Виды автомобильных ламп

Газоразрядные лампы

Ксеноновые лампы были изобретены в сороковых годах прошлого века в Германии. А уже в 51 году того же столетия первые ксеноновые лампы были презентованы компанией Osram. Первые ксеноновые лампы, имевшие высокую яркость при низкой рабочей температуре и спектр освещения близкий к дневному свету, стали быстро вытеснять угольные дуговые лампы из киноаппаратов. Позже они нашли применение в головном свете автомобилей, вытесняя h4 и h7.

Для увеличения эффективности таких источников света газ в их колбах находится под давлением до 30 кг/см2. Это обстоятельство заставляет при работе с ними соблюдать особые меры безопасности. Транспортируются такие лампы в предохранительных пластмассовых контейнерах, которые снимаются только после установки лампы, а при демонтировании обязательно надеваются.

Ксеноновые лампы philips хороши тем, что их свечение очень близко по спектру к дневному свету, поэтому глаза меньше устают и лучше различают препятствия на дороге. Яркость и спектр свечения не единственные их достоинства. Преимуществами также являются следующие качества:

  • Возможность точной фокусировки за счет того, что источник света, которым является плазменная область возле катода, близок к точечному.
  • Небольшой нагрев при работе.
  • Незначительный процент тепловых лучей в рабочем спектре излучения.
  • Большой срок службы (до 3–5 тыс. часов).

Диодные источники света

Следующей ступенью в эволюции автомобильных ламп стали светодиодные (led) источники света. Которые для головного света имеют такие же цоколи, как H1, H4(н4), H7 и H11. А так как диодные (led) лампы не требуют в отличие от разрядных специальных устройств питания, замена галогеновых ламп головного света на светодиодные чрезвычайно проста. Обычно замена H1, H4(н4) или H7 на диодные led выполняется владельцем автомобиля без посторонней помощи. Производят светодиодные автомобильные лампы все те же Philips, Narva и Osram. Светодиодные автомобильные лампы бывают как рабочим напряжением 12V, так и 24V. Причем диодные устройства led на 12В светят нисколько не хуже, чем led на 24V. LED — это аббревиатура от английского названия светодиодов — light-emitting diode.

В отличие от других типов ламп, диодные (светодиодные) led лампы имеют не только разную яркость, но и разные оттенки цвета освещения. Их обозначают цветовой температурой в градусах Кельвина для ламп led рабочим напряжением как 12В, так и 24V. Она соответствует таким цветам: от 6 до 6,5 тыс. К – холодный белый; от 4,2 до 5 тыс. К – нейтральный белый; от 3 до 3,5 тыс. К – теплый белый. При разной цветовой температуре яркость свечения led может быть одинаковая. Светодиодные источники (диодные) хороши тем, что их свечение очень близко по спектру к дневному свету. Яркость, спектр свечения, и надежность – вот основные достоинства, которые имеют светодиодные (диодные) лампы philips, включая h4 и h7.

Типы автомобильных ламп

По этим критериям различают несколько видов электрических ламп, применяемых в автомобилестроении.

Накаливания

Представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. При подаче напряжения на противоположные концы нити происходит разогрев вольфрама, сопровождающийся излучением фотонов света в видимом спектре. По причине недостаточной мощности и малого ресурса, а также теплоты свечения до 3200 K для головных фар этот тип автоламп применяется только в старинных ретроавтомобилях. А в современных машинах используется для подсветки салона и панели приборов.

Галогенные

Модификация ламп накаливания, заключающаяся в том, что вместо вакуума в колбу закачаны галогениды брома и йода. Эти галогены препятствуют прилипанию частичек испаренного вольфрама к внутренней поверхности стекла. Активно перемещаясь внутри колбы эти частички попадают обратно на нить накала и свариваются с ней под действием температуры. Таким образом, происходит частичная регенерация вольфрамовой спирали. Процесс все же не бесконечен, так как испаренные частицы оседают в хаотичном порядке, образуя неравномерные по толщине участки, что в итоге приводит к перегоранию нити в тонких промежутках. Для головных фар, кроме однонитевых, применяют двухнитевые лампы, в которых спирали расположены таким образом, что одна служит для ближнего, а вторая для дальнего света.

Кроме увеличенного в два раза ресурса работы, галогенки светят в два раза ярче обычных ламп накаливания и подобный автосвет широко применяется по сей день.

