой банки и последней отрицательной пластины шестого отсека является арифметической суммой напряжений в каждом аккумуляторе, что даёт 12,6-13,2 вольта.
Рассмотрим более детально, как устроен автомобильный аккумулятор. Он включает следующие основные компоненты:
- корпус (изготавливается из пластика);
- крышку;
- свинцовые пластины (положительные и отрицательные).
- перемычки, соединяющие банки между собой;
- два вывода для подключения к бортовой сети;
- электролит – раствор серной кислоты;
- заливные пробки (обслуживаемые батареи).
Корпус, крышка
На первый взгляд может показаться, что корпус у аккумуляторной батареи цельный. На самом деле крышка съёмная, хотя и она, и корпус изготавливаются из пластика, нечувствительного к воздействию кислоты. Внутрь корпуса устанавливаются банки, закрываемые сверху крышкой, которая после этого герметизируется.
Пластины
Внутреннее устройство аккумуляторной батареи для автомобиля включает шесть небольших аккумуляторов, каждый из которых состоит из набора положительных и отрицательных пластин.
Минусовая пластина изготавливается из свинца губчатой структуры (катод), плюсовая сверху покрыта слоем диоксида свинца (анод). Уменьшения саморазряда добиваются за счёт ввода в свинец присадки. Для классических необслуживаемых батарей это сурьма (её доля не превышает 5%), в современных АКБ используют кальций, которые существенно уменьшает процессы сульфатации пластин, обеспечивая увеличение ёмкости батареи на величины порядка 50-70%. В гелиевых батареях и устройствах типа AGM используется чистый свинец, позволяющий увеличить значение пускового тока до 1300 ампер.
Электролит
Именно электролит, являющийся раствором серной кислоты в дистиллированной (очищенной от примесей) воде, обеспечивает электрохимические реакции, приводящие к появлению тока. Жидкость считается довольно концентрированной (35% кислоты) и потому небезопасной. Доли воды и кислоты во время работы батареи изменяются, в результате первоначальная плотность электролита варьируется в широких пределах, от 1,22 до 1,32 г/см3. Чем выше плотность, тем больше в электролите серной кислоты и тем устойчивее АКБ к пониженным температурам.
Сепаратор
В автомобильных жидкостных батареях аккумуляторы разделяются посредством сепаратора – пластины из электрически нейтрального, стойкого к кислоте пластика, эбонита или ревертекса. В необслуживаемых моделях батарей в качестве диэлектрика, разделяющего положительные и отрицательные пластины, используется микроволокно, которое, помимо основной функции, удерживает молекулы электролита, не позволяя ему испаряться. Каждая пластина обёрнута таким микроволокном, словно конвертом, что позволяет максимально плотно поместить пластины по отношению друг к другу.
Клеммы и пробки
Клеммы – это свинцовые выводы, соединённые внутри с крайними пластинами, а снаружи к ним подключаются провода в составе бортовой церии автомобиля. Обслуживаемые АКБ оснащаются пробками, закрывающими отверстия в крышке, через которые возможна заливка готового электролита или дистиллированной воды.
Полярность
Полярностью называют расположение выводов контактов аккумулятора, на которые крепятся клеммы автомобиля. Для определения нужно развернуть аккумулятор к себе таким образом, чтобы читались надписи на крышке. В зависимости от того, с какой стороны располагается положительный и отрицательный вывод, различают прямую и обратную полярность:
слева минус, справа плюс – полярность обратная (R, европейская или «0»)
слева плюс, справа минус – полярность прямая (L, российская или «1»).
Автомобили европейского, американского и азиатского производства рассчитаны на обратную полярность, а выпущенные в РФ – на прямую.
Существуют и более редкие варианты расположения полюсов: на торцевой стороне (в основном для грузовых автомобилей), по диагонали и универсальная.
Этот параметр очень важен: при одинаковых габаритах корпуса неправильно выбранная полярность может сделать аккумулятор непригодным к использованию (провода не достанут до токовыводов). А неправильное подключение выведет из строя электрооборудование.
Полярность аккумуляторов
Типы соединения аккумуляторов
Отдельные аккумулирующие элементы позволяют получать малые напряжение и силу тока. Например, чаще всего значение напряжения будет находиться в пределах 1−2 вольта. Для работы большинства устройств таких значений явно недостаточно. Чтобы повысить получаемое напряжение или силу тока, нужно устроить соединение аккумуляторов в батарею. Нужно подробнее остановиться на описании этих способов.
