Оглавление
- Содержание:
- Какие модели выбрать
- Плюсы динамического микрофона
- Конденсаторный микрофон
- Какой конденсаторный микрофон для студии
- Общие понятия
- Важность хорошего предусилителя
- Достоинства и недостатки
- Критерии выбора
- Производители конденсаторных микрофонов
- Виды
- Конденсаторный микрофон – как это работает
- Из чего можно сделать микрофон
- Что нужно учесть при покупке микрофона
- Несколько советов от профессионала
- Самодельный микрофон
- Электретные микрофоны
Содержание:
Ключевое отличие:
Конденсаторный микрофон — это тип микрофона, который работает на конденсаторе. Его также называют конденсаторным или электростатическим микрофоном. Конденсатор — это электронное устройство, которое накапливает энергию в форме электростатического поля. Конденсатор первоначально назывался конденсатором. Как и все микрофоны, конденсаторный микрофон преобразует акустическую энергию в электрическую энергию, но для этого ему требуется питание от батареи или внешнего источника.
Динамические микрофоны более универсальны и просты, чем конденсаторные микрофоны. Динамический микрофон работает посредством электромагнитной индукции и, следовательно, имеет меньше движущихся частей, чем конденсаторный микрофон. Это похоже на тот же динамический принцип, что и громкоговоритель, только наоборот.
Динамические микрофоны надежны и в отличие от конденсаторных микрофонов устойчивы к влаге. Они также относительно прочны и устойчивы к грубому обращению. Они также лучше подходят для работы с высокими уровнями громкости, например, от определенных музыкальных инструментов или усилителей. Это в основном связано с тем, что они не имеют внутреннего усилителя и не требуют батарей или внешнего источника питания. Все это, а также их потенциально высокий коэффициент усиления до обратной связи, делают динамические микрофоны идеальными для использования на сцене.
Однако, поскольку конденсаторные микрофоны имеют внешний источник питания, они имеют более сильный аудиосигнал, чем от динамического. Конденсаторные микрофоны также более чувствительны и чувствительны, чем динамики. Это делает их подходящими для записи тонких нюансов в звуке. Следовательно, они часто используются в студиях звукозаписи. Тем не менее, эта чувствительность также делает их более склонными к искажению, поэтому они не идеально подходят для работы с большими объемами.
Динамические микрофоны менее сложны в техническом отношении, чем конденсаторные микрофоны, поэтому они, как правило, дешевле. Из-за этого и других ранее заявленных отличий как динамические микрофоны, так и конденсаторные микрофоны лучше подходят для конкретных задач, чем другие.
Конденсаторные микрофоны часто используются для записи звука, где каждый тип конденсаторных микрофонов и их применение являются специфическими для каждого типа инструмента. Динамические микрофоны иногда также используются для записи, но в сотрудничестве с конденсаторными микрофонами, и они часто используются для инструментов с довольно плоскими характеристиками. Они также часто используются для живых выступлений, так как они портативны и недороги. Высококачественные дорогие конденсаторные микрофоны обычно используются для вокала, гитарных усилителей, оркестров и тому подобного.
Конденсаторные микрофоны также используются в телефонных передатчиках, недорогих караоке-микрофонах и других подобных приложениях. Они также довольно широко используются в лабораторных и студийных приложениях.
Какие модели выбрать
Во всем мире известны следующие производители: Shure, AGK, Sennheiser, Neumann, Rode, Audio-Technica. Какой именномикрофон купить для вокала? Назовем несколько моделей, которые хорошо себя зарекомендовали.
Динамические:
- Легендарный Shure SM58. Про надежность и прочность этой модели у звукорежиссеров ходит шутка, что им можно гвозди заколачивать. Используют как вокальные микрофоны для концертов и для записи.
- Shure SM7B. Просто создан для рок-вокала.
- RODE M1. Отличные микрофоны для живых выступлений. С кардиоидной направленностью, встроенным поп-фильтром, низким уровнем шума.
- Sennheiser MD421. Универсальное устройство: подойдет для вокала и инструментов.
- Для записи экстрим-вокала хорошие результаты дают Shure SM-7B, Shure Beta-58.
