Как выбрать освещение в фотографии

Оглавление

Измените интенсивность освещения, перемещая его источник или используя рассеиватели

Каждый источник света имеет определенную интенсивность. При студийном освещении есть много способов варьировать мощность осветительных приборов. Большинство студийных светильников позволяют изменять мощность освещения, измеряемую в ваттах в секунду. Чем дороже студийное световое оборудование, тем более мощное освещение оно может выдавать.

На интенсивность освещения также влияет и расстояние до источника освещения. С расстоянием интенсивность освещения падает. В студии перемещение источника света дальше от модели ослабляет освещение.


Чем ближе источники света к объекту съёмки — тем интенсивнее будет их свет на фото

Ослабления освещения также можно добиться, используя рассеиватели. Их использование позволяет осветить мягким светом большую часть области вокруг модели, включая фон.Если вам, наоборот, нужно более интенсивное освещение — приблизьте источник света к модели.

2. Цветовые фильтры

Использование разноцветных полупрозрачных материалов, таких как целлофан, или пластиковых папок для документов может помочь вам добавить цветовые оттенки к вашим фотографиям.

Так же я использовал цветные футляры для CD. В общем используйте что ни будь полупрозрачное.

Подсветите объект съемки через такой цветной фильтр, чтобы получить интересный оттенок. Таким образом, вы можете смешивать разные цвета в снимаемой сцене.

Вы также можете использовать планшет, ноутбук или телефон для создания цветных оттенков. Постарайтесь сфотографировать свой объект в более темном месте, чтобы цветовой оттенок проявился немного больше. Расположите устройство рядом с объектом и посмотрите, как цвета отображаются на вашем объекте. Убедитесь, что ваша камера устойчива, для этого ее лучше установить на штатив, так как в темном месте потребуется более длинная выдержка.

Кроме всего, цветной фильтр можно приложить к краю объектива, чтобы получить подобный эффект.

Приложите цветной фильтр к краю объектива.

Основные факторы, из-за которых свет становится жестким

Из вышесказанного можно выделить два основных фактора, которые являются причиной жесткого света. Устранение этих факторов помогает смягчить свет, напротив, если требуются резкие тени, то нужно добиться наличия этих двух составляющих:

  • Источник освещения должен быть меньше, чем снимаемый объект. Лампочка или вспышка при фотографировании человека, даже солнце (учетом расстояния до него) может являться и является в ясную погоду жестким источником освещения;
  • Расстояние до объекта. Чем дальше свет, тем он точечнее и жестче. Солнце, как пример подходит идеально – расстояние до земли большое, поэтому более сильного источника жесткого света, чем солнце в зените придумать трудно.

Но что происходит, если на улице полдень, солнце высоко, но оно скрыто за тучами, когда небо пасмурное? В таком случае облака и тучи выступают огромным рассеивателем солнечных лучей, делая освещение более мягким.

Отразите свет от поверхностей, чтобы рассеять и смягчить его

Для того чтобы отражать свет, поверхностям необязательно быть зеркальными. Направьте источник света на белую стену. Свет будет отражаться и рассеиваться. Это излюбленная уловка фотографов-портретистов.

Вспышка, установленная на камере, и направленная прямо на модель, создаёт плоский свет. Но стоит лишь повернуть вспышку к стене или потолку, как её свет, отражённый от стены или потолка, станет более мягким и визуально эстетичным.

Отражатели делают нечто подобное. Обычно их используют для отражения солнечного света и подсветки теней.


Свет, отражаясь от стены, создаёт дополнительное освещение для модели

Подготовка фотоаппарата к съёмке в студии

Фотосьёмка в студии всегда начинается с процесса подготовки фотоаппарата и дополнительной техники. При съёмке в фотостудии фотограф не ограничен погодными условиями и временем, поэтому можно спокойно делать большие серии, при различных условиях освещения. Снимать в студии лучше всего в RAW, поэтому фотоаппарат нужно переключить в этот режим. Рекомендуется отказаться от автоматики и работать только с ручными настройками. Освещение в студии легко выставить идеально, поэтому съёмку нужно вести на минимальной чувствительности.