Параллельное соединение
Для соединения аккумулирующих элементов в батарею или нескольких АКБ требуется соединять их положительные клеммы с положительными, а отрицательные с отрицательными. К нагрузке присоединяются соединённые выводы всех элементов. При таком способе соединения напряжение в цепи будет таким же, как у каждой батареи по отдельности (если использовать батареи с одинаковым напряжением). А ёмкость станет равна сумме ёмкостей всех входящих в батарею элементов. Соответственно, вырастет и сила тока, которую такое устройство будет способно давать за определённый период до полной разрядки.
Рекомендуем: Предохранители skoda octavia a5 и реле с описанием назначения
Последовательный способ
При использовании последовательного способа соединения АКБ следует связывать разнополярные контакты. Положительную клемму одного устройства соединяют с отрицательной клеммой другого, а электрическая схема подключается к свободным контактам первой и последней батарей. Итоговое выходное напряжение при применении такого вида соединения будет равняться сумме выходных напряжений всех задействованных источников электрического тока. Например, чтобы получить АКБ с выходным напряжением двенадцать вольт, следует соединить последовательно четыре источника с напряжением три вольта или десяток аккумуляторов с выходным напряжением 1,2 вольта. Общая ёмкость собранных при помощи последовательного соединения АКБ будет равна ёмкости каждого аккумулятора по отдельности, то есть не изменится.
Рейтинг ТОП аккумуляторов
Много брендов, много советов, трудный выбор – с такими проблемами сталкиваются покупатели. Предлагаем небольшой, наш, субъективный рейтинг торговых марок АКБ.
- Первое место по уровню качества и долговечности по праву занимают ОЕМ аккумуляторы. ОЕМ – это аналог детали, которая была установлена с завода. Конечно, за аккумулятор, на котором гордо красуется логотип Mercedes или Honda, придется выложить намного больше, чем за любой другой бренд, но результат того стоит. Самые популярные на рынке бренды аккумуляторов – Varta и Bosch. Они заслужили репутацию надежных безотказных батарей, добросовестно отрабатывающих каждую вложенную копейку.
- Среди любителей заплатить поменьше, а получить побольше особо ценится бренд Topla. Это, конечно, не Бош, но вполне может порадовать долгой службой.
- А замыкают наш хит-парад бюджетные бренды Sada, Styer, Bi-Power и Ista. Они хоть и не дорогие, но вполне способны порадовать стабильной работой. Можно вспомнить о них, когда аккумулятор нужен срочно, а денег мало.
Причины и признаки поломок
Неправильный уход
и сервисное обслуживание могут стать причиной неисправности аккумулятора. Наиболее частые причины неисправностей, а также методы их устранения выглядят так:
Сульфатация
В начале зарядки наблюдается повышенное напряжение на АКБ. Уже к концу зарядки электролит имеет низкую плотность и недостаточную емкость. Аккумулятор не получает ток в результате крупного кристаллического налета на пластинах.
Проверка напряжения аккумулятора должна производится хотя бы раз в полгода. Заряженная аккумуляторная батарея должна иметь напряжение не менее 12,5 Вольт.
Причины:
- Во время эксплуатации АКБ получает нестабильную или недостаточную зарядку.
- АКБ простаивает в разряженном состоянии.
- Аккумулятор эксплуатируется с недостаточным уровнем электролита.
- Вместо дистиллированной жидкости в АКБ был долит электролит.
- АКБ постоянно эксплуатируется в неблагоприятных условиях – при высоких температурах.
Что делать?
С помощью 1-5 выравнивающих зарядов можно устранить незначительную сульфатацию. Если такие действия не дают нужного эффекта, то необходимо выполнить более трудоемкий ремонт, который детально описан в паспорте АКБ. К сожалению, сульфатация является необратимым процессом, поэтому это только временные решения проблемы.
Сильное окисление полюсных клемм
Стартер не крутиться и не запускает двигателя, но напряжение на выводах АКБ есть. Постоянно греются клеммы, что прекращает подачу тока или же поднимает сопротивления во всей цепи. Такая неисправность может даже статьи причиной неисправности всей электрики в автомобиле.
Каждые полгода очищайте клеммы
аккумуляторной батареи проволочной щеткой.
Причины:
Причина очень банальная – давно не проводилась очистка клемм.
Что делать?
Прежде всего, нужно снять и почистить клеммы. Не забывайте про выводные штыри АКБ – их также необходимо очистить. После чистки – поставьте обратно клеммы и проследите, чтобы клемма крепко зашла на штыри и не двигалась. Чтобы в дальнейшем не допустить подобной проблемы, можно смазать клеммы специальным вазелином или соответствующим заменителем.
