Схемы фонокорректор для винилового проигрывателя своими руками

Выбор компонент

Два человека повлияли на выбор конкретных компонент модернизации винилового сетапа

@Gorbatov указал на то, что среди фонокорректоров среднего ценового диапазона следует обратить внимание на вторичный рынок и конкретно — на фонокорректор Luxman E-200. А также что MC-звукосниматель начального уровня Ortofon Quintet Red очень прилично звучит для своей цены

Luxman E-200 в прекрасном состоянии (как косметическом, так и функциональном) был приобретен на вторичном рынке за 66 000 рублей (включая пересылку из другого региона).

Новый звукосниматель Ortofon Quintet Red обошелся в 23 500 рублей в известном сетевом магазине (тут свою роль сыграли скидки за былые «заслуги»). Если учесть, что за заменяемые компоненты (звукосниматель Ortofon 2M Blue и фонокорректор PS Audio PS II MK5 (К. Бабин) я выручил 28 000 рублей (продажа), то общая стоимость перехода на новый уровень составила 61 500 рублей.

В результате, стоковый фонокабель Pro-Ject Connect It, прилагавшийся к проигрывателю Pro-Ject X1 был заменен на фонокабель Ortofon 6NX-TSW 1010R, который обошелся в 21 850 рублей.

Межблочный ноунейм-кабель, соединявший фонокорректор с усилителем, был заменен на кабель DH Labs с коннекторами WBT-0144. Стоимость такого кабеля — 10 000 рублей.

Таким образом, общие вложения в модернизацию составили 93 350 рублей. Это сопоставимо с вложениями в мой первый виниловый сетап.

Простой винил-корректор для проигрывателя «Арктур-006-стерео» по схеме А. Бокарёва

Случайно в мои руки попал проигрыватель пластинок «Арктур-006-стерео». Поэтому появилась острая нужда в фонокорректоре. На просторах Интернета наткнулся на схему А. Бокарёва, по которой и решил сделать столь необходимый девайс. Сзади у проигрывателя есть два выходных разъёма (СГ-5/DIN): один со встроенного фонокорректора (500мВ), второй в обход, для подключения к внешнему (5мВ). При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.

Характеристики встроенного корректора мне не понравились, а при включении выяснилось, что он неисправен — я услышал в динамиках только гул 50 Гц. Желания его восстанавливать не возникло, отключил плату встроенного корректора совсем. Буду слушать свой вариант.

Винил корректор с двухполярным питанием

Следующая схема была найдена в книге “”Искусство схемотехники”- П.Хоровиц, У.Хилл (стр. 167). На схеме изображен один канал винил корректора:

По сути эта та же самая схема. Но теперь уже используется двухполярное питание, а так же иначе рассчитаны номиналы частотозадающих цепей. Использование двухполярного питания позволяет отказаться как от применения делителей для формирования половинного напряжения питания, так и от выходного конденсатора. Входной конденсатор следует оставить для отсечениея возможного постоянного напряжения предыдущего каскада, а так же как элемент входной RC цепи.

В данной схеме, как и в предыдущей следует установить емкости по питанию 10-100 мкФ и 0.1 мкФ максимально близко к ножкам питания ОУ. Заземленный конденсатор в 47 мкФ уменьшает коэффициент усиления по постоянному току до единицы.

График представляет из себя частотную характеристику усилителя воспроизведения, построенную относительно значения коэффициента усиления 0 дБ при частоте 1кГц.

В качестве операционных усилителей могут быть применены и TL062, TL072, но лучше отдать предпочтение TDA2320, L4558, LM833 и другим ОУ, предназначенным для звуковых цепей, либо обладающими высоким входным сопротивление (>1МОм), низким уровнем шумов и высокой скоростью нарастания сигнала.

Вместо заключения

Какой вариант и на каких операционных усилителях собирать винил корректор — решать вам. Я лично предпочитаю схему на ОУ с двухполярным питанием, ввиду отсутствия лишних элементов, однако схема с однополярным питанием справляется со своей задачей ни чуть не хуже, а применение качественных операционных усилителей и компонентов позволит добиться значительного прироста в качестве звука.