Оптимальное время работы затвора находится в интервале 1/125-1/250. При съёмке в фотостудии с применением вспышки нужно использовать указатель продолжительности вспышки. Чтобы определить нужную диафрагму нужно цифровой индекс вспышки разделить на расстояние между источником света и объектом фотосъёмки. В результате получится величина диафрагмы. На практике этой ерундой редко, кто пользуется, так как мощные источники в студии позволяют в большинстве случаев обходиться без вспышки.

Окно

Третьей причиной нижнего света может стать обычное окно. Если в окно не светит прямое солнце, то оно является отличным источником мягкого, рассеянного света, который мы все так любим. Однако мы редко снимаем в помещениях, где высота потолка метра четыре. Обычно наши окна располагаются несколько ниже. Если вы сейчас прерветесь и подойдете к ближайшему окну, то скорей всего обнаружите, что центр окна находится примерно на уровне ваших глаз. Это означает, что рассеянный свет, поступающий от этого окна, падает на лицо человека плюс, минус горизонтально. И если модель отклонит голову от окна, то свет от него будет освещать ее лицо немного снизу.

Вы может вернутся к началу статьи и увидеть пример такого света на фотографиях девушки в черном. Вот еще один пример. Лично меня удручает, как такой свет добавляет девушкам щёки, поэтому я всегда стараюсь отретушировать этот момент, перерисовав светотень с помощью техники Dodge and Burn.

Конечно, нижний свет не ограничивается этими тремя ситуациями. Например, я часто вижу нижний свет, когда модель снимают лежа.

Но, пожалуй, нет смысла собирать все возможные варианты получения нижнего света и пытаться их запомнить.

Если вы хотите развить в себе способность использовать свет в фотографии, то вам нужно научиться видеть свет.

Под способностью видеть свет я подразумеваю навык видеть свето-теневой рисунок на модели. Большинство людей свет не видят. Но если вы изучали рисование или занимались какой-нибудь графикой, то вы могли развить в себе эту способность.

Когда вы научитесь видеть свет вы сделаете большой шаг в своем развитии как фотографа. С этого момента будет все просто: увидели некрасивый свет, изменили на красивый

Но как можно исправить то, чего не видишь? Это невозможно! Поэтому нужно учиться видеть свет.

Рассматривайте свето-теневой рисунок на фотографиях. Рассматривайте свето-теневой рисунок когда смотрите фильмы. И наконец рассматривайте свето-теневой рисунок в жизни, когда наблюдаете за чем-либо.

Я замечаю нижний свет прежде всего по пятну света на щеке. Наверное, сказываются долгие часы Dodge&Burn когда я исправлял такое освещение

Так же, вы можете обратить внимание на нижнюю часть носа. Та область, где находятся ноздри обращена вниз и при нормальном, верхнем освещении она будет в тени. Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет

Я называю это эффектом пятачка

Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет. Я называю это эффектом пятачка

Рассмотрите еще раз примеры нижнего света в этой статье, и вы везде увидите нос, освещенный снизу!

Помните детскую игру «найди все отличия»? Рассмотрите эти два снимка, и вы увидите, что буквально каждая деталь освещается противоположным образом. Подбородок, скулы, веки, нос, губы. Запомните это освещение.

А теперь откройте Инстаграм или любой другой ресурс с портретами и найдите пять фотографии с нижним освещением. Они там точно будут. Главное их увидеть. Вот что я нашел минут за 15.

Итак, свет должен падать на модель сверху, но ставить единственный источник света слишком высоко тоже не стоит. Следите за тем, чтобы свет освещал глаза иначе, вы получите портрет панды. В котором глаза будут скрываться под двумя темными пятнами.

Дополнительные материалы:

Олег Титяев «Схема света для ростовой фотографии»

Спасибо Алексею Бондарю и Елизавете Гайсиной за помощь в написании статьи.

Что такое жёсткий свет

Тень фигуры

Портрет

Жёсткий свет (контрастный свет) создаёт контраст. Создаётся он за счёт мощных источников света: солнце, вспышки, прожектора и других — прямо на объект съёмки. В результате фотографии получаются контрастными, с ярко выраженными светлыми и тёмными участками. А переход между этими областями, очень резкий. Это делает снимок очень драматичным.

