Оглавление
- Texas Instruments /Burr-Brown
- Аналого-цифровые преобразователи последовательного приближения
- Что такое битность записи, динамический диапазон и на что они влияют
- Алгоритм
- Что такое ЦАП? Что он делает?
- ЦАПЫ: Разрядность: 24 бит
- Почему важна частота выборки?
- БЛОК ПИТАНИЯ
- Экспертное прослушивание
- PS Audio DLIII Digital Link — 30000 руб.
- Характеристики
- Совместимость
Texas Instruments /Burr-Brown
Долгожитель рынка, взявший под своего крыло другого долгожителя. Если попытаться суммировать общее впечатление по отзывам на чипы Burr-Brown, то получится крепкий, но не «середнячок». Скажем так, ЦАПы BB – это своего рода, отправная точка, относительно которой конкуренты звучат либо «теплее», либо «холоднее».
PCM1792A
Цена из партии в 1000 шт.: 7,21$. Динамический диапазон 127 дБ, коэффициент искажений 0,0004%.
Его можно встретить как в бюджетных (Asus Xonar, Pro-Ject), так и в High-End решениях (Aesthetics, Antelope, Bel Canto, Cary Audio). Опять дурят честной народ – скажете вы? Не совсем так. Во втором случае, внутренний цифровой фильтр PCM1792А отключен и сам он трудится в паре с внешним DSP процессором. Его наличие, кстати, и определяет породу источника.
Спецификация поддерживает поток DSD, а версия DSD1792 умеет преобразовывать его в аналоговый сигнал напрямую, минуя PCM.
CD-проигрыватель Atoll CD200SE2, внутри стоит чип PCM1792A
PCM1793
Цена из партии в 1000 шт.: 2,29$. Динамический диапазон 113 дБ, коэффициент искажений 0,001%.
Не очень часто встречается среди аудиокомпонентов (Burson, Simadio Moon), зато любим нонеймами и самодельщиками за низкую цену и простоту настройки. Присутствует и версия DSD1793.
Плата ЦАПа Burr Brown PCM1793 DAC на базе одноименного чипа
PCM1794a
Цена из партии в 1000 шт.: 7,08$. Динамический диапазон 127 дБ, коэффициент искажений 0,0004%.
Еще один умеренно популярный чип, возможно из-за цены, хотя характеристики его хороши. В номенклатуре также имеется и версия DSD1794.
PCM1795
Цена из партии в 1000 шт.: 2,9$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.
Возможно, все дело именно в этом чипе, поскольку немного уступая по характеристикам PCM1794a, он дешевле и имеет красивое разрешение 32 бита. PCM1795 любят в T+A, M2TECH, TEAC, Onkyo, Denon и многих других хай-файных конторах.
В SACD-проигрывателе T+A PDP 3000 HV за преобразование цифры в аналог отвечает чип PCM1795
PCM1796
Цена из партии в 1000 шт.: 2,78$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.
Схожий с 1795 чип вплоть до распиновки, но уже с размерностью 24 бит. Встретить можно где угодно – и в Accuphase, и у Pro-Ject.
Небольшой бюджетный CD-проигрыватель Pro-Ject CD Box DS, работает на чипе PCM1796
PCM1798
Цена из партии в 1000 шт.: 3,31$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.
Этот чип любят самодельщики и не обходят вниманием авторитетные производители – PS Audio, Roksan, Simaudio Moon. Если что, PCM1798 также поддерживает DSD-поток
PCM5102A, PCM5122
Цена из партии в 1000 шт.: 2,1/2,95$. Динамический диапазон 112 дБ, коэффициент искажений – 93 дБ.
Данная серия стоит особняком и тоже имеет красивую цифру 32 бит и дискретность 384 кГц. Это уже самостоятельные устройства с возможностью автономного питания в цепи асинхронного USB, не слишком требовательные к дополнительной обвязке. Портативные ЦАПы вроде Meridian Explorer или Arcam rPAC – вот это оно самое.