Вы пишите: Фишкой данной микросхемы является то, что она является усилителем класса А. Это означает, что обе полу-волны сигнала усиливаются одним каскадом. В случае же класса B положительные и отрицательные полу-волны усиливаются разными каскадами внутри микросхемы.

1. Здесь вы путаете понятия класс усилительного каскада и схема построения каскада — однотактная и двухтактная. 2. Конечно — если говорят о классе то имеют в виду выходной каскад. Открыл даташит. У микросхемы двухтактный выход. А он может быть класса А, АВ, В. Да, там же в даташите написано The TDA2320A is a stereo class A preamplifier. Поверим.

На верхней частоте звукового диапазона требуемый коэффициент передачи винил-корректора должен быть около 20 дБ. В то же время большинство ОУ на этой частоте уже имеют коэффициент усиления не более 40-50 дБ и фазовый сдвиг определенный и немалый. Глубина обратной связи при этом будет не более 20-30 дБ, а этого маловато. С другой стороны, немногие люди услышат дефекты такого усилителя, так что для начального уровня вполне подойдет, учитывая простоту схемы.

А на входе обязательно полярный электролитический конденсатор надо использовать? Или можно и керамический конденсатор……Просто современные электролиты не внушают доверия,часто взрываются.

Здравствуйте! Совсем не обязательно ставить электролит. Можно спокойно влепить туда и керамику) Вообще в звуковых цепях обычно рекомендуется ставить многослойные конденсаторы с деэлектриком из лавсана, тефлона, бумаги или керамики.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

↑ 10. Настройка

Монтаж закончен. Тщательно проверяем правильность монтажа, это делать лучше на следующий день после окончания сборки, чтобы в голове произошла «дефрагментация» накопленной информации.

Минут через 15 включаем анодное. Проверяем режимы ламп предварительных и драйверных каскадов, при отклонении более 30% придётся «повозиться», но если номиналы комплектующих выдержаны, то настройка не потребуется.

Плату в штатное положение. По прибору триммерами устанавливаем токи покоя ламп, если пошёл сильный «возбуд», меняем местами концы выходной обмотки звукового трансформатора.

Оцениваем форму и уровень сигнала в «обозримом» диапазоне, проверяем отсутствие «возбудов» при разных положениях регуляторов усиления и ООС.

Подключаем АС, источник сигнала и слушаем!

Какой фонокорректор купить

В некоторые проигрыватели, особенно бюджетные модели, фонопредусилитель уже встроен. Такие устройства выдают ограниченный диапазон частот и неспособны обеспечить по-настоящему высокое качество звучания. Большинство аудиофилов приобретают для своих проигрывателей винила отдельные фонокорректоры. Phono-preamp устройства бывают двух типов — ламповые и транзисторные. Кроме того, они могут быть изготовлены под разные типы звукоснимающих головок. Большинство фонокорректоров имеют переключатель, позволяющий выбрать обработку сигнала от ММ или МС головки.

Для обеспечения максимального качества воспроизведения звука от проигрывателя с установленной МС головкой, ввиду того что уровень сигнала с таких головок очень низкий, ставят дополнительный усилитель сигнала между головкой и фонокорректором. Иногда вместо такого усилителя используют специальный малошумящий повышающий уровень сигнала трансформатор.

Поскольку провода и трансформаторы имеют свою емкость, в дорогих фонокорректорах есть возможность коррекции и емкости входа. В этом случае учитывается емкость повышающего трансформатора и проводов, подключающих его.

С качеством звука у ламповых и транзисторных фонокорректоров сейчас сложилась интересная ситуация:

  • Бюджетные фонокорректоры. Имеют цену от трех тысяч рублей, чаще транзисторные. Самые дешевые подходят только для головок ММ
  • Phono-preamp среднего ценового диапазона стоят от 30000 рублей, преимущественно ламповые.
  • Дорогие фонопредусилители продаются за суммы от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей. Бывают как ламповые, так и транзисторные. Среди сообщества аудиофилов нет единого мнения какие из них лучше.

В городе Чебоксары, в Чувашии живет мастер Александр Семенков (Sanders). Он изготавливает и продает ламповые и транзисторные фонокорректоры по различным схемам под собственной маркой Sander’Z . При желании можно заказать и купить у него фонопредусилитель для своего проигрывателя с доставкой в любой город, в том числе и в Москву.