Примером такого света может служить солнце — наиболее распространённый источник контрастного света.

По своему характеру жёсткий свет ничего не прощает — он жёсток

Обратите внимание на портрете выше, на нём видно все недостатки лица. Свет подчёркивает морщины и все дефекты кожи

Поэтому для портретной фотографии он используется очень мало.

Используйте мягкий или жёсткий свет в зависимости от того, какой результат хотите получить

Свет бывает жёстким или мягким. Проще всего тип освещения определяется по теням, которые оно создаёт. Жёсткий свет создает тени с резкими границами. Тени от мягкого света более размытые с плавным переходом (иногда их даже бывает сложно заметить с первого раза).

Фотографы-портретисты обычно предпочитают мягкий свет, потому что он более приятен для глаза зрителя. Его можно создать, отражая свет с помощью отражателя или рассеивателя.

Фотографы, снимающие на открытом воздухе, предпочитают мягкий утренний или вечерний свет. В полдень свет обычно жёсткий, дающий резкие тени. Но если день пасмурный, то мягкий свет можно получить и днём — облака будут выступать в качестве естественного рассеивателя.


Жесткий свет даёт чёткую границу и резкую тень

Какой это цвет

Как бы странно это не звучало, свет имеет свою цветовую температуру! В вашей квартире, доме, офисе или продуктовом супермаркете через дорогу установлены лампы и устройства освещения.

И от того, какую цветовую температуру они имеют, зависит ваше восприятие объектов и даже настроение. Давайте же разберемся в этих цифровых значениях, сколько Кельвинов какое свечение.

  1. 2700 К – в народе звучит как теплое свечение или теплый белый.
  2. 4000-4200 К – это естественно белый, хотя многие считают его холодным белым или холодным свечением, хотя данная температура наиболее приближена к утреннему солнцу и солнцу в обеденное время.
  3. 5500-6000 К – яркий белый или близкий к дневному свету.

В интерьере и экстерьере используют разные типы ламп, исходя из задач, условий и личных предпочтений человека.

В классическом дизайне интерьера в основном используют теплый или теплый белый свет(2700 К). Для этих нужд идеально подойдут светодиодные лампы. В графе цветовая температура поставьте галочку «теплое свечение».

Для быстро развивающего мира все больше подходит температура свечение в 4000-4200 К, так в Hi-tech дизайн-интерьерах используют естественно белый свет.

Для офисов, конференц-залов, лабораториях и для других высокоточных работ, выполняющихся в помещениях, используют яркий белый от 6000 К и выше.

Теплый свет сколько Кельвинов

Тёплый оранжевый: 2500–3000 Кельвинов – поможет создать уютную вечернюю атмосферу в спальне и гостиной. Применяется в торшерах, бра, прикроватных светильниках, для освещения обеденного стола. Тёплый желтоватый: 3000–4000 Кельвинов – расслабляющий и комфортный свет для жилых комнат. Обычно используют в настенных и потолочных светильниках.

Холодный белый свет сколько Кельвинов

Холодный белый – цветовая температура выше 5300 K. Если на рабочем месте более уместен дневной свет (примерно 4000-4500 К), то для чтения же полезен более холодный белый свет (но только до 6500 К).

2700 Кельвинов какой свет

Цветовая температура привычной лампы накаливания – примерно 2800 Кельвинов, поэтому тепло-белый свет свечения светодиодных ламп наиболее привычен глазу (от 2700 до 3500 К).

Цветовая температура 4000 K – какой это цвет

4000-4200 К – это естественно белый, хотя многие считают его холодным белым или холодным свечением, хотя данная температура наиболее приближена к утреннему солнцу и солнцу в обеденное время.

4300 Кельвинов цвет

4300-4500 K – утреннее солнце и солнце в обеденное время. Если говорить об автомобилях, штатный ксенон, который ставится непосредственно на заводе, имеет цвет свечения 4300 Кельвинов. При замене автомобильных ламп с целью максимально добиться лучшей видимости специалисты советуют ставить ксенон с цветом 4300 К.