Портативный ЦАП Arcam rPAC с асинхронным USB-входом и чипом PCM5102
Аналого-цифровые преобразователи последовательного приближения
Здесь используется алгори. Сокращенно устройства, работающие по такой методике, называют просто АЦП последовательного счета. Принцип работы таков: устройством измеряется величина входного сигнала, а потом она сравнивается с числами, которые генерируются по определённой методике:
- Устанавливается половина возможного опорного напряжения.
- Если сигнал преодолел предел величины из пункта №1, то сравнивается с числом, которое лежит посредине между оставшимся значением. Так, в нашем случае это будет ¾ опорного напряжения. Если опорный сигнал не дотягивает до этого показателя, то сравнение будет проводиться с другой частью интервала по такому же принципу. В данном примере это ¼ опорного напряжения.
- Шаг 2 необходимо повторить Н раз, что даст нам Н бит результата. Это благодаря проведению Н количества сравнений.
Данный принцип работы позволяет получать устройства с относительной высокой скоростью преобразования, которыми и являются АЦП последовательного приближения. Принцип работы, как видите, прост, и данные приборы отлично подходят для различных случаев.
Что такое битность записи, динамический диапазон и на что они влияют
Если вы послушаете старые mp3 файлы или плохие MIDI записи вы заметите, что вам сложно различать музыкальные инструменты, если они играют одновременно, они просто сливаются в «звуковую кашу» и разобрать в ней ничего невозможно.
Это происходит от того, что у записи узкий динамический диапазон. Чем он больше, тем более глубоким слышится звук, более приятным и реалистичным. Узкий динамический диапазон просто не позволяет разным инструментам, которые звучат одновременно, иметь различную громкость и один инструмент глушит другой, от этого возникает мутный неприятный звук и слушать такую музыку совершенно не хочется.
Теоретически за динамический диапазон отвечает битность звука во время его кодирования в цифровой вид. Чем выше битность, тем больше значений может принимать звуковая волна за единицу времени и тем шире может быть динамический диапазон. Но это в теории, т.к. это кроме битности на громкость могут влиять много других факторов и битность начинает влиять на динамический диапазон тогда, когда все другие факторы исключены.
Например, почти вся современная музыка выпускается со значительной компрессией, чтобы увеличить базовую громкость всего материала, от этого сильно страдает динамический диапазон, т.к. все тихие места композиции подтягиваются и становятся более громкими, а очень громкие пики инструментов срезаются до среднего значения
Таким образом, после процедуры компрессии уже почти не важно какой была битность записи. Но в том случае если вы слушаете качественный материал, который не испортили на студии, битность действительно начинает играть значительную роль в динамическом диапазоне
Самое распространённое значение сегодня это 16 битная запись, но уже набирает популярность 24 битная музыка, а в скором времени в общее пользование начнут попадать 32 битные записи музыкальных произведений. При качественной обработки музыкального материала на студии и без ужасающей компрессии 16 битная точность записи, в общем, достаточна для того, чтобы не испытывать проблем с динамическим диапазоном.
Но в определении качества звука мы снова сталкиваемся с особенностями человеческого восприятия звука. Что такое 16 битная запись звука? Это значит, что одно измерение изменения амплитуды звуковой волны может принимать 65536 значений, что даёт нам динамический диапазон до 96,33 Дб. В свою очередь это означает, что звук с громкостью до 96,33 Дб должен быть записан без искажений по уровню громкости.
Если вы похожи на меня, то в большинстве случаев вы слушаете музыку в наушниках, а в наушниках довольно опасно долго слушать громкую музыку и, поверьте, 96,33 Дб это очень громко. Я стараюсь не превышать 60-65 Дб при прослушивании, этого вполне достаточно чтобы в полной мере насладиться звуком, но недостаточно чтобы повредить слух. И, как видите, у меня остается значительный запас по громкости до заветных 96,33 дб. По этой причине записи с 24 битной точностью для меня не дадут никакого преимущества, я просто не буду слышать разницы из-за того, что не слушаю музыку достаточно громко. Если кто-то из ваших знакомых, слушающий музыку в наушниках, говорит вам, что есть разница между 16 битной записью и 24 битной — не верьте ему. Он стал жертвой маркетинга и просто верит, что разница есть, хоть он её и не слышит. Добавим к этому тот факт, что наш слух имеет разную чувствительность по громкости к разным частотам звука, поэтому 16 битных записей для прослушивания в наушниках хватит для любых ситуаций.