Газоразрядные

В конце прошлого столетия галогенки были частично вытеснены ксеноновыми лампами. В отличие от предшественников эти приборы работают по принципу дугового разряда в газовой среде. Колба этих ламп изготавливается из прочного кварцевого стекла, внутрь колбы закачивается газ ксенон, а с двух сторон в нее впаиваются два вольфрамовых электрода с проставками из инвара. В момент подачи напряжения на электроды между ними возникает разряд с излучением фотонов света. Так как сам ксенон формирует столб светящейся плазмы только возле катода, то в колбы автоламп добавляют ртуть, соли натрия и скандия. За счет этого основной поток света формируют пары солей и ртути, а ксенон служит для первичного запуска и разогрева основных элементов. Свет таких ламп дает яркий поток, теплотой до 6000 K. Именно эти характеристики так привлекают владельцев авто, но для запуска и работы газоразрядок необходим специальный балласт.

Схема включения в цепь.

Для фар, где не предусмотрена раздельная оптика используют биксеноновые лампы — те же ксенонки, но установленные в специальный механизм, регулирующий фокусное расстояние и направление свечения. Фары, не имеющие подобного механизма, лишены возможности переключения между режимами ближнего и дальнего света с ксеноновыми лампами.

Читайте: 6 лучших моделей ксеноновых ламп

Светодиодные

Следующая ступень эволюции в автосвете — LED лампы. В качестве источника света здесь выступает полупроводниковый кристалл, помещенный под люминофорную заливку. В конструкции лампы имеется схема управления и драйвер, необходимые для работы светодиодов. Так как LED элементы и драйвер сильно греются, то для теплоотвода необходим массивный радиатор. Сами кристаллы размещены с двух сторон в виде дорожек, имитирующих нити накала. Верхняя дорожка отвечает за ближний, а верхняя за дальний свет, причем обе группы прикрыты полусферами, отсекающими прямые лучи, чтобы не ослеплять встречных водителей. Эти лампы имеют ресурс работы до 20000 часов и теплоту света практически в любом необходимом диапазоне, вплоть до 8000K, что делает их самыми долговечными и яркими среди всех аналогов. Главный недостаток светодиодных автоламп в том, что у них нет светораспределения по всему радиусу рефлектора и линзы, как у галогенок или ксенонок. Отсюда вытекает две проблемы:

  1. Их установка возможна только в строго выверенном горизонте, далеко не всегда совпадающем с конструкцией посадочного места в фаре.
  2. Для реализации всего потенциала таких приборов необходима оптика и рефлекторы изначально разработанные под LED лампы.

Последняя разработка, основанная на LED технологии — лазерные фары. Эта инновация позволила увеличить дальность свечения головных фар до 600 метров, но слишком узкий конус света и космические расценки на лазеры пока не дают распространиться новинке на рынке автосвета в полной мере.

Рекомендуем: 7 лучших светодиодных ламп для авто

Виды и типы цоколей автомобильных ламп

Кроме обозначений лампочек есть еще и маркировка по присоединительному цоколю. Разные цоколи предотвращают установку лампочек в другие патроны. Существует несколько основных обозначений по цоколю:

  • P – наличие этой буквы в начале маркировки говорит о том, что у лампы фланцевый тип цоколя;
  • BA – так обозначаются цоколи штифтового типа, при этом штифты располагаются симметрично относительно друг друга;
  • BAY – в этом цоколе штифтового типа один из штифтов отличается по высоте;
  • BAZ – цоколь данного типа также относится к штифтовым моделям, только имеется смещение штифтов по радиусу и высоте;
  • SV – лампочка софитная, т.е. имеется два цоколя с противоположных сторон;
  • E – данный тип цоколя имеет резьбовую поверхность;
  • W – цоколь лампочки выполнен из стекла.

В обозначении может быть также зашифровано и количество контактов, которые имеет цоколь. Они обозначаются маленькими латинскими буквами:

  • s – такой цоколь имеет только один контакт;
  • d – в данном цоколе используется два контакта;
  • t – этот тип цоколей выполнен в трехконтактном варианте;
  • q – цоколь с четырьмя контактами;
  • p – присоединительный цоколь с пятью контактами.