↑ Детали

Всё резисторы металлоплёночные, мощностью 0,25 Вт. Требуемое сопротивление резисторов R4, R7, R12 можно получить или в ходе подбора деталей, или составляя несколько резюков. Конденсаторы выбирать желательно качественные. Электролит на входе я заменил плёнкой на 1 мкф. Вместо указанных транзисторов можно применить BC556C, BC557C (VT1); BC550C, 2N5088 (VT2, VT4); 2N3906, 2N4403, BC214 (VT3), однако расположение выводов у транзисторов BC и 2N отличается от 2SC

Важно уделить внимание правильной разводке «земли» и экранированию. Правильно собранная схема в наладке не нуждается. Вот с подбором C1, по идее, нужно поиграть с каждой конкретной моделью звукоснимателя

Вот с подбором C1, по идее, нужно поиграть с каждой конкретной моделью звукоснимателя.

Hi-Fi, Hi-End фонокорректор из любого встроенного советского

На примере 2-х фонокорректоров покажу как можно ЛЮБОЙ (правильно рассчитанный) фонокорректор легко подтянуть до уровня сверх крутых распиаренных КРЕКОВ, НИКИТИНЫХ и им подобных.

Недели 2 назад подарили мне Арктур 006. Восстановил механику (ни разу не использовался что ли? – автостоп из-за заводского брака срабатывал сразу! Аппарат 1986 года). Головка ГЗМ105МД похоже новая. А фонокорректор? Хорошего нет…

До этого восстановил – стоят на полке Электроника-012 (но нужен новый пассик) и встроенного фонокорректора нет, и Радиотехника ЭП-101-стерео со встроенным фонокорректором, но класс низковат. Схемы из 4-х каскадов усиления попробуй собери, и проект был отложен на 2 года.

Анализ схем показал 3 отличия «крутых» от обычных:

Как рассчитать резистор?

У Бриг-001 R27 = 113 кОм, R28 = 16,2 кОм = 16,2 кОм → 113/16,2 = 6,975 кОм.

Следовательно Rвч коррекции → 16,2/6,975 = 2,32 кОм.

Арктур-006 еще проще → 330 кОм и 33 кОм, соответственно Rвч коррекции = 3,3 кОм:

Принимать значения нужно в меньшую сторону. Так для Брига 2,2 кОм, для Арктура 2,7 кОм с разницей в каналах менее 5%.

Самовозбуждения не будет – у БРИГа за это отвечает С2, С5; а у Арктура С1, С2, С7 и С8.

В начале эмиттерный повторитель планировалось разместить после выходного конденсатора, но потом нашлось более изящное решение с меньшим количеством элементов(именно такие решения и называются инженерными—уменьшающие количество деталей при этом улучшающие характеристики).

С Бриг-001 вообще удача – звук стал на уровне лучших рипов пластинок сделанных на оборудовании в 1000 баксов (стоимость только проигрователя, головки и фонокорректора). А вот Арктур хоть и стал очень хорошо играть (по прозрачности и низким не уступая Бригу, но вот фон великоват. Переделывал блок питания, обнаружил КТ814 звониться правильно, но не имеет коэф. усиления! Поменял, но фон остался – может и у КТ815 он равен 10? Прислушался к Арктура работе через фонокорректор Брига – Фон на уровне шумов! Предполагаю наводка идет через трансформатор от импульсного управления двигателя. В распространение радиоволн в 5,5 кГц слабо верится (особенно в их эффективное излучение). Или из-за отсутствия конденсатора на входе, или… Но поиск фона это уже совсем другая история…

Теория подтвержденная практикой!

109 комментариев: Hi-Fi, Hi-End фонокорректор из любого встроенного советского

Чем родные 100 мкФ не понравились? Частота среза около 6 Гц, куда ниже? А увеличив емкости до 470 мкФ получим время установления режимов ОУ по постоянному току около 2 минут (330 кОм и 470 мкФ), что не есть хорошо.

↑ Схема винил-корректора

Важное примечание от автора схемы А. БокарёваВ оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц

При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет.

Питание схемы выполнено по предельно простой схеме: двуполярный однополупериодный выпрямитель с параметрической стабилизацией на стабилитронах 2C175А, их по два последовательно на плечо ставим. Шикарные стабы, разброс мизерный, неполярные.