Конденсаторные, ленточные:
RODE NT1A. Конденсаторный, с диафрагмой 1”. Микрофоны этой модели популярныдля домашней записи вокала.
- RODE NTR. Ленточный, с диаграммой «восьмерка».
- RODE NTK. Ламповый.
Беспроводные:
- Shure BLX24E/PG58.
- AKG Perception Wireless 45 Vocal Set BD-A (530-560).
USB-микрофоны для компьютера:
- RODE NT-USB.
- RODE Podcaster. Blue Yeti.
- RODE Podcaster. Blue Yeti Pro.
Audio-Technica AT2020-usb.
Теперь вы знаете, как правильно выбирать вокальный микрофон. Что еще можно сделать:
Узнайте, какими микрофонами пользуются любимые музыканты.
Посмотрите отзывы и обзоры на интересующие модели.
Проведите тест-драйв нескольких устройств. Да, это мы уже говорили
Но это правда важно.
P.S. Главное, не упустите из виду: ни один микрофон не исправит слабый вокал. Поэтому работайте над своим голосом. Нет наставника? Приходите в школу музыки «Fishbones». Научим петь. А заодно – правильно пользоваться микрофоном. И помните: удача любит смелых.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: ТОП-10 Лучших Наушников для Спорта – Рейтинг 2020 года
Плюсы динамического микрофона
Динамические микрофоны смертельно необходимы везде, где есть повышенный уровень шумов и требуется избирательная чувствительность по отношению к источнику звука. Потому что самая главная особенность динамических микрофонов в том, что они чувствительны только к ближайшему источнику звука (рот исполнителя) и практически не восприимчивы к посторонним шумам. Поэтому на живых концертах, в сложных акустических обстоятельствах (стадион, спортзал) и погодных условиях (дождь, снег), работают в основном именно динамические микрофоны (самый известный – Shure SM-58 и его варианты в виде радиомикрофонных систем). Именно динамические микрофоны позволяют исполнителю спокойно проходить мимо работающей акустики (естественно в разумных пределах) и не заводиться от обратной связи. И именно динамические микрофоны славятся на весь мир своей надёжностью и неприхотливостью (особенно если корпус из металла), потому что внутри в принципе даже ломаться нечему. Кстати, именно поэтому у динамических микрофонов самое привлекательное соотношение цена/качество.
Конденсаторный микрофон
Немного отвлечёмся. Представьте, что Вы держите в руках перед собой вместо микрофона небольшое пуховое перышко, такое, которым обычно наполняют подушки.
Стоит только вашему дыханию сделать еле заметный вдох или выдох, пух этого перышка уже начинает реагировать на дуновение. Если же вы дунете на него сильно, пух начинает сильно вибрировать и даже издавать характерный звук.
К чему я это всё пишу? Конденсаторный микрофон имеет очень чувствительную мембрану, как пух у перышка. Благодаря этому он реагирует на самые тихие звуки, на ваше дыхание, шёпот и даже все шорохи в комнате.
А если в такой микрофон громко кричать, или слишком громко говорить с близкого расстояния, то чувствительная мембрана начнет издавать собственные звуки, которые в записи мы услышим как перегрузку, хрипение.
Конденсаторный микрофон записывает все мельчайшие детали голоса, все нюансы произношения. Именно такие микрофоны используют преимущественно в студиях, в помещениях.
Плюсы конденсаторных микрофонов:
- Записывают широкий спектр частот
- Улавливают все нюансы голоса
- Голос звучит естественно и натурально
- Более точно передают тембр голоса
Минусы конденсаторных микрофонов:
- Студийные конденсаторные микрофоны нуждаются в дополнительном фантомном питании+48 В (однако это не касается конденсаторных USB-микрофонов)
- Более чувствительны к перепадам температур, влажности.
- Более хрупкие из-за конструкции чувствительного элемента. При падении или ударе могут сломаться.
Какой конденсаторный микрофон для студии
Музыкальная или звукозаписывающая студия имеет то преимущество, что она имеет отличные акустические условия. Благодаря этому, это идеальное место, где вы можете в полной мере использовать потенциал конденсаторных микрофонов, в том числе возможность записи тихих звуков, улавливания даже мельчайших деталей или быстрой реакции на переходные процессы.