Так почему многие люди верят, что 24 битная запись музыки значительно превосходит 16 битную? Для некоторых ситуаций это действительно так. Например, если вы слушаете живую запись симфонического оркестра, вам действительно нужна 24 битная запись, т.к. вам придется значительно повышать громкость, чтобы услышать все нюансы. Вы повышаете громкость технически, на вашем устройстве, но та громкость, которую вы услышите будет нормальной, потому что записи симфонической музыки делаются довольно тихими как раз для того, чтобы можно было расслышать все нюансы звука. Но это правило не работает для современных записей поп музыки, т.к. уже на студии записи делают предельно громкими и если вы будете слушать её на той же громкости, что и качественную запись оркестра, вы просто рискуете повредить свой слух.
Также 24 битная запись подходит для записи звука. Гораздо эффективнее сделать запись в более высокой битности и потом, при финальной обработке снизить её до 16, чем наоборот. Если вы сделаете запись в 16 битах и потом искусственно увеличите её до 24, то качество будет даже ниже, чем при исходных 16 битах, а возможно и такое, что в звуке появится посторонний фоновый шум.
Алгоритм
Схема аналого-цифрового преобразователя последовательного приближения обычно состоит из четырех основных подсхем:
- Выборки и удержание цепи для получения входного напряжения V в .
- Аналоговый компаратор напряжения, который сравнивает V in с выходом внутреннего ЦАП и выводит результат сравнения в регистр последовательного приближения (SAR).
- Подсхема регистра последовательного приближения, предназначенная для подачи приблизительного цифрового кода V во внутренний ЦАП.
- Внутренний эталонный ЦАП, который, для сравнения с V ref , подает на компаратор аналоговое напряжение, равное выходному цифровому коду SAR в .
Анимация 4-битного АЦП последовательного приближения
Регистр последовательного приближения инициализируется так, чтобы старший бит (MSB) был равен 1 цифре . Этот код подается в ЦАП, который затем передает аналоговый эквивалент этого цифрового кода ( V ref / 2) в схему компаратора. для сравнения с дискретным входным напряжением. Если это аналоговое напряжение превышает V in , то компаратор заставляет SAR сбрасывать этот бит; в противном случае бит остается равным 1. Затем следующий бит устанавливается в 1, и выполняется тот же тест, продолжая этот двоичный поиск до тех пор, пока не будет протестирован каждый бит в SAR. Результирующий код представляет собой цифровую аппроксимацию дискретизированного входного напряжения и, наконец, выводится SAR в конце преобразования (EOC).
Математически пусть V in = xV ref , поэтому x in — это нормализованное входное напряжение. Задача состоит в том, чтобы приблизительно оцифровать x с точностью до 1/2 n . Алгоритм работает следующим образом:
- Начальное приближение x = 0.
- i- е приближение x i = x i −1 — s ( x i −1 — x ) / 2 i , где s ( x ) — знаковая функция (sign ( x ) = +1 для x ≥ 0, −1 для х <0). Используя математическую индукцию, следует, что | х п — х | ≤ 1/2 п .
Как показано в приведенном выше алгоритме, АЦП последовательного приближения требует:
- Источник входного напряжения V в .
- Источник опорного напряжения V ref для нормализации входа.
- ЦАП для преобразования i- го приближения x i в напряжение.
- Компаратор для выполнения функции s ( x i — x ) путем сравнения напряжения ЦАП с входным напряжением.
- Регистр для хранения выходных данных компаратора и применения x i −1 — s ( x i −1 — x ) / 2 i .
Срабатывание АЦП последовательного приближения при падении входного напряжения от 5 до 0 В. Итерации по оси x . Значение приближения по оси y .