В выпрямителе работают диоды Шоттки 1N5819 или 1N5822, неважно. задача получить Вольт 25-27 на входе стабилизатора

Сразу совет: первичку сетевого трансформатора обязательно шунтируйте ёмкостью 1 мкф 600в, иначе при выключении иногда возникают жуткие щелчки.

Печатная плата корректора изготовлена на основе чертежа М. Васильева. Я добавил отверстия для конденсаторов разных размеров и скорректировал ПП под свои детали. Плату блока питания разрабатывал я сам.

Главной задачей для меня стало изготовление блока питания. Схеме необходимо двуполярное напряжение ±15 Вольт. В заначке нашёл только трансформатор с одной вторичкой на 15 Вольт в виде внешнего БП.

На моё удивление всё заработало с первого включения! Без «спецэффектов» и фона. Прослушивание музыки тоже порадовало: звук чистый, прозрачный и воздушный.

Oehlbach 4701 — 8000 руб. Победитель теста.

Фонокорректор Oehlbach 4701 и внешний блок питания.

У фонокорректора небольшой, аккуратный и увесистый для своих размеров корпус. Сетевой адаптер, как и у всех остальных аппаратов в этой части теста, выносной, в виде вилке адаптера. Никаких настроек нет, только выключатель на передней панели, подсвечивающийся яркими голубыми светодиодами, и переключатель ММ/МС. Внутри вся схема собрана на одной плате, занимающей весь корпус. В плане схемотехники — ничего кардинально отличающегося от прочих участников теста. Недорогие детали, обычный в меру аккуратный монтаж, ожидаемые операционные усилители. Может быть, несколько больше внимания уделено питанию, но в целом все ожидаемо и предсказуемо.

Начинка не сильно выделяется в сравнении с прочими тестируемыми, хотя свои необычные моменты здесь есть.Задняя панель. Здесь только разъемы, клемма заземления и гнездо сетевого адаптера.

Звук получается объемный, хлесткий, напористый, с хорошим басом и нижней серединой. Средние частоты на этом фоне чуть-чуть теряются, но в целом середина относительно ровная, прозрачная. На верхах есть небольшой акцент. Сцена средней ширины, глубокая, с хорошей локализацией и правильными пропорциями. Есть и воздух, и фактура, и подвижность. Детальность очень даже неплоха, да и динамика на уровне. Звук получается плотным, насыщенным, но одновременно подвижным, лишенным излишней напористости или агрессивности. Окраски как таковой тоже не наблюдается. В целом все воспринимается чуть-чуть резковато-подчеркнуто, но подача скорее правильная. Тембрально есть совсем незначительное упрощение, но даже на весьма сложных записей многообразие звуков остается именно многообразием, а не сливается во что-то непонятное и трудноразличимое. Характер у аппарата задорный, живой, музыку можно слушать долго, и она в большинстве своем (я не рассматриваю, к примеру, большие хоры) не утомляет, а звук не вызывает отторжения или разочарования. При работе с МС-головкой результаты неожиданные. Акцент на нижней части диапазона стал именно явным акцентом, а не просто масштабным басом. За счет этого начали маскироваться нюансы и детали в остальной части диапазона. Также появилась несколько избыточная слитность и тягучесть, отчасти потерялась глубина и воздушность сцены. Поэтому если уж и использовать этот корректор с МС-головками, то с теми, которые дают открытый пронзительный, но не самый басовитый звук.