Для записи качественного акустического сигнала вам понадобится не только комната, но и устройство с определенными параметрами. Не каждый конденсаторный микрофон будет выполнять функции устройства записи голоса или акустических инструментов.
Какими параметрами должен обладать студийный микрофон? На что обратить внимание при покупке?
- Чувствительность. Этот параметр определяет, насколько эффективно (точно) микрофон способен записывать акустические волны. Чем выше чувствительность, тем точнее устройство. Студийные микрофоны характеризуются высоким уровнем чувствительности, что позволяет записывать даже самые тихие звуки.
-
Характеристики направленности. Он отвечает за площадь пространства, с которого записываются звуки. Микрофоны, предлагаемые производителями, могут иметь однонаправленную, двунаправленную или разнонаправленную характеристику.
Всенаправленные микрофоны записывают акустические волны со всех сторон. Они идеально подходят в качестве конференц-микрофонов. Двунаправленные устройства собирают звуки как спереди, так и сзади, но чувствительность к акустическим волнам от источника, расположенного непосредственно перед микрофоном, несколько выше. Третья группа – однонаправленные микрофоны. Здесь можно выделить устройства с кардиодальными, супер-кардиодальными, гиперкардиальными и субкардиодальными характеристиками. Однонаправленные микрофоны с максимальной точностью записывают поступающие к ним звуки, и, в зависимости от типа устройства, также могут ловить волны, приходящие с боков и сзади. Студийные микрофоны обычно являются направленными устройствами.
- Диапазон записываемых частот. Под минимальным и максимальным значением понимается наименьшая и максимальная частота, которую устройство может захватывать и передавать на регистрирующие элементы.
- Собственный шум. Этот параметр информирует об уровне напряжения микрофона, измеренном в единицах полной тишины. Шум микрофона не должен превышать 15 дБ (А), хотя в случае с оборудованием для записи вокала стоит искать модель с более низким значением собственного шума.
Общие понятия
«Конденсаторный» и «динамический» — это термины, обозначающие два разных типа микрофонов в соответствии с механизмом, используемым ими для преобразования звука в электрический сигнал.
Диафрагма конденсаторного микрофона представляет собой тончайшую пластиковую плёнку, покрытую с одной стороны золотом или никелем и расположенную вблизи от неподвижной пластины из проводящего материала. Для создания электрического поля между диафрагмой и этой пластиной могут использоваться два способа. Первый способ – применяется внешний источник (батарея или фантомное питание), с помощью которого на диафрагму подаётся поляризующее напряжение. Второй способ для электретных микрофонов – они содержат перманентно поляризованный (электретный) материал, располагающийся либо в пластине, либо в самой диафрагме. Диафрагма и пластина, разделённые небольшой воздушной камерой, образуют конденсатор. Его ёмкость изменяется в соответствие с движением диафрагмы, свободно перемещающейся под воздействием звуковых волн. По мере приближения или удаления диафрагмы от пластины, пропорционально изменяется электрический заряд последней. Колеблющееся напряжение пластины является, таким образом, электрическим «отображением» движений диафрагмы.
Механизм действия динамического микрофона можно представить как обратный механизму действия обычного динамика акустической системы. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Когда звуковая волна воздействует на диафрагму, последняя начинает колебаться, и звуковая катушка перемещается. Вибрация провода в магнитном поле приводит к появлению электрического тока, направление и величина которого строго зависят от движений диафрагмы, и, следовательно, в динамическом микрофоне этот ток является электрическим «отображением» звуковой волны.
Если говорить простыми словами, то динамический микрофон это грубый технарь, делающий свою работу качественно и в сроки. А конденсаторный – это интеллигентный гуманитарий-шпион применяющий тонкие техники, умеющий слушать, слышать и самое главное – передавать без искажений все подробности процесса )
Важность хорошего предусилителя
Нельзя просто подключить конденсаторный или динамический вашего компьютера и ожидать отличного качества звучания. Из-за некоторых технических деталей (например, согласования сопротивлений), скорее всего, подключив микрофон напрямую к звуковой карте, вы совсем не услышите никакого звука. Поэтому вам необходим микрофонный усилитель и хороший предусилитель. Большинство техников звукозаписи подтвердят, что выбор микрофона низкого качества и подключение его к хорошему предусилителю даст лучший звук, чем хороший микрофон в связке с плохим предусилителем.