6000 Кельвинов какой свет

Цвет излучения при 6000 К становится голубоватым. Так светит люминесцентная лампа с цветностью дневного света 6000 К.

6500 Кельвинов какой свет

6500 К – стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету. Для рабочей кухонной зоны рекомендуется использовать лампочки холодного света (выше 6500 К), такой свет будет бодрить.

Создание идеальной домашней фотостудии

Если Вы приобрели специальный набор для организации своей небольшой фотостудии дома, то в нём, обычно, есть всё необходимое для начала. Далее мы покажем несколько ключевых приспособлений, которые будем использовать в этом уроке.

1. Стойки

Моноблоки нужно на чём-то крепить, чтобы расположить их относительно нашей модели. Поэтому стойки для студийных моноблоков – вещи необходимые. Они позволяют не только закрепить источники света, но зафиксировать их на определённой высоте и под определённым углом к освещаемому объекту.

2. Импульсные источники света в форме моноблоков

Если Вы приобрели комплект студийного оборудования, то в нём, скорее всего, два источника света. Каждый моноблок содержит и основную лампу, производящую вспышку, и лампу постоянного света, создающую моделирующее освещение. Также, большинство моноблоков могут работать в ведомом режиме. Это значит, что достаточно синхронизировать спуск затвора в камере со вспышкой лишь одного моноблока. Остальные источники будут срабатывать, как только «вспыхнет» ведущий источник – моноблок, подсоединённый к камере.

3. Зонт

Зонтик – наиболее распространённая насадка. Он крепится к моноблоку так, чтобы свет отражался от внутренней поверхности зонта на снимаемый объект. Вы можете встретить зонтики из различного материала. Обычно доступны три варианта: белая полупрозрачная ткань, серебристое или золотистое светоотражающее полотно.

4. Софтбокс

Софтбокс – более сложное приспособление, чем зонтик. Как только Вы разберётесь, как собирать-разбирать эту похожую на миниатюрную туристическую палатку штуковину, Вы получите более мягкий, равномерный и, в общем случае, более красивый свет, чем даёт зонт.

5. Тубус/сотовая решётка

Оба устройства помогают «сфокусировать» свет, создать световое пятно. Они прекрасно подходят для подсветки модели сзади или для световых акцентов.

6. Отражатель

Простейший отражатель станет незаменимым помощником в создании студийного освещения, особенно, если Вы располагаете одним источником света. Отражатель используется в студии с искусственным освещением так же, как на улице с естественным: свет от источника отражается на модель таким образом, чтобы осветлить тени.

Характеристики света

Рассмотрим три ключевые характеристики света, которые напрямую влияют на качество снимков. Настраивая параметры камеры, фотограф должен учитывать направление, интенсивность и мягкость/жесткость.

Направление света

Этот параметр зависит от близости и особенностей расположения предмета к источникам света. Какие направления могут быть: снизу, сверху, горизонтально, в разных позициях по высоте. Свет может быть боковым (освещать объект по диагонали), передним (фронтальным) и на горизонтальную плоскость (задним).

С большой осторожностью следует применять фронтальное освещение. Особенность в том, что этот свет заполняет объект равномерно, без выделения тонов и полутонов, “убивает” объем

Результат: картинка кажется плоской. При съемке на улице такой эффект возникает редко, в студии — одна из распространенных ошибок, особенно если вы используете встроенную вспышку.

Обратить внимание следует и на условия съемки при контровом свете (когда источник света находится за объектом). Так вы подсветите лишь контур, центр композиции будет затемнен

Если же контровый свет используется для решения художественной задачи, вы хотите намеренно затемнить объект, поймайте угол падения света — это поможет грамотно выстроить композиции, убрать лишние тени и четко прорисовать рельефы предмета.