Выводы

Несмотря на то что в этом тесте я рассматривал совсем недорогие и несложные технически аппараты, подтвердилось то, что и должно было подтвердиться. В этом диапазоне все аппараты отличаются друг от друга, и в плане звучания имеют не намного меньше различий, чем имеют между собой аппараты более дорогие. Сравнивать фонокорректоры за 5000 и за 50 000 рублей, конечно же, некорректно, но в обозначенных рамках тест получился вполне информативным. Каким бы ни был планируемый бюджет на покупку техники, распорядиться имеющимися средствами всегда лучше с максимальной отдачей, поэтому, выбирая бюджетный компонент в свою систему, лучше отойти подальше от большинства сайтов и форумов в рунете, где железка дешевле пары тысяч долларов или евро вообще ни за что не считается, и выбирать все на свой слух, по своим потребностям и предпочтениям — ведь именно вам, а не кому-то еще слушать свое приобретение, а от правильности выбора будет в немалой степени зависеть степень получаемого от звука и от музыки удовольствия. В отношении самого бюджетного сегмента это выбор сложнее, чем в случае с аппаратами дорогими. Дорогая техника в большинстве своем не имеет явных и значимых недостатков в звучании, а разница сводится к тому, как она звучит на ваш вкус. В бюджетном же сегменте всегда будут встречаться аппараты, звучащие совершенно непотребно, так, что в их случае речь идет не о каком-то почерке или стилистике звучания, а об откровенном звуковом мусоре. И таких аппаратов, безусловно, нужно избегать.

Но это все лирика, а обобщение для всего теста и окончательные выводы я оставлю для материала в следующий номер, куда войдут не менее, а в чем-то и более интересные фонокорректоры. Тем более что тест уже завершен, результаты подведены.

Pro-Ject Phono Box MM — 3500 руб. Приз симпатий.

Pro-Ject Phono Box MM — фонокорректор и внешний блок питания.

По исполнению этот аппарат — простейшая конструкция, которую можно себе представить. Совсем небольшой металлический корпус, внешний блок питания в виде вилки-адаптера, входные и выходные разъемы. Ни выключателей, ни индикаторов — ничего нет. Из особенностей можно упомянуть только то, что разъем блока питания фиксируется гайкой. Удобно, учитывая что фонокорректор таких размеров и внешности совершенно нет необходимости держать на виду, ему место где-то за стойкой или за усилителем. Никаких настроек у аппарата нет вообще, работать он может только с ММ-головками. Внутри совсем маленькая плата, и детали можно пересчитать по пальцам. В схеме использованы операционные усилители, да и все прочие детали вполне бюджетные.

Очень простая и аккуратно собранная схема. Провода питания проложены не совсем так, как стоило бы, но на уровне фона все это никак не сказывается.Задняя панель. Только входные / выходные разъемы и клемма заземления. Ни выключателей, ни светодиодов нет.

Звук у аппарата сочный, в меру напористый, с хлестким глубоким басом, насыщенными средними и верхними частотами. При этом звук не воспринимается как наглый или назойливый, а явственная эмоциональность не утомляет. Детальность умеренная, динамика хорошая. В подаче есть некоторое упрощение, формализация музыки в нюансах, но этот эффект равномерно распределен, если можно так сказать, и какого-то явного отторжения не вызывает. То же самое происходит и с восприятием детальности. Если вслушаться, ее немного не хватает, послезвучия отчасти теряются или растушевываются, но чтобы это заметить, нужно или вслушаться, или сравнить полученное звучание со звучанием тракта более высокого уровня. А в случае с нашим корректором эти формальные недостатки компенсируются живостью и подвижностью подачи. На некоторых записях заметно легкое преобладание радостно-светлой, мажорной окраски, но корректор не навязывает свой почерк. Сцена получается широкой, но не очень глубокой и невоздушной. Образы и планы неплохо очерчены, но им не хватает объема, а окружающему пространству — ощущения воздуха. В плане жанров корректор более тяготеет к малым и средним составам, хотя с насыщенной динамичной музыкой справляется хорошо. Разве что классическая музыка ему дается с трудом по причине того, что на ней становится сильнее заметно упрощение тембров и нехватка детальности. В остальном способность прорисовывать музыку крупными мазками выглядит вполне пристойно. Учитывая цену аппарата и конструкцию, результат точно лучше ожидаемого.

Соединение между блоками

Осталось добавить, как между собой связаны отдельные блоки, описанные выше. Предусилитель подключен к селектору входов. Выход селектора подключен к двойному линейному потенциометру 20 кОм, выход потенциометра отделен и подключен к усилителю наушников, главному усилителю, индикатору управления и линейному выходу.

Весь аппарат помещен в довольно маленький корпус. Платы привинчены к пластиковым переходникам, прикрепленным к корпусу, как на нижней части корпуса (трансформатор и силовая плата), так и на верхней. На передней панели находятся:

  • выключатель,
  • лампа, указывающая, что устройство включено,
  • селекторный переключатель входа,
  • индикатор уровня,
  • выход на наушники,
  • регулятор громкости,
  • кнопка отключения звука.