Короткое замыкание в аккумуляторе
Во время зарядки не увеличивается плотность электролита в АКБ. Наблюдается сильное выделение газов и повышенная температура электролита. Периодически снижается плотность электролита.
Причины:
Такой процесс вызван коротким замыканием, которое произошло в самом АКБ. Оно стает причиной осыпания активной массы и дальнейшего разрушения свинцовых пластин.
Что делать?
Этот дефект невозможно устранить. Необходимо менять АКБ.
Повышенная саморазрядка
Каждые 2-3 месяца проверяйте уровень электролита
в аккумуляторе.
АКБ не держит заряда и быстро разряжается.
Причины:
Очень часто такое случается при загрязненных свинцовых пластинах или же при загрязненном электролите.
Что делать?
Прежде всего, необходимо тщательно протереть контакты АКБ и проверить состояние электролита. Если в этой жидкости будет грязь – обязательно залить новый электролит.
Технология замены аккумулятора машины
После приобретения новой АКБ, необходимо установить ее на штатное место в машине. Опытные автовладельцы знают, где находится аккумулятор и каким методом он крепится к кузову авто. Новичкам же лучше почитать руководство по эксплуатации машины, чтобы быстро определиться с данными нюансами.
Необходимый инструмент.
Инструменты необходимо приготовить еще до начала всех работ. Хотя демонтаж старой АКБ и не является сложной операцией, но без инструмента оно не увенчается успехом. Чаще всего для этого потребуется пара гаечных ключей: на 10 рожкового типа, а также на 13 торцевого типа с воротком. Но лучше посмотреть на подключение АКБ или в руководство. Вполне возможно, что на конкретной модели клеммы АКБ и сама батарея крепятся при помощи других болтов и гаек.
Определение месторасположения аккумулятора
Далее можно открывать капот и отыскать под ним АКБ. Чаще всего его устанавливают на специальной полке в левом либо правом углу подкапотного пространства. Если аккумулятор не обнаружен, значит стоит поискать получше. Но может, его действительно нет под капотом. Иногда экономя пространство, изготовители монтируют АКБ под креслами, в багажнике и других местах. Поможет опять-таки руководство по эксплуатации машины.
Соблюдение безопасности при подключении аккумулятора
Итак, АКБ обнаружена, а инструмент готов. Но необходимо ежеминутно помнить о безопасности, личной и автомобильных электроприборов. Ключ зажигания необходимо перевести в нулевое положение или попросту вынуть из замка.
Внешний осмотр установленного аккумулятора
Старая АКБ может быть повреждена, потому есть опасность получить ожоги. Ведь аккумуляторный электролит – это не что иное, как разбавленная серная кислота. Потому при наличии трещин на АКБ, отсутствии пробок, потеках на поверхности батареи, лучше надеть толстые резиновые перчатки.
Отсоединение клемм от аккумулятора
Демонтаж аккумулятора
Для извлечения аккумулятора необходимо снять его крепеж. Чаще всего он удерживается на специальной полке при помощи прижимной пластины на паре стяжных болтов. Для их откручивания и необходим ключ торцевого типа. Хотя иногда поможет и накидной
Необходимо помнить, что аккумулятор тяжелый (14-17 кг), потому снятие проводят с осторожностью
Монтаж новой аккумуляторной батареи.
Из полки следует убрать скопившуюся грязь и другой мусор, а затем зачистить внутренние плоскости наконечников проводов при помощи мелкозернистой наждачки. При обеспечении отменного контакта с клеммами можно одним махом решить массу будущих проблем. Некоторые автолюбители предпочитают обрабатывать провода водоотталкивающей смесью.
Перед установкой новой АКБ следует зачистить и ее клеммы. Новый аккумулятор необходимо устанавливать по аналогии со старым. Далее накидывают прижимную пластину, а затем закручивают прижимные болты. При этом не следует чрезмерно их пережимать, ведь можно повредить АКБ.
Лучшие гибридные аккумуляторы
Электроды таких батарей изготавливаются из свинца и сурьмы. Подобная технология производства способствует высокой устойчивости АКБ к глубокому разряду, снижает испарение жидкости.
Energizer Premium EM60LB2
Описание. Аккумулятор американского бренда, имеющий обратную полярность подключения. Отличается высокой производительностью и качеством сборки.
Необслуживаемая батарея повышенной мощности. Функционирует в бортовой сети напряжением 12 В.
Наличие центрального газоотвода повышает его безопасность.
Габариты: 242x175x175 мм, масса, ток холодного пуска: 540 А, ёмкость АКБ: 60 А-ч.
Плюсы Energizer Premium EM60LB2
- Стильный внешний вид.
- Батарея чётко держит заряд.