Интенсивность

Насыщенность светового потока на камеру сильно отличается от восприятия интенсивности освещения глазом. Приведем пример. Фотозона, освещенная лампой на расстоянии 2 метров, воспринимается на снимке иначе, чем при переносе лампы на 6 метров (картинка будет смотреться менее сочно). Визуально перемещение источника света не настолько значимо, воспринимаем картинку примерно такой же и по цветовой насыщенности и по степени освещенности.

Как работает камера: задействуется правило квадратов. Степень освещенности уменьшается в 4 раза при увеличении расстояния между объектом и источником света. Чем дальше лампа, тем темнее будет кадр. Исключение: световой поток направленного типа (софит с отражателем).

Мягкость и жесткость

Эта характеристика напрямую связана с направлением света — они могут изменяться в широком диапазоне. Приведем примеры.

  • В ясную погоду в полдень свет будет жестким, “бить” по объекту. Кадр получается засвеченным, с резкими контрастными тенями.
  • Когда на улице облачно, свет падает мягко и равномерно.
  • Если свет в студии направленный, композиция будет с жестким рисунком света и тени.
  • При съемке в темном помещении частичное отражение света не сыграет большой роли, картинка получится затемненной.
  • В помещении с хорошим освещением отражатели создадут мягкий свет рассеянного типа — оптимальные условия для съемки.

Теперь посмотрим, как это работает на практике.

Контровой свет: основные сложности съемки

Чаще всего фотографы сталкиваются с такой бедой: камера буквально «слепнет» при съемке в контровом свете. Это происходит тогда, когда динамический диапазон аппарата слишком мал. В итоге снимки получаются либо пересвеченными, либо чересчур темными, словно сняты ночью (кстати, о ночной съемке читайте здесь).

Однако эту проблему можно решить при помощи дальнейшей обработки фото. Используйте коррекцию света/тени в программе Photoshop или Lightroom, если вы часто сталкиваетесь с такой проблемой. И обязательно снимайте в RAW.

Еще одна сложность – появление на снимках некрасивых цветных пятен, или так называемых солнечных зайчиков. Они возникают тогда, когда яркий свет попадает прямо в объектив. Лучший вариант – вывести за кадр солнце или скорректировать направление искусственного источника освещения, а также использовать бленду для защиты от бликов.

Фотограф: Анатолий Черкас.

Хотя это возможно далеко не всегда, ведь солнце и само может быть одним из объектов съемки. Еще сложнее снимать облака, через которые пробивается солнечный свет: они только усиливают свечение.

Решить проблему «солнечных зайчиков» можно по-разному. Наиболее простой способ: используйте отрицательную коррекцию экспозиции при съемке, а затем дополнительно выравнивайте баланс света/тени в фоторедакторе. Есть путь посложнее: сделайте несколько снимков в режиме брекетинга, а затем объедините их в одно HDR изображение.

Довольно эффективным бывает частично прикрывать солнце другими объектами съемки. Например, попробуйте снять светило в ветвях деревьев, через листву – особенно красиво это смотрится осенью.

Фотограф: Lars van de Goor.

Также имейте в виду, что контровой свет зеркально отражается от поверхности, на которую падает. Поэтому чтобы избежать чересчур интенсивного свечения в кадре, можно немного изменить свое положение или угол наклона камеры.

Источники мягкого света

Жесткий свет

Мягкий свет

Главный источник мягкого света — солнце. Каждый раз, когда солнце светит сквозь облака, мы видим чудесный мягкий свет, которым можем воспользоваться. Ещё один способ получить мягкий свет, это использование отражателей. Именно так была сделана фотография выше. В первой фотографии свет падал прямо на объект, а для второго снимка, был использован матовый отражатель.

Софтбоксы в основном используются для смягчения света в студиях. Иногда их ещё называют диффузорами. В принципе, они работают таким образом, что лучи от источника проходят через рассеивающий материал, который может идеально смягчить свет. Софтбоксы продаются не только для студийных светильников, но и для вспышек. Софтбоксы позволяют лучше направлять свет, Но чем больше софтбокс, тем мягче свет, и тем выше цена софтбокса.