Задняя панель заполнена разъемом для сетевого кабеля, гнездом предохранителя, разъемом для подключения динамиков, входом / выходом. Далее ещё несколько фотографий из процесса создания аудио усилителя:

Архив

АрхивВыберите месяц Август 2021  (1) Июль 2021  (2) Июнь 2021  (1) Май 2021  (1) Март 2021  (2) Февраль 2021  (2) Январь 2021  (1) Май 2020  (1) Апрель 2020  (1) Март 2020  (1) Январь 2020  (2) Декабрь 2019  (1) Октябрь 2019  (2) Сентябрь 2019  (2) Август 2019  (3) Апрель 2018  (1) Декабрь 2017  (1) Сентябрь 2016  (1) Май 2016  (1) Апрель 2016  (1) Март 2016  (1) Февраль 2016  (1) Январь 2016  (2) Декабрь 2015  (1) Сентябрь 2015  (2) Август 2015  (3) Июль 2015  (1) Июнь 2015  (1) Май 2015  (3) Апрель 2015  (4) Март 2015  (3) Январь 2015  (2) Ноябрь 2014  (4) Октябрь 2014  (3) Сентябрь 2014  (1) Август 2014  (3) Июль 2014  (2) Июнь 2014  (1) Май 2014  (3) Апрель 2014  (4) Январь 2014  (2) Декабрь 2013  (1) Ноябрь 2013  (5) Октябрь 2013  (4) Сентябрь 2013  (3) Август 2013  (3) Июнь 2013  (6) Май 2013  (11) Апрель 2013  (11) Март 2013  (2) Февраль 2013  (3) Январь 2013  (4) Декабрь 2012  (9) Ноябрь 2012  (6) Октябрь 2012  (1) Сентябрь 2012  (2) Август 2012  (4) Июль 2012  (9) Июнь 2012  (7) Май 2012  (6) Апрель 2012  (11) Март 2012  (7) Февраль 2012  (4) Январь 2012  (2) Декабрь 2011  (4) Ноябрь 2011  (12) Октябрь 2011  (1) Май 2011  (1) Март 2011  (2)

Устройство фонокорректора

Фонокорректор — это первое устройство, в которое попадает обрабатываемый сигнал. Если фонокорректора нет, или он работает неправильно, становится неважным, какие присоединены на выходе усилитель и колонки. Хорошего звука уже не будет.

В процессе записи виниловой грампластинки производится коррекция частот записываемой музыки. Уровень высоких частот искусственным образом повышается, а уровень низких — понижается. Это делается для того, чтобы минимизировать количество шумов при воспроизведении с пластинки, и избежать перескакивания иглы с дорожки на дорожку.

При воспроизведении с винилового диска, происходит обратная трансформация сигнала. Восстанавливается исходный спектральный состав, понижая уровень высоких частот и повышая уровень низких. Также повышается общий уровень сигнала до значений необходимых для стандартного линейного входа.

Именно за эту обработку и отвечает фонокорректор. Первый стандарт по такой коррекции звука был создан в 1953 году, американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии. Позднее в стандарт вводились изменения, но они не завоевали популярность. На данный момент большинство производителей фонокорректоров следуют первоначальному стандарту RIAA 1953 года.

Простой винил-корректор для проигрывателя «Арктур-006-стерео» по схеме А. Бокарёва

Случайно в мои руки попал проигрыватель пластинок «Арктур-006-стерео». Поэтому появилась острая нужда в фонокорректоре. На просторах Интернета наткнулся на схему А. Бокарёва

, по которой и решил сделать столь необходимый девайс. Сзади у проигрывателя есть два выходных разъёма (СГ-5/DIN): один со встроенного фонокорректора (500мВ), второй в обход, для подключения к внешнему (5мВ). При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.

Характеристики встроенного корректора мне не понравились, а при включении выяснилось, что он неисправен — я услышал в динамиках только гул 50 Гц. Желания его восстанавливать не возникло, отключил плату встроенного корректора совсем. Буду слушать свой вариант.