Пример: Десять шагов преобразования аналогового входа в 10-битный цифровой с использованием последовательного приближения показаны здесь для всех напряжений от 5 В до 0 В с итерациями 0,1 В. Поскольку опорное напряжение равно 5 В, когда входное напряжение также равно 5 В, все биты установлены. При снижении напряжения до 4,9 В очищаются только некоторые из младших битов. MSB будет оставаться установленным до тех пор, пока входное напряжение не станет равным половине опорного напряжения, 2,5 В.
Двоичные веса, присвоенные каждому биту, начиная со старшего бита, равны 2,5, 1,25, 0,625, 0,3125, 0,15625, 0,078125, 0,0390625, 0,01953125, 0,009765625, 0,0048828125. Все это в сумме дает 4,9951171875, что означает двоичное 1111111111 или один младший бит меньше 5.
Когда аналоговый вход сравнивается с внутренним выходом ЦАП, он эффективно сравнивается с каждым из этих двоичных весов, начиная с 2,5 В и либо сохраняя его, либо очищая в результате. Затем путем добавления следующего веса к предыдущему результату, повторного сравнения и повторения до тех пор, пока все биты и их веса не будут сравнены с входными данными, находится конечный результат — двоичное число, представляющее аналоговый вход.
Варианты
- Тип счетчика АЦП
- Цифро-аналоговый преобразователь можно легко развернуть, чтобы обеспечить обратную функцию аналого-цифрового преобразования. Принцип заключается в корректировке входного кода ЦАП до тех пор, пока выходной сигнал ЦАП не окажется в пределах ± 1 ⁄ 2 младшего разряда от аналогового входа, который должен быть преобразован в двоично-цифровую форму.
- Сервопривод АЦП слежения
- Это улучшенная версия счетного АЦП. Схема состоит из счетчика, направленного вверх-вниз, с компаратором, контролирующим направление счета. Аналоговый выход ЦАП сравнивается с аналоговым входом. Если входной сигнал больше, чем выходной сигнал ЦАП, выход компаратора становится высоким, и счетчик начинает отсчет. АЦП слежения имеет то преимущество, что он прост. Однако недостатком является время, необходимое для стабилизации, поскольку новое значение преобразования прямо пропорционально скорости, с которой изменяется аналоговый сигнал.
Что такое ЦАП? Что он делает?
Звуки, которые мы постоянно слышим – дорожный шум, работающие инструменты, плачущий ребенок в транспорте – представляют собой акустические волны, которые распространяются в воздушной среде к нашим ушам в аналоговой ипостаси.
Аналоговые записи издавались на виниловых дисках и кассетах, однако нежелательный шум и ненадежность этих носителей стимулировали поиск новых форматов. Появление CD открыло дорогу для цифровой революции.
Цифровое аудио кардинально отличается от аналогового. Цифровые музыкальные файлы обычно создаются при помощи импульсно-кодовой модуляции (PCM) в процессе измерения амплитуды аналогового сигнала через равные интервалы времени.
ЦАПЫ: Разрядность: 24 бит
Разрядность: 24 бит
Основные плюсы
- Внутреннее экранирование и применение технологии SMD для монтажа электроники делают работу устройства стабильной и уменьшают уровень электрических помех
- Позолоченные разъемы RCA позволяют добиться качественного контакта и уменьшить шумы, помехи, наводки выходного каскада
- Устройство не требовательно к параметрам кабелей подключения, потому что отличается низким выходным сопротивлением
- Функция Standby снижает энергопотребление, переводя ЦАП в режим ожидания
- Специализированая микросхема CS4344 фирмы Cirrus Logic лежит в основе преобразователя, обеспечивая высококлассную обработку и фильтрацию аудио сигналов
Разрядность: 24 бит
Основные плюсы
- Установлен преобразователь WM8742, который обеспечивает отличное качество обработки, сохраняя детализацию, глубину и объемность звука
- Возможность соединения и одновременной работы с четырьмя внешними устройствами
- ЦАП оснащен разъемами, позволяющими передавать звуковой сигнал отличного качества: аналоговым RCA, коаксиальным TosLink, двумя разъемами S\PDIF, также возможно подключение по USB
- Поддерживает большое количество разнообразных аудиоформатов, в том числе студийные 24-битные мастер-файлы
- Простая и понятная индикация, показывающая уровень дискретизации получаемого сигнала
Показать все товары в категории «Разрядность: 24 бит»
Почему важна частота выборки?