Зонты — ещё один аксессуар, который поможет получить мягкий свет в студии. Даже с помощью зонтов вы сможете хорошо смягчить свет. Обычно вы встретите два типа фотозонтов. Первый — это зонт, покрытый изнутри серебристой краской, очень хорошо отражающей свет. В этом случае свет направляется на зонт, а затем отражается обратно на объект. Другой тип зонтов — полупрозрачные зонты, которые сделаны из тонкого белого материала. При использовании этого типа зонта разместите зонт между источником света и объектом съёмки, и вы получите мягкий свет. Преимущество зонтов в том, что они дешевле софтбоксов.

Как выставить жесткий свет в студийных условиях

Обычно, если жесткий свет необходим для реализации задумки автора, то он выставляется принудительно с помощью разных источников освещения. Чаще используется студия, где в качестве осветительных приборов имеются стойки со вспышками или постоянным освещением. Будет это портрет или предметный жанр – проще его реализовать именно в фотостудии. Если же съемка в студии недоступна, то самые популярные схемы можно реализовать и в домашних условиях, заменив вспышки и прожектора на подручные средства. Рассмотрим основные световые схемы для получения жесткого освещения в студии или дома.

Использование одного источника света

Самый простой способ получения жесткого освещения – использовать всего один осветительный прибор. Но и здесь не все однозначно. К примеру, если использовать накамерную (внешнюю) вспышку, выставив ее мощность на максимум и направив в потолок, результат будет обратный. Источником здесь выступит уже не вспышка, а именно потолок с отраженным от него светом, который будет уже мягким, так как площадь потолка рассеет его равномерно по всей комнате. Поэтому использовать внешнюю вспышку нужно на расстоянии от объекта и направленно на него (мощность выбирать в зависимости от требуемого результата). Как сымитировать такую простейшую схему дома без вспышки? Используйте настольную лампу. Свет от нее будет менее сильный, придется компенсировать светочувствительностью фотокамеры или выдержкой затвора. В последнем случае, возможно, придется использовать штатив (даже рекомендовано при предметной съемке). Использовать один источник рекомендуется со стороны фотографа, в стороне под углом 45 градусов относительно фотографа или сбоку перпендикулярно оси фотоаппарата.

Использование двух источников освещения

Вторым вариантом является использование двух источников, что более профессионально. Выставить аппаратуру и настроить мощность при использовании вспышки очень трудно, так как мы не наблюдаем результат в режиме «онлайн». Поэтому в целях обучения лучше для начала поэкспериментировать на постоянном свете. Вариант расстановки основывается на том, что основной осветительный прибор используется подобно предыдущему варианту, а второй источник освещения – с меньшей как минимум в два раза мощностью – слегка корректирует направление теней и используется сбоку от модели (объекта съемки).

Использование трех источников освещения

Это самый профессиональный вариант. Все как во втором варианте, но добавляется фоновый свет. Его задача – отделить объект от фона. Остальное по известному принципу – рисующий (основной) – самый яркий, заполняющий – на уровне одной четвертой от мощности рисующего. Дополнительные (кроме рисующего) осветительные приборы призваны только добавить профессионализма в фотографию, они не должны сильно смягчать тени. Их мощность должна оставаться на уровне, позволяющим считать получаемое освещение жестким.

Съемка портретов

Окружающее освещение — это лишь дополнительная опция для фотографа и неважно какой он искусственный или естественный

Слева: f / 2,8, ISO 1000, 1/100 объектив 24–70 мм. (Свет от окна) Справа: f / 4, ISO 400, 1/125-я (со вспышкой вне камеры)

 При съемке портретов окружающий свет может быть солнечным светом, проникающим через окно. Чтобы сделать такой снимок, фотографу понадобится только камера. Однако на помощь могут прийти такие аксессуары как отражатель, рассеиватель, а также и рулонный фон если стена не соответствует вашей задумке.

Слева: f / 2,8, ISO 1000, 1/100 объектив 24–70 мм (Свет от окна).  Справа: f / 4, ISO 400, 1/125-я со вспышкой вне камеры

И наоборот, фотограф может вообще не использовать окружающий свет, а использовать только электронные вспышки как источники света.