Как выбрать

При выборе проигрывателя довольно часто можно наблюдать тот факт, что фонокорректор уже встроен в систему. Однако это устройство ограниченно в диапазоне частот и не способно выдавать качественный звук. По этой причине многие любители ретро приобретают отдельные фонопредусилители (фонокорректоры). Качественное устройство должно соответствовать требованиям, представленным ниже:

Блок питания не должен фонить, при этом его питание может осуществляться как от сети, так и от аккумуляторов.
Поддержка головок ММ и МС. Однако если не планируется вклад больших денежных средств, можно обойтись и поддержкой ММ головки.
Следующий показатель – соотношение сигнал/шум. Идеальное устройство не добавляет собственных шумов к сигналу

В дорогих устройствах этот показатель находится в пределах 100 дБ, тогда как в аппаратах среднего ценового сегмента он представляет собой диапазон 20-40 дБ.
Стоит обратить внимание на входное сопротивление устройства. Как правило, это 47 кОм

Однако некоторые фонопредусилители способны настраивать этот показатель, поскольку большинство картриджей рассчитано на другой параметр сопротивления. Стоит обратить внимание на описание звукоснимающей головки – в нем указаны параметры, с которыми она работает.

Что касается производителей, то ниже представлен список тех компаний, которые заслуженно находятся в рейтинге лучших организаций по производству фонокорректоров:

Parasound. Ярким представителем этой компании является фонокорректор Zphono. Этот аппарат на рынке уже более 15 лет. Все благодаря тому, что качество звучания, которое выдает такое оборудование, довольно хорошее, а цена на него приятно радует. Это устройство снабжено трансформатором в экране из пермаллоя. Фонокорректор работает с ММ и МС картриджами, причем вход для них один — с переключателем на задней стенке оборудования.

Простой винил-корректор для проигрывателя «Арктур-006-стерео» по схеме А. Бокарёва

Случайно в мои руки попал проигрыватель пластинок «Арктур-006-стерео». Поэтому появилась острая нужда в фонокорректоре. На просторах Интернета наткнулся на схему А. Бокарёва, по которой и решил сделать столь необходимый девайс. Сзади у проигрывателя есть два выходных разъёма (СГ-5/DIN): один со встроенного фонокорректора (500мВ), второй в обход, для подключения к внешнему (5мВ). При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.

Характеристики встроенного корректора мне не понравились, а при включении выяснилось, что он неисправен — я услышал в динамиках только гул 50 Гц. Желания его восстанавливать не возникло, отключил плату встроенного корректора совсем. Буду слушать свой вариант.

Чем интересна сама TDA 2320A

Усилитель класса А гарантирует меньшее количество нелинейных искажений. Данная микросхема может работать как при однополярном напряжении питания от 3 до 36 вольт так и при двуполярном от +-1.5 до +-18 вольт соответственно. Распиновка микросхемы стандартная для операционных усилителей:

Данная микросхема разработана специально для использования в звуковых цепях, а возможность работы при таком низком напряжении питания в 3 вольта, позволяет использовать ее для портативных устройств, например для кассетного плеера. В даташите приведены примеры и других схем фильтров и корректоров.

↑ 3. Акустическое оформление АС

Внутренние поверхности задемпфированы автомобильной «шумкой» в виде плотной «пенки» толщиной 5 мм на клейкой основе.

Для «виртуального» увеличения объёма, АС в зоне динамиков заполнены синтепоном в виде ленты, уложенной «змейкой»

Немаловажно: конструкция обеспечивает минимальный риск повреждения динамиков при эксплуатации. Самостоятельный расчёт не производил, всё уже придумано, рассчитано и «обкатано»

Тестовое прослушивание колонок, пока без твитеров. Результат достойный, высокая отдача во всём диапазоне, детальность, прозрачность, бас тугой, без гула и бубнения.

Подключил твитеры через конденсатор 1 мкФ 160 В (К73-16). Отдача на ВЧ и СЧ возросли, но пострадала детальность, появилась «каша». Уменьшил ёмкость до 0,5 мкФ, чтобы подзвучить самый верх и всё пришло в норму. Хотя с одним динамиком «душевнее», но комплект универсальный и для клубного варианта без «пищалки» не обойтись. При желании можно установить выключатель ВЧ головки.