- Быстрый запуск двигателя в морозы.
Минусы Energizer Premium EM60LB2
- Попадается некачественная продукция.
ЗВЕРЬ 66L 640A
Описание. Зверь отечественного производителя привлекает внимание покупателей яркой окраской, приемлемой стоимостью, высоким показателем тока запуска 640 А. Его ёмкость: 66 А-ч, вес: 19 кг, размеры: 278x175x190 мм
Его ёмкость: 66 А-ч, вес: 19 кг, размеры: 278x175x190 мм.
Аккумулятор с обратной полярностью адаптирован к работе в суровых климатических условиях нашей страны. Надёжный морозоустойчивый корпус стойко выдерживает критические температуры.
Плюсы ЗВЕРЬ 66L 640A
- Современное оформление.
- Удобная защита клемм.
- Адекватная цена.
- Надёжная работа в зимнюю стужу.
- Большой гарантийный срок 36 месяцев.
Минусы ЗВЕРЬ 66L 640A
- Не совсем удобная ручка.
AlphaLine AGM 95 Ач (SA 59520/AX 595950)
Описание. Аккумуляторная батарея производителей из Южной Кореи имеет обратную полярность.
Она может устанавливаться на машинах, обладающих системой «Старт/Стоп».
Модель отличается большим количеством циклов заряд/разряд, не боится низких разрядов.
Стартовый ток АКБ 850 А, ёмкость: 95 А-ч. Подобные батареи используются на автомобилях больших размерах с мощными моторами.
Стандартная плюсовая клемма защищена защитой от грязи и пыли, случайного касания. Её размеры: 353х175х190 мм.
Плюсы AlphaLine AGM 95 Ач (SA 59520/AX 595950)
- Добротное производство.
- Стильный дизайн.
- Есть ручки для переноски.
- Прочный корпус.
Минусы AlphaLine AGM 95 Ач (SA 59520/AX 595950)
- Встречаются АКБ с маленьким сроком службы.
Рейтинг ТОП аккумуляторов
Много брендов, много советов, трудный выбор – с такими проблемами сталкиваются покупатели. Предлагаем небольшой, наш, субъективный рейтинг торговых марок АКБ.
- Первое место по уровню качества и долговечности по праву занимают ОЕМ аккумуляторы. ОЕМ – это аналог детали, которая была установлена с завода. Конечно, за аккумулятор, на котором гордо красуется логотип Mercedes или Honda, придется выложить намного больше, чем за любой другой бренд, но результат того стоит. Самые популярные на рынке бренды аккумуляторов – Varta и Bosch. Они заслужили репутацию надежных безотказных батарей, добросовестно отрабатывающих каждую вложенную копейку.
- Среди любителей заплатить поменьше, а получить побольше особо ценится бренд Topla. Это, конечно, не Бош, но вполне может порадовать долгой службой.
- А замыкают наш хит-парад бюджетные бренды Sada, Styer, Bi-Power и Ista. Они хоть и не дорогие, но вполне способны порадовать стабильной работой. Можно вспомнить о них, когда аккумулятор нужен срочно, а денег мало.
Аккумуляторы AGM для авто
Хороший вариант для легкового автомобиля. Они дорогие, зато имеют конкурентные преимущества.
VARTA D52 Silver Dynamic AGM
VARTA D52 Silver Dynamic AGM
Мне нравится1Не нравится
Открывает ТОП аккумуляторов для современных авто.
Плюсы и минусы
долговечность
высокое качество
надежность
высокий ток, причем частый и долгий
высокая цена
быстрый износ из-за постоянных зарядов и разрядов
Цена – 12 000 рублей.
Bosch AGM S5 A05
Немецкий бренд Bosch AGM S5 A05
Мне нравитсяНе нравится
Немецкий бренд не разочарует вас ни ценой, но эксплуатационными характеристиками. Цену назвать низкой сложно, но 10 000 рублей для АКБ этого класса, нормально.
Плюсы и минусы
пусковой ток хороший
резервная емкость значительная
стоимость – для кого плюс, для кого минус, все зависит от бюджета
Цена – 10 000 руб.
Tudor AGM
Недорогой аккумулятор Tudor AGM
Мне нравитсяНе нравится
Сравнительно недорогой аккумулятор, который при нагрузках 60 Ампер за час отдает 680 Ампер – это потрясающие результаты. Изначально АКБ разрабатывался для авто, работающих по системе стоп-старта.
Плюсы и минусы
набор емкости быстрый
импульсный ток высокий
идеальная модель только для городских условий
средний рабочий ресурс средний
Цена – около 9000 рублей.