Модифицированные и улучшенные лампы

Лампы разных типов постоянно подвергаются улучшению, их конструкция дорабатывается, а основные характеристики и качество повышаются. Так, сегодня все более востребованными становятся галогеновые лампы Н4, а так как любой производитель заинтересован в повышении качества успешной продукции, эти лампы претерпели ряд доработок.

В результате в продаже нередко встречаются галогеновые лампы с особыми покрытиями колбы, измененной формой спирали, используется газ с добавлением других примесей, что позволяет добиться повышенной яркости. Такие изделия стоят дороже стандартных, но есть смысл остановить свой выбор именно на них. Это касается и автоламп с улучшенным визуальным комфортом: по естественности освещения такие галогеновые лампы максимально приближены к ксеноновым.

Основные характеристики автоламп

Все автомобильные лампы продаются в упаковке, на которой указываются характеристики. Для кого-то такая информация может оказаться «китайской грамотой», как следствие – человек покупает лампы исходя из стоимости или следуя советам продавцов. Но зная, что означают обозначения и маркировки, автовладелец может легко выбрать качественное изделие и при этом избежать лишних трат.

Как правило, на коробке с лампой всегда есть следующие обозначения:

  • тип лампы (буквенные обозначения, рассмотренные в начале статьи);
  • номинальное напряжение;
  • буква U, которая говорит о том, что лампа – галогенная;
  • цифровое обозначение страны производителя;
  • мощность.

Что касается последнего пункта – для ламп дальнего света это значение не должно превышать 75 ватт, для ближнего – 68 ватт.

Очень важно обращать внимание на заявленный производителем срок службы ламп. Обычно это значение указывается в очень широком диапазоне, например, для галогеновых ламп в зависимости от производителя такое значение может варьироваться от 180 до 600 часов. На практике срок эксплуатации составляет около 450 часов

На практике срок эксплуатации составляет около 450 часов

На практике срок эксплуатации составляет около 450 часов.

Примеры и расшифровка:

  • HB1 и HB2 – двухнитевые фары;
  • HB3 и HB4 – однонитевые, при этом НВ3 обеспечивают только дальний свет, а HB4 – ближний;
  • D1R и D1S – принадлежат к первому поколению газоразрядных ламп, объединенных с модулем зажигания;
  • S – лампа прожекторной (линзовой) оптики;
  • R – лампа рефлекторной (отражающей) схемы;
  • D2R и D2S – газоразрядные лампы второго поколения (R – лампа для рефлекторной оптической схемы, S – для прожекторной).

Если вышеизложенное не облегчило, а лишь усложнило вашу жизнь и вы так и не поняли, как расшифровать маркировку ламп, рекомендую доверить это специалистам или же подобрать лампочку согласно руководства по эксплуатации к вашему авто. Как вариант можете просто взять неисправную лампочку и отправиться с ней в автомагазин, где вам помогут и дадут точно такую же только рабочую лампу.

Текст принадлежит: Фара Инфо.

С развитием автомобильной индустрии и постоянным обновлением модельного ряда машин появляются новые виды и типы автомобильных ламп.На сегодняшний день, определяющим стандартом для производителей ламп в нашей стране является ГОСТ 2023-88. Конечно, и он не совершенен, так как прогресс не стоит, а ГОСТ 88 года, тем не менее большинство автомобильных ламп и цоколей в нем описаны.

В завистимости от количества контактов у цоколя лампы добавляется соответствующая буква:s — один контактd — два контактаt — три контактаq — четыре контакта

p — пять контактовТипы цоколей автомобильных ламп.

А – лампа автомобильная. АМН – лампа автомобильная миниатюрная. АС – софитная лампа автомобильная.

АКГ – кварцевая галогенная автомобильная лампа. Т — лампа цокольная миниатюрная. Цоколь выполнен совместно с колбой.

Пример обозначения для примера (T5 4W) – лампа диаметром 5/8 дюйма, мощность 4 ватта. R – лампа с металлическим цоколем 15 мм и колбой в 19 мм. Обозначение для примера (R 5W) – мощность 5 ватт.

R2 — Диамтер колбы порядка 40 мм. Лампы накаливания применяемые в советское время для дальнего и ближнего света. На настоящий момент почти не используются.

P — лампа с 15-мм цоколем и диаметром колбы до 26,5мм. Обозначение для примера (P21W) – мощность 21 ватт. SV (С) – софитная лампа (с двух сторон расположен цоколь).