Понимание характера сигналов и их максимально возможных частот является важной частью точных измерений. Предположим, мы хотим измерить выходной сигнал акселерометра
Если мы ожидаем, что он будет испытывать колебания с максимальной частотой 100 Гц, мы должны установить частоту выборки по крайней мере в два раза больше (принцип Найквиста). На практике же для получения качественного сигнала лучше устанавливать частоту выборки в 10 раз больше. Поэтому в этом случае мы устанавливаем частоту выборки 1000 Гц и выполняем измерение.
Теоретически все как надо, но что, если частота сигнала при высокой амплитуде не увеличилась? Если это так, то наша система не сможет точно измерить или преобразовать сигнал. Кроме того, измеренные значения могут оказаться вовсе неверными.
Чтобы представить себе искажения из-за недостаточной частоты выборки, посмотрите старый фильм про проезжающий вагон, когда камеры еще снимали со скоростью 24 кадра в секунду: при разных скоростях это может выглядеть так, как будто колеса вращаются назад или же вообще не двигаются.
Это своего рода стробоскопический визуальный эффект, вызванный гармонической зависимостью между частотой вращения колеса и скоростью съемки камеры. Возможно, вам попадались видео, где кажется, что вертолет висит в воздухе, а его лопасти вообще не двигаются. Это происходит, если выдержка камеры была синхронизирована со скоростью вращения лопастей вертолета.
Это несущественно для кинематографии, но если мы занимаемся наукой, для нас невозможно серьезно полагать, что колеса автомобиля вращаются назад, а быстро вращающиеся лопасти вертолета не двигаются.
При оцифровке АЦП сигналов напряжения важна точная установка частоты выборки. Если задать слишком высокое значение, мы потратим впустую вычислительную мощность и в конечном итоге получим файлы данных, которые слишком велики и неудобны для анализа. Слишком низкая частота выборки, в свою очередь, порождает две проблемы:
- утрата важных компонентов динамического сигнала;
- получение ложных («паразитных») сигналов (если в системе не применяется фильтрация-сглаживание).
Наглядный пример слишком низкой частоты выборки: исходный сигнал и результат (в черном цвете) — ложный сигнал (шум).
БЛОК ПИТАНИЯ
Как уже упоминалось во второй части статьи, для питания микросхем цифро-аналогового преобразователя необходимы симметричные напряжения питания ±5В. Они формируются с помощью интегральных стабилизаторов IC13 IC14 от линий аналогового питания ±12В. Так как шины питания микросхем ЦАП должны быть как можно короче, микросхемы IC13 IC14 смонтированы непосредственно на печатной плате ЦАП.
Для питания цифрового приёмника и других элементов конструкции необходим источник питания с симметричным выходным напряжением ±12В и однополярный с напряжением +5В. Эти напряжения формируются стабилизаторами IC15-IC17, которые вместе с другими элементами размещены на отдельной печатной плате.
Схема блока питания представлена на рисунке:
увеличение по клику
Обратите внимание, питание +5В для цифровых схем изолировано (вплоть до применения отдельно трансформатора) от шин питания ±12В для аналоговых цепей. Общие (земляные) шины этих источников соединяются на плате цифро-аналогового преобразователя между микросхемами цифрового фильтра и ЦАП (перемычка JP3)
Кроме микросхем стабилизаторов на плате расположены диодные мосты и элементы сглаживающих фильтров.
Резисторы R55, R56, R58, включенные между выпрямителями и конденсаторами фильтра, ограничивают зарядный ток в моменты включения и импульсном потреблении.
Вторичные обмотки сетевых трансформаторов подключаются к плате через клемные контакты разъёмов K11 и K13. Так как трансформаторы могут быть разных конструкций и габаритов (лишь бы выходные напряжения были в заданных пределах), то печатные платы и варианты включения для них не приводятся.