Что касается характеристик отдельных групп, вы можете выбрать устройство, подходящее для конкретных приложений. Из перечисленных выше источников сигналов микрофоны занимают ведущее место. Они являются единственными электроакустическими устройствами, способными захватывать естественные звуковые колебания, поэтому они также упоминаются как источники первичных сигналов.
Микрофоны фиксируют сигналы, создаваемые в окрестностях, преобразуя акустические колебания в электрические колебания, получая звуковые сигналы от своих терминалов. Их можно классифицировать по нескольким критериям. С точки зрения конструктивного принципа в соответствии с принципом действия согласно конструктивному типу в соответствии с характеристиками направленности после выходной зависимости. С точки зрения конструктивного принципа мы сталкиваемся с двумя типами микрофонов. Углеродные микрофоны, используемые в телефонии, которые работают по принципу управления источником постоянного тока и микрофонами, используемыми в электростатике, работая по принципу трансформации энергии.
Достоинства и недостатки
Преимущества электретных микрофонов:
- Низкая цена комплектующих и производства. Если сравнивать с другими моделями, то электретные дешевле на 20-30%.
- Широкий спектр применения. Они устанавливаются в смартфоны, персональные компьютеры, гаджеты для прослушки.
- Высокое качество звука. Устройства используют для измерения звука.
- Возможность использовать разные типы подключения. Они поддерживают XLR, 3,5 мм и т.д.
- Хорошая чувствительность и долговечность мембраны.
- Устойчивость к повреждениям и воздействию воды.
Недостатки:
- Необходимость установки усилителей.
- Потребность в дополнительном источнике питания.
Критерии выбора
Правильно выбрать хороший микрофон, ориентируясь только на громкость, вряд ли получится
Очень важно попросить показать изделие в действии. Если на первом плане точное воспроизведение звука, то надо отдавать предпочтение конденсаторному варианту
Но использовать такое решение можно лишь там, где избыточное звуковое давление не окажет воздействия на результат записи. Потому за пределами студий чаще всего применяют динамические образцы.
Независимо от механизма фиксации, надо разобраться, каким должен быть размер мембраны. Мелкомембранный формат способен очень точно и четко зарегистрировать высокие частоты. Но он очень чувствителен даже к незначительным колебаниям воздуха.
Достоинства и недостатки среднемембранных микрофонов определить довольно трудно. У них сочетаются в разной степени свойства мелкомембранной и крупномембранной техники. Потому к каждому устройству нужно подходить со своей, особой меркой. Что касается чувствительности микрофона, то тут не все однозначно. Очень высокая чувствительность может помешать, если комната или иное место для записи подготовлены плохо.
Однонаправленный микрофон может уловить волны, исходящие с одного направления. Он рекомендован для эксплуатации на концертах, в ходе театральных спектаклей. Двунаправленные модели (восьмеричные и некоторые другие) концентрируют звук, идущий с противоположных сторон. Это решение подойдет для интервью на телевидении или для записи в крупном концертном зале. Сразу получится записать еще и реакцию аудитории на выступление.
Всенаправленный тип микрофона запишет звуки со всех сторон. Звучание в таком случае наиболее естественно. Однако применять подобную технику стоит только в хорошо оборудованных помещениях. Посторонние звуки крайне пагубно могут сказаться на записи. Кроме перечисленных нюансов, стоит учитывать:
- тип питания микрофона;
- вид его разъема;
- возможности регулировки громкости;
- возможность прекратить запись вовсе.
Производители конденсаторных микрофонов
Среди популярных производителей микрофонов выделяют такие бренды:
- AKG. Австрийская компания, которая работает на рынке несколько десятков лет. Наибольшей популярностью в бюджетном ценовом диапазоне пользуется серия Perception и ее модели P120, P220, P420. Начальный выпуск P120 обладает мембраной с диагональю 2/3 дюйма и относится к кардиоидной группе. P220 стоит дороже, но выделяется прогрессивными характеристиками и богатым оснащением. Флагманская модель P420 является самой дорогой в своем сегменте.