Как правило, применяется для подсветки салона, подсветки номерного знака. Обозначение для примера SV8,5 5w– лампа имеет диаметр цоколя 8,5 мм, мощность 5 ватт. Может обозначаться как С5W.

ВА — лампа штифтового типа, в которой каждый штифт расположен симметрично относительно других. BAY – штифтовая лампа, в которой один из штифтов смещен по высоте. BAZ – штифтовая лампа со смещенным штифтом по высоте и радиусу.

W – цоколь лампы выполнен совместно с колбой из стекла. Пример обозначения (W 2*4,6d 5W) – цоколь выполнен совместно с колбой из стекла, толщина цоколя 2 мм, ширина 4,6 мм, 2 контакта, мощность 5 ватт. Обозначение ламп не по цоколю.

Наиболее распространенные лампы галогенные могут иметь различный цоколь, но начинаться с одной буквы H, что значит галогенная. Также встречаются и цифровые значения, которые также указывают на уникальную форму и цоколь лампы, например 9145 (противотуманная лампа).

Обозначение ламп по свету свечения. Y – если буква стоит за первым символом, то эта лампа выполнена с оранжевым цветом колбы.

Лампы и цоколи:

лампа Н1 цоколь P14,5s— лампа Н2 цоколь Х511— лампа H3 цоколь PK22s— лампа H4 цоколь P43t— лампа Н7 цоколь PX26d— лампа Н11 цоколь PGJ19-2— лампа H8 цоколь PGJ19-1— лампа H9 цоколь PGJ19-5— лампа H12 цоколь PZ20d— лампа H10 цоколь PY20d— лампа HB3 цоколь P20d— лампа НВ4 цоколь P22d— лампа D1S цоколь PK32d-2— лампа D1R цоколь PK32d-3— лампа D2S цоколь P32d-2— лампа D2R цоколь P32d-3— лампа PY21W цоколь BAU15s— лампа P21W цоколь BA15s— лампа P21/4W цоколь BAZ15d— лампа P21/5W цоколь BAY15s— лампа R5W цоколь BA15s— лампа R10W цоколь BA15s— лампа T4W цоколь BA9s— лампа W5W цоколь W2.1×9.5d— лампа W3W цоколь W2.1×9.5d— лампа W2.3W цоколь W2x4.6d— лампа WY2.3W цоколь W2x4.6d— лампа WY5W цоколь W2.1×9.5d— лампа H6W цоколь BAX9s— лампа H21W цоколь BAY9s— лампа C5W цоколь SV8.5-8— лампа HB1 цоколь P29t— лампа HB5 цоколь PX29t— лампа WP21W цоколь WZ2.5x16d— лампа P27W цоколь WZ2.5x16d— лампа C21W цоколь SV8.5-8— лампа W21W цоколь W3x16d— лампа W21/5W цоколь W3x16q— лампа W16W цоколь W2.1×9.5d— лампа WP21W цоколь WY2.5x16d

— лампа PY27/7w цоколь WX2.5x16q

  • ledxenon.ru
  • unit-car.com
  • farainfo.ru
  • www.drive2.ru

Виды и типы цоколей автомобильных ламп

Производители с каждым годом оснащают автомобили всё большим количеством различных видов ламп. Одни из них используются для наружного освещения, а другие подсвечивают пространство салона и приборную панель. В помощь автомобилисту мы приводим расшифровку маркировки цоколей автомобильных ламп, часто применяемых в современных машинах.

Более сотни лампочек применяется в современных легковых автомобилях. Каждая из них выполняет свою задачу, помогая водителю и пассажирам машины бороться с темнотой. В соответствии с назначением автомобильные лампы отличаются по целому ряду параметров, таких, как размеры, электрические свойства, присоединительный цоколь.

Выполнение последней задачи не требуется для светодиодных осветительных приборов, которые не имеют колбы. В остальных типах автомобильных ламп (галогенки, ксенон, лампы накаливания) требуется герметичное соединение, чтобы исключить утечку инертного газа или не допустить появления воздуха в колбе.

Расшифровка обозначений на цоколях автомобильных ламп

Существует несколько видов маркировки автомобильных ламп. Они серьезно отличаются друг от друга, часто сбивая автомобилиста с толку.