Экспертное прослушивание
В качестве «референсных» устройств использовались:
- наушники типа «бутоны» (со сменными силиконовыми вкладышами) Sharp HP-MD33-S, номинальный импеданс 16 Ом
- Мониторные наушники Sennheiser 265 Linear (150 Ом)
Активная стерео пара JetBalance JB-382
Прослушивание показало, что наушники с номиналом 16 Ом категорически противопоказаны. Система прекрасно распознает их подключение, но бас куда то исчезает, а все фоновые шумы (в том числе от работающих дисков) как будто избирательно усиливаются. Наушники сопротивлением 150 Ом озвучиваются с полноценным басом, но система автоматически не распознала подключение профессионального номинала.
Нелинейные искажения на хороших колонках становятся слишком заметны. Подключение «хайфайной» многоканальной акустики лишено смысла при наличии только стерео записей. Хвала Всевышнему, программное (WinDVD 5.0 Platinum) воспроизведение шестиканального DVD — audio 24 бит 96 кГц идет без коверканного ресэмплирования звукового сигнала в 16 бит. Вот если бы Azalia еще и поддерживала многоканальный SACD! Тогда компьютерное аудио можно было бы рассматривать как резерв Hi-Fi аппаратуре.
Искусственная виртуализация даже на крутом шестиканальном акустическом комплекте вряд ли произведет должное впечатление. Кодек здесь ни при чем: просто в алгоритмах извлечения дополнительных каналов из обычного стерео о революционных достижениях говорить не приходится.
На панели настроек программного обеспечения кодека C-Media имеется занятная кнопочка под названием Dolby Digital Live. Неужто режим кодирования «живет»? Вынужден вас огорчить: в рамках нашего тестирования этот режим не исследовался – какие либо настройки качества кодирования в текущей версии программного обеспечения не доступны. Хотя кодек C-Media 9880 такую экзотику поддерживает, но все «штучки» от Dolby Laboratory, включая DDICE-DolbyR Digital Interactive Content Encoder, являются опциональными «софтовыми».
Возможно, использование более удачного аудио кодека и обвешивание его всякими фильтрами при встраивании в материнскую плату улучшит ситуацию, однако 32 бит 192 кГц звука нужны здесь как «в бане лыжи». Тем более миниатюризация материнок и корпусов входит в моду, и впихивать громоздкие «хай-файные» аудио железяки будет попросту некуда.
PS Audio DLIII Digital Link — 30000 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Достоинства
Аналоговые цепи работают в классе А
Недостатки
Отсутствует выход на наушники
В основе этого продукта американской фирмы лежит интересная философия. Поскольку микросхем собственно ЦАП’ов — раз-два и обчелся, цифровой тракт звучит примерно одинаково. «Голос» устройства определяется аналоговыми цепями, а схем их создания — великое множество. Для DLIII были выбраны транзисторные аналоговые цепи, работающие в классе А с неглубокой обратной связью. Решение аудиофильское, что вкупе с наличием балансных выходов и высококлассных гнезд RCA позволяет адресовать аппарат самым взыскательным меломанам.
Трехступенчатое преобразование входного сигнала позволяет свести джиттер к минимуму, т.е. улучшить разрешение стереокартины. Действительно, создаваемые DLIII музыкальные образы — удивительно четкие, ни один инструмент не «выпячен», но голос каждого ясно различим. Если ваша система позволяет подключить DLIII по балансной шине, советуем обязательно взять аппарат на заметку.
Графики АЧХ и КНИ образуют нечто похожее на дельту реки: на верхах нелинейные искажения начинают расти, амплитуда входного сигнала падает (классическая картина работы аудиоканала на пределе полосы пропускания). Единственный в подборке аппарат (не считая NuForce, пожелавшего остаться в этом смысле неизвестным), который инвертирует фазу входного сигнала. Зато дисбаланса по каналам практически нет. В спектре выходного сигнала заметны следы нескольких разностных гармоник, но с достаточно низкой амплитудой (–80–90 дБ). «Коврик» располагается на уровне –100 дБ, что следует считать хорошим показателем.