- Rode. Торговая марка была основана в Австралии. В течение нескольких десятилетий она поставляет на рынок качественные приборы для студийного использования. Достоинством продукции Rode является грамотное соотношение цены и качества. В список популярных моделей входит NT1-A, которая появилась в продаже еще в 80-х гг. Являясь родоначальником целой серии, микрофон постоянно модернизируется с целью сохранения оригинального звучания.
- Neat. Бренд производит микрофоны контрастной расцветки и с нестандартной формой корпуса. Из всех моделей большой популярностью пользуется Worker Bee, выполненная в стиле винтаж. При этом в микрофоне реализованы передовые наработки компании в области оборудования для звукозаписи. Устройство выделяется минимальным шумом, оптимальным соотношением цена-качество и богатым комплектом.
AKG – австрийский производитель аудиотехники.
Виды
Вокальные микрофоны можно разделить по типу преобразователя, встроенного в конструкцию:
- динамические;
- конденсаторные.
Динамические отличаются наличием особой мембраны, к которой прикрепляется катушка, совершающая движение в неподвижном магните. Конденсаторные имеют внутри две пластины, одна из которых подвижная, – именно она и отвечает за изменение емкости, когда две звуковые волны воздействуют друг на друга.
Есть еще ламповые, угольные и ленточные. Последние являются одной из разновидностей динамических микрофонов. Все они реже применяются в студийной работе, поэтому рассматривать их не имеет смысла.
Конденсаторные микрофоны последнего поколения передают вокал в качестве, максимально приближенном к студийным стандартам. Передаваемый ими звук глубок, мягок и чист, насыщен всем богатством обертонов. И чтобы получить такой результат, не требуется никакого дополнительного звукового оборудования или фильтров. Динамические микрофоны не чувствительны к дополнительным помехам. Они широко используются на концертах и деловых мероприятиях (конференциях, выставках, симпозиумах).
Особое внимание стоит уделить USB-технике. Это устройство – симбиоз микрофона (обычно конденсатора) и аудиоинтерфейса (звуковой карты USB), через который происходит процесс преобразования аналогового сигнала в цифровой
Он, в свою очередь, передается по USB-каналу на персональный компьютер для записи и дальнейшей обработки.
Подключить такой микрофон не составит труда. Это не сложнее, чем установить обычную компьютерную мышь.
Девайс через шнур подсоединяют к доступному USB-порту, операционная система распознает новое устройство и автоматически подготавливает его к дальнейшей работе. От пользователя требуется только настроить любимую программу записи. Для использования USB-микрофона большинству людей не нужны специальные знания и навыки работы с записывающей аппаратурой.
Описываемая техника удобна, но при работе с ней нужно учитывать некоторые особенности:
- в зависимости от модели микрофона может наблюдаться задержка сигнала (до 1 секунды);
- невозможно подключить USB-микрофон через USB-концентратор, так как для такого оборудования требуется свободный порт для прямого подключения;
- USB-кабель для подключения к компьютеру не может быть слишком длинным (максимум 3-5 метров);
- большинство моделей USB-микрофонов не имеют выхода для наушников и мониторинга записи в режиме реального времени.
Из преимуществ, которыми обладает техника, следует отметить:
- компактность, мобильность;
- простота подключения и настройки;
- доступность цен;
- высококачественная запись;
- нет необходимости в дополнительном дорогостоящем оборудовании.
Недостатки:
- выход для наушников отсутствует в большинстве моделей;
- нельзя использовать в качестве звуковой карты.
Конденсаторный микрофон – как это работает
Основное различие между динамическими и емкостными микрофонами заключается в технологии – в том, как звуковые волны обрабатываются обоими устройствами.
Конденсаторные микрофоны состоят из подвижных обкладок и металлической сетки мембраны, загружаемой поляризовыванным напряжением, что формирует особый тип конденсатора. Емкость конденсатора изменяется благодаря колебаниям мембраны (под действием звуковых волн) и, таким образом, возникают электрические импульсы, которые передаются к регистратору.