Маркировка отечественных автомобильных ламп

Еще со времен Советского Союза действуют обозначения автомобильных ламп в соответствии с ГОСТ 2023-88. Они выглядят следующим образом:

  • А – автомобильная лампочка,
  • АМН – автомобильная миниатюрная лампа,
  • АС – автомобильная софитная лампа,
  • АКГ – автомобильная кварцевая галогенная лампа.

Обычно после этих букв следуют цифры, которые обозначают мощность лампочки и номер разработки. Такая маркировка встречается только на автомобильных лампах отечественного производства. Главным недостатком ее является отсутствие в шифре конкретного типа лампы.

Европейская маркировка автомобильных ламп

Чаще всего на автомобильном рынке можно встретить лампочки с другим обозначением. Оно выполняется по единому европейскому стандарту ЕСЕ. В нем используется следующая шифровка:

  • T – миниатюрная цокольная лампа, например, T4W;
  • R – лампочка, имеющая диаметр цоколя 15 мм, диаметр колбы составляет 19 мм (R10W);
  • P – лампочка, имеющая диаметр цоколя 15 мм, а диаметр колбы не превышает 26,5 мм (P15W);
  • W – лампочка со стеклянным цоколем (W4W);
  • H – галогенная лампочка (H5W);
  • Y – наличие данной буквы перед числом говорит об оранжевом цвете колбы (PY21W).

Кроме обозначений лампочек есть еще и маркировка по присоединительному цоколю. Разные цоколи предотвращают установку лампочек в другие патроны. Существует несколько основных обозначений по цоколю:

  • P – наличие этой буквы в начале маркировки говорит о том, что у лампы фланцевый тип цоколя;
  • BA – так обозначаются цоколи штифтового типа, при этом штифты располагаются симметрично относительно друг друга;
  • BAY – в этом цоколе штифтового типа один из штифтов отличается по высоте;
  • BAZ – цоколь данного типа также относится к штифтовым моделям, только имеется смещение штифтов по радиусу и высоте;
  • SV – лампочка софитная, т.е. имеется два цоколя с противоположных сторон;
  • E – данный тип цоколя имеет резьбовую поверхность;
  • W – цоколь лампочки выполнен из стекла.

В обозначении может быть также зашифровано и количество контактов, которые имеет цоколь. Они обозначаются маленькими латинскими буквами:

  • s – такой цоколь имеет только один контакт;
  • d – в данном цоколе используется два контакта;
  • t – этот тип цоколей выполнен в трехконтактном варианте;
  • q – цоколь с четырьмя контактами;
  • p – присоединительный цоколь с пятью контактами.

Примеры популярных обозначений на цоколях автомобильных ламп

Чтобы не запутаться при выборе подходящей автомобильной лампы с нужным цоколем, необходимо знать некоторые примеры обозначений.

  • P 32 d-2 – лампочка ближнего света в четырехфарной системе,
  • P 20 d – лампа дальнего света,
  • BA 15 s – лампочки передних и задних габаритных фонарей,
  • BAY 15 d – лампочка заднего стоп-сигнала,
  • SV 8,5 – лампа заднего хода и подсветки номерного знака,
  • PK 22 s – лампа противотуманного переднего фонаря.

Типы цоколей ламп

Раньше при покупке лампочек домой мы не задумываясь брали лампочку Ильича и ставили её в нашу люстру, сейчас же появилось большое разнообразие светильником с патронами под различные цоколи ламп. В статье рассмотрим основные типы цоколей и как определить какая лампа нам подойдет не беря саму лампу в магазин.

Цоколь — это часть лампы, которая располагается в патроне и через которую проходит электрический ток к лампе.

Каждый тип цоколя имеет собственное обозначение, которое составляется из определенных букв и цифр:

1. Заглавная буква в начале обозначения определяет тип цоколя.

E — резьбовой цоколь Эдисона (Edison/Эдисон); G — штырьковый цоколь; B — штифтовой цоколь (байонетный); R — цоколь с утопленным контактом; S — софитный цоколь; P — фокусирующий цоколь.

  • 2. Число стоящее после буквы определяет диаметр цоколя или расстояние между штырьками.
  • 3. Маленькие (строчные) буквы обозначают количество штырьков, контактных пластин или гибких соединений в данном цоколе.

s — 1 контакт; d — 2 контакта; t — 3 контакта; q — 4 контакта; p — 5 контактов.