Характеристики
Для описания цифро-аналоговых преобразователей в общем случае используют следующие характеристики.
Общие
- Разрядность. Определяет количество уровней аналогового сигнала, которое может воспроизводить ЦАП. Для N разрядного ЦАП число уровней аналогового сигнала равно 2N (включая значение для нулевого кода);
- Напряжение питания;
Статические характеристики:
- Статическая характеристика преобразования — это зависимости значения выходного сигнала ЦАП от значения входного кода;
- Статическая нелинейность. Для описания статической нелинейности используют две величины: дифференциальная нелинейность (DNL) и интегральная нелинейность (INL);
- Монотонность. Одна из важнейших характеристик ЦАП, которая говорит о том, что при увеличении кода значение аналогового сигнала также увеличивается. Унарная архитектура гарантирует монотонность. Для бинарной архитектуры монотонность не гарантируется;
- Смещение нуля;
- Ошибка усиления;
Динамические характеристики:
- Быстродействие. Определяется как максимальная частота, с которой можно изменять код на входе ЦАП, получая при этом корректный результат на выходе ЦАП. Измеряется в «выборок/с» или в герцах. Так же может называться как Частота дискретизации или максимальная частота смены входного кода;
- SNR (отношение сигнал/шум). Считается как отношение мощности восстанавливаемого гармонического сигнала к сумме мощностей всех остальных гармоник в спектре выходного сигнала, кроме кратных, и выражается в децибелах;
- SFDR (динамический диапазон, свободный от паразитных составляющих). Считается как отношение амплитуды восстанавливаемого гармонического сигнала к амплитуде наибольшей гармоники в спектре выходного сигнала, также выражается в децибелах. Эту характеристику так же ещё называют «динамической линейностью».
- Потребляемая мощность;
Совместимость
Запаса по мощности Q5 без проблем хватит практически для любых наушников, причём для большинства — даже не придётся включать высокий Gain. Даже с достаточно тугими изодинамическими моделями Q5 показывает себя на очень приличном уровне (особенно с балансного выхода). «Обратная сторона медали» — практически полное отсутствие шума при проводном подключении даже с чувствительными IEM. При подключении по Bluetooth с «Андромедами» мне всё-таки удалось услышать тихий фоновый шум, но только в паузах между треками, поэтому я склонен считать это очень неплохим результатом.
Стилистически Q5 полностью универсален, тут главное — чтобы потенциальный владелец тяготел именно к мониторной, нейтральной подаче. Критичность к уровню материала высокая, где-то 8 по 10-балльной шкале.
Разумеется, обзор был бы неполным без треков-примеров
Tune-Yards — ABC123. Решил я, стало быть, расширять свой диапазон интересов, а то всё больше джаз в подборках, с редкими вкраплениями рока и классики, поэтому пришлось двинуться в сторону странных жанров, обозванных «инди». И вот сразу — прекрасный трек для демонстрации нейтральности Q5: собранные тугие ударные, объёмная запись, насыщенная разными «фишками» мелодия, словом — есть где разгуляться приличному ЦАПу.
Marvin Gaye — Distant Lover. Побродив по инди-разделу, я заскучал и решил вернуться к чему-то более привычному, но при этом не набившему ещё оскомину. Поэтому следующим был извлечён трек исполнителя, который в одиночку может выступать идеальным тестом для СЧ. Но и тут мониторная и техничная подача Q5 показывает себя во всей красе: мельчайшие нюансы голоса, эмоций, мелодии — всё отыграно как следует и без огрехов.
Steven Wilson — Refuge. Ну и закончить подборку захотелось чем-то всё-таки знакомым и давно родным, тут на помощь пришёл раздел «Лучшие рок-релизы 2017», я долго колебался между Вилсоном и Плантом, но выбор вы видите сами. Сложная из-за внешней сдержанности мелодия не составляет проблемы для Q5, прекрасно отыгрывающего и вступление, и более динамичную основную часть.