Конденсаторные микрофоны характеризуются высокой чувствительностью, а потому и точностью записи даже самых тихих звуков. Их потенциал используется, в основном, в студиях звукозаписи, где в изолированных условиях вы можете записывать как громкие, так и тихие звуки. Емкостные микрофоны редко используются на сцене. Также стоит помнить, что такие устройства требуют дополнительного фантомного питания.
Из чего можно сделать микрофон
Вход звуковой карты компьютера рассчитан на подключение голосового прибора с сопротивлением 100-200 Ом, а сопротивление электродинамической головки не превышает 8 Ом, поэтому для согласования используется транзисторный каскад, включенный с общей базой. Вместо транзисторов ВС109 можно использовать КТ3102 с любым буквенным индексом. На резистор R5 подаётся плюс питания от 6 до 9 вольт. К минусовому выводу конденсатора С2 припаивается жила экранированного провода. Оплётка соединяется с землёй. На другой конец кабеля впаивается штекер mini-jack.
Далее, от платы нужно отпаять провода, убрать кнопку и печатные дорожки, а пластину использовать для монтажа на ней предварительного усилителя
Если плата с усилителем имеется, то капсюль осторожно выпаивается и устанавливается на новую конструкцию
Что нужно учесть при покупке микрофона
Конденсаторный микрофон или динамический микрофон? Вы должны ответить на этот вопрос самостоятельно. Но, независимо от того, какую модель вы ищете, стоит учитывать такие параметры, как:
- Применение – если микрофон используется в музыкальной студии, вы можете попробовать купить емкостное устройство. Динамические микрофоны также используются профессионалами, но не так часто, как «конденсаторы». Когда вы покупаете микрофон с целью подключения его к компьютеру и использования его для видеозвонков, игр или записи видеоблогов, вам не нужно вкладывать деньги в дорогие емкостные устройства, динамических микрофонов здесь будет достаточно (за некоторым исключением, например, ASMR);
- Чувствительность – этот параметр определяет, насколько эффективно микрофон может записывать акустические волны. Как уже упоминалось, конденсаторные микрофоны отличаются большей чувствительностью;
- Частотный диапазон – заданный как минимальное и максимальное значение частоты звука, которые он может регистрировать и отправлять записывающим устройствами;
- Собственный шум – информирует об уровне напряжения микрофона, измеренном в полной тишине. Чем ниже уровень собственного шума, тем лучше устройство. Значение собственного шума не должно превышать 15 дБ(А);
- Разъём – микрофоны могут быть оснащены разъемами 3,5 мм или 6,3 мм, USB или XLR. Модели, предлагающие беспроводную связь, также доступны на рынке.
Несколько советов от профессионала
Прежде всего, при выборе микрофона нужно решить, для чего Вы будете его использовать. Стандартно микрофоны можно разделить на конденсаторные и динамические. Первые лучше подходят для записи голоса за кадром или дубляжа, но они очень чувствительны и требуют соответствующей тишины в помещении
Динамические предназначены, прежде всего, для певцов и собирают меньше звука из окружающей среды.
Ещё одна вещь, на которую стоит обратить внимание при покупке конденсаторного микрофона, когда, например, мы будем записывать рассказ, комментировать игры или записывать вокал с помощью конденсаторного микрофона, – это наличие выхода для наушников, который мы будем использовать для интерактивного прослушивания. Это невероятно полезная вещь, которая облегчает процесс записи
Позволяет исключить многие проблемы или настроить микрофон, чтобы регистрируемый сигнал был чистый.
Стоит помнить, что конденсаторные микрофоны гораздо лучше собирают звук спереди (кардиоидная система). Чем ближе, тем лучше регистрируются низкие частоты. Аналогично, чем дальше Вы от микрофона, тем лучше должны регистрироваться высокие частоты. Чтобы сохранить правильный баланс, нужно записывать на расстоянии около 12-15 см от микрофона. Это знание может быть использовано во время создания различных материалов, например, аудиокниги или дубляж.