Резьбовые цоколи

Являются одними из самых первых которые появились и самыми распространенными в домашнем освещении. Буквенное обозначение получили от своего изобретателя Томаса Эдисона ((Edison). Цифры расположенные следом за буквой указывают на диаметр цоколя в мм.

Лампы с цоколем Е27 это всем хорошо известные лампочки Ильича, но на сегодняшний день используется и для светодиодных и энергосберегаюших ламп.

Штырьковые цоколи

У данного типа ламп первой буквой в обозначении стоит английская G. Для соединения с питающими проводами в патроне используются как прямые штыри, так и штырьки с утолщением на конце. Цифирное обозначение указывает на расстояние между центрами штырьков.

Читать также: Монтаж электропроводки в квартире своими руками

Дополнительное обозначение буквами U X Y Z обозначают разновидность конструкции. Лампы одной размерности, но с разными разновидностями конструкции не взаимозаменяются.

Среди данных цоколей выделяются лампы с цоколями G23 и G24. Эти лампы выпускаются с расположенными внутри стартерами.

Цоколи ламп с утолщением на штырьках GU10применяются в местах повышенной вибрации, вставляя их в патрон и проворачивая мы их фиксируем от выпадения из патрона.

Если вы встречали в магазинах необычные кольцевые лампы, то знайте, в таких используют цоколи G10q.

Намного реже, но все же встречаются в домашних светильниках цоколи с комбинацией двух или даже трех цоколей. Для обозначения данных цоколей ставят цифру, соответствующую колличеству цоколей, перед буквенным обозначением. Например 2G10, 2G11, 2G13.

Штифтовые (байонетные) цоколи

Данный вид цоколя является видоизмененным типом резьбового цоколя. Только роль резьбы выполняют штифта по бокам, за счет которых лампа фиксируется в патроне. Обозначается английской буквой В или русской Ш (В22d=2Ш22). Цифра перед буквой — количество контактов, после буквы — диаметр корпуса.

Такой тип цоколя применяется в автомобилях. За счет точного фиксирования такие лампы могут быть 2-х,3-х контактные. Например лампа с 2 спиралями ближнего-дальнего света.

Лампы с байонетным цоколем зарубежного производства не содержат цифрового префикса, а обозначаются аббревиатурой:

BC — Bayonet Cap (Байонетный цоколь) = B22d, 2Ш22;

SBC — Small Bayonet Cap (Маленький Байонетный цоколь) = B15d, 2Ш15;

MBC или MBB — Miniature Bayonet Cap / Base (Миниатюрный Байонетный цоколь) = Ba9s, 1Ш9.

Цоколь с утопленным контактом

Обозначается буквами R7s? 7 — это диаметр отверстия. Цифры после букв указывают на общую длину лампы в мм, выпускают такие лампы длиной 78, 118, 189, 254 мм. Применяются в различных кварцевых приборах и приборах с высокой интенсивностью освещения.

Читать также: Светильники на потолок

Софитный цоколь

Обозначается буквой S. Цифра после обозначает диаметр корпуса контакта. Контакты расположены с двух сторон. Применяется в салонных осветителях авто.

А также в галогеновых лампах.

Фокусирующий цоколь

Обозначается английской буквой P (Prefocus type Bases / цоколь фокусированного типа). Применяется в автомобилях, кинопроекторах, прожекторов. Цифры указывают диаметр ориентирующей части. P14.5s — одноконтактный, 14,5 мм. цоколь.

Прячем проводку в доме

Светильники на потолок

Монтаж электропроводки в квартире своими руками

Самостоятельный монтаж кабельного канала

Виды автомобильных цоколей

Для удержания лампы в посадочном месте и герметизации колбы необходим цоколь, имеющий контакты для соединения с источником питания. В зависимости от многих факторов цоколи разнятся по форме и размерам конструктивных элементов.

С защитным фланцем

Он же фокусирующий. Используется в фарах головного света, так как шпильки на фланце расположены в точном соответствии с посадочными пазами. Это позволяет добиться одинаковой фокусировки лучей в левой и правой фаре со строгим углом наклона. Крепится посредством болтов или прижимной пружины, расположенной в задней части корпуса фары. В противотуманках спираль накала, колба с газом или светодиодная панель располагаются перпендикулярно рефлектору. Соединение с контактами осуществляется при помощи клемм.