Солнечный свет от окон обычно не настолько интенсивный (хотя это будет зависеть от размера окон и положения солнца). Но как правило, в помещении он не такой интенсивный, как электронные вспышки, поэтому если вы не хотите, чтобы он был в кадре, зачастую нет необходимости его блокировать (закрывать шторы). Свет вспышки способен подавить (сделать невидимым для камеры) естественный свет из окон или же оставить его незначительную часть там, где это нужно. Результат зависит от настроек, фотокамеры и вспышек, используемых фотографом.

Изображения слева выше были сняты с использованием естественного света, поступающего из окна, но рассеянного при помощи рассеивающей панели (панель можно заменить, повесив на окно тюль), а также был использован отражатель для усиления теней. Изображения справа были сняты с использованием электронной вспышки в софтбоксе. Мои стандартные настройки для портретных снимков: f / 2,8 — f / 4, ISO 200 — ISO 400, выдержка 1/100 — 1/160.

Что снимать при жёстком свете

Есть фотографии, которые были сняты при резком, жёстком свете. К сожалению, бывают ситуации, когда такой свет может уничтожить фотографию. А бывают моменты, когда он может пригодиться.

Уличную фотографию

Человек в уличном переходе

Жёсткий свет занимает неотъемлемое место в уличной фотографии. Создаёт сцены, которые не выделялись бы при мягком освещении. Чтобы получить максимальную отдачу от резкого света, попробуйте использовать тени в своих интересах. Вы можете поймать длинные тени, когда солнце низко над горизонтом (вечером или утром). Именно тени создают сильную драматическую атмосферу.

Портреты

Композиция
в фотографии
Читать в Литрес

Для некоторых фотографов использование жёсткого света при фотографировании людей практически немыслимо. В фоторуководствах нас всех учат использовать мягкий свет при съёмке портретов. Это имеет смысл, потому что жёсткий свет имеет серьёзный недостаток при съёмке портретов (см. ниже). Тем не менее, вы никогда не должны считать эти правила святыми. Часто фотограф должен нарушить некоторые правила и создавать нечто новое. Поэтому не отказывайтесь от жёсткого света всегда и везде, иногда вы можете использовать его в своих интересах.

Чёрно-белое фото

Когда я снимаю чёрно-белое фото, я ищу жёсткий свет. Такие снимки прекрасно смотрятся при жёстком свете. Поэтому попробуйте полученные цветные снимки перевести в чёрно-белый режим. Иногда такая простая операция может дать испорченной фотографии вторую жизнь.

Дневное время

В дневное время солнце расположено практически перпендикулярно к Земле, из-за чего тени становятся более жесткими

В такое время дня важно следить, чтобы солнце находилось не напротив фотоаппарата, так объект снимка может получиться слишком темным, а фон – чересчур светлым. Днем следует располагать объект съемки относительно солнца таким образом, чтобы световой поток падал на него спереди под небольшим углом

Тогда тени не будут сильно контрастировать на снимке, поскольку их будет значительно меньше, чем светлых участков. Таким образом удастся добиться того самого баланса. В дневное время можно делать самые разнообразные фотографии. Такое освещение подойдет для съемки природы, моделей, портретов и т.д. Чтобы направить световой поток в нужную сторону можно воспользоваться отражателем.

Используйте фронтальное освещение, чтобы сгладить сцену

Крупный источник света, расположенный перед моделью, избавляет от большинства теней. Чем меньше теней — тем меньше на фото глубины и объёма. Изображение становится “плоским”.

Это, кстати, одна из причин, по которой фотографы-портретисты предпочитают выносное освещение вместо накамерной вспышки. Накамерная вспышка, сработавшая “в лоб”, создает слишком интенсивный и резкий свет.


Фронтальное освещение сглаживает тени и текстуру

Внешнее освещение в студии часто размещают спереди и сбоку от модели. Это создаёт некий компромисс: вы получаете на фото некоторую глубину, и при этом сводите к минимуму нелестные текстуры.

Полуденное солнце дает плоский свет по той же причине. Солнце, расположенное прямо над сценой, не отбрасывает тени, глубина и текстура на изображении будут стремиться к нулю.