Самодельный микрофон
Основой устройства является малогабаритный электретный капсюль, который можно приобрести на радиорынке или в специализированном магазине. Это разновидность конденсаторного микрофона, в котором одна обкладка заряжена электрическим потенциалом. Она выполняет функцию мембраны. Из такого капсюля несложно сделать микрофон для ПК своими руками. Электретные приборы для улавливания звука и преобразования его в электрический сигнал обладают хорошей чувствительностью и ровной амплитудно-частотной характеристикой в широком диапазоне частот. Параметры электретных устройств позволяют использовать их в профессиональных микро высокого уровня.
Капсюли являются полярными приборами, так как в их корпусе находится полевой транзистор, который позволяет согласовать очень высокое сопротивление капсюля с низкоомным входом усилителя низкой частоты.
Электретные микрофоны
В последнее время в бытовых магнитофонах используются электретные конденсаторные микрофоны. Электретные микрофоны имеют самый широкий диапазон частот — 30…20000 Гц.
Микрофоны этого типа дают электрический сигнал в два раза больший нежели обычные угольные.
Промышленность выпускает электретные микрофоны МКЭ-82 и МКЭ-01 по размерам аналогичные угольным МК-59 и им подобным, которые можно устанавливать в обычные телефонные трубки вместо угольных без всякой переделки телефонного аппарата.
Этот тип микрофонов значительно дешевле обычных конденсаторных микрофонов, и поэтому более доступны радиолюбителям.
Отечественная промышленность выпускает широкий ассортимент электретных микрофонов, среди них МКЭ-2 односторонней направленности для катушечных магнитофонов 1 класса и для встраивания в радиоэлектронную аппаратуру — МКЭ-3, МКЭ-332 и МКЭ-333.
Для радиолюбителей наибольший интерес представляет конденсаторный электретный микрофон МКЭ-3, который имеет микроминиатюрное исполнение.
Микрофон применяется в качестве встраиваемого устройства в отечественные магнитофоны, магниторадиолы и магнитолы, такие как, «Сигма-ВЭФ-260», «Томь-303», «Романтик-306» и др.
Микрофон МКЭ-3 изготовляется в пластмассовом корпусе с фланцем для крепления на лицевой панели радиоустройства с внутренней стороны. Микрофон является ненаправленным и имеет диаграмму круга.
Микрофон не допускает ударов и сильной тряски. В табл. 2 приведены основные технические параметры некоторых марок миниатюрных конденсаторных электретных микрофонов.
Таблица 2.
Тип микрофона | МКЭ-3 | МКЭ-332 | МКЭ-333 | МКЭ-84 |
Номинальный диапазон рабочих частот, Гц | 50…16000 | 50… 15000 | 50… 15000 | 300…3400 |
Чувствительность по свободному полю на частоте 1000 Гц, мкВ/Па | не более 3 | не менее 3 | не менее 3 | А — 6…12 В — 10…20 |
Неравномерность частотной характеристики чувствительности в диапазоне 50… 16000 Гц, дБ, не менее | 10 | — | — | — |
Модуль полного электрического сопротивления на 1000 Гц, Ом, не более | 250 | 600 ±120 | 600 ± 120 | — |
Уровень эквивалентного звукового давления, обусловленного собственными шумами микрофона, дБ, не более | 25 | — | — | — |
Средний перепад уровней чувствительности «фронт — тыл», дБ | — | не, менее 12 | не более 3 | — |
Условия эксплуатации: температура, С относительная влажность воздуха, не более | 5…30 85% при 20″С | -10…+50 95±3% при 25″С | 10…+5095±3%при 25″С | 0…+4593%при 25″С |
Напряжения питания, В | — | 1,5…9 | 1,5…9 | 1,3…4,5 |
Масса, г | 8 | 1 | 1 | 8 |
Габаритные размеры (диаметр х длина), мм | 14×22 | 10,5 х 6,5 | 10,5 х 6,5 | 22,4×9,7 |
На рис. 5 приведена схема включения распространенного в радиолюбительских конструкциях электретного микрофона типа МКЭ-3.
Рис. 5. Принципиальная схема включения микрофона типа МКЭ-3 на входе транзисторного УЗЧ.
Рис. 6. Фото и внутренняя приниципиальная схема микрофона МКЭ-3, расположение цветных проводников.