Софитные

По форме напоминают предохранители напряжения. Такое расположение цоколей позволяет устанавливать эти источники света в плоские элементы конструкции. Применяются для подсветки номерного знака, приборных панелей, салона, багажника.

Штифтовые

Они же байонетные. Похожи на резьбовые, но функцию резьбы выполняют один или несколько штифтов. Штифты могут располагаться со смещением по высоте и радиусу. Фиксация происходит поворотом лампы на 10–15 градусов по часовой стрелке до упора. В качестве контакта выступает металлический корпус цоколя и одна или две напайки на торце. Применяется во всех видах освещения, кроме головного света, чаще всего, для указателей поворотов, стоп-сигналов, габаритных огней.

Cо стеклянным цоколем

Металлические крепежные элементы в такой лампе отсутствуют, а удержание в посадочном месте происходит за счет фиксации пружинным зажимом в патроне. Устанавливаются в габаритные огни, аварийное освещение, подсветку приборной панели и везде, где не нужна большая мощность.

Новые виды цоколей

Как таковой принципиально новых типов соединений, получивших массовое распространение пока нет. Все что делают производители — модифицируют существующие варианты, меняя незначительно форму и расположение крепежных элементов ради привязки потребителя к конкретной фирме и обслуживанию в автосервисах компании. Примером могут послужить цоколи H4, H7, H19 в которых практически нет различий, но установить их в один и тот же патрон не получится, так как выступы на фланцах этих ламп отличаются по размерам. Для некоторых типов соединений существуют переходники, но их использование делает прибор более уязвимым к внешним воздействиям.

Лампы накаливания

Лампочка накаливания – это колба из стекла с вольфрамовой нитью, наполненная газом. Ток через электроды проходит в нить накала, она моментально разогревается, лампа накаливания начинает светиться. Чаще всего используется резьбовой цоколь, диаметр 14, 27 или 40 мм, светоотдача 9-19 Лм/Вт, существую модели для напряжение 220-230 В и 127 В. Для бытового использования доступны изделия с мощностью 25-150 Вт.

Вакуумные лампочки

Из самых первых лампочек накаливания откачивался воздух, чтобы предотвратить сгорание вольфрамовой нити под воздействием кислорода. Поэтому они назывались вакуумными. На данный момент такие лампы почти не изготавливаются (только очень миниатюрные). Вакуум заменяется смесью аргона с азотом, предотвращающей окисление вольфрамовой нити, но название сохранилось.

Преимущества современных ламп накаливания:

  • широкий выбор по мощности;
  • подключение к сети без дополнительного оборудования;
  • безопасность во время эксплуатации;
  • способность работать при низком напряжении в сети;
  • устойчивость к повышенному уровню влажности и низким температурам.

К недостаткам можно отнести хрупкость, короткий срок эксплуатации и потребление большого объема электроэнергии.

Криптоновые

В криптоновых лампочках вместо смеси аргона с азотом закачивается криптон. Этот газ продлевает срок эксплуатации за счет уменьшения испарения спирали. У этих изделий КПД выше, чем у вакуумных, температура света ближе к естественной.

Галогенные

В галогеновых источниках к аргону и азоту добавлен йод, бром, фтор или хлор. Дополнительные элементы не только не позволяют вольфрамовой нити испариться, но и возвращают молекулы на прежнее место. Свечение яркое белое, срок эксплуатации увеличивается в 4-6 раз. Основной недостаток – очень высокая температура колбы.

Виды галогеновых лампочек:

  • с резьбовым цоколем (для подключения к сети с напряжением 220 В);
  • линейные (для прожекторов на улице);
  • зеркальные низкого напряжения (для открытых светильников);
  • капсульные низковольтные (для монтажа декоративного освещения).

Для подключения низковольтных изделий требуется трансформатор, понижающий 220 в до  6, 12 или 24 В.

Преимущество галогенных источников:

  • компактные размеры;
  • повышенная светоотдача (до 25 лм/Вт);
  • срок эксплуатации до 4-х тыс. часов;
  • способность сохранить температуру свечения при снижении напряжения.

Для этих источников выпускаются разнообразные светильники:

  • настенные;
  • точечные потолочные (для подвесных конструкций);
  • встраиваемые в мебель;
  • подвесные;
  • фиксированные и поворотные.