Оглавление
- Как самому легко и просто сделать универсальный кабель
- Подборка схем адаптеров для работы диагностических программ, собранная на разных web-сайтах.
- Моя схема.
- Как подключить
- Схема универсального USB-KKL адаптера
- Изготовление печатной платы
- Виды K-LINE адаптеров и их применение
- Здесь чего-то не хватает…
- Вместо заключения.
- ?Адаптер ELM327
- Видео работы автоадаптера
- Стойте-стойте! Не включайте!
- Делать адаптер или не делать адаптер?
- Что Вы можете делать вообще и что — в частности.
- Professional Interface
- Инструкция по изготовлению
- Схема адаптера — вариант 1
- ?Доработка K–Line адаптера для диагностики АБС и подушек безопасности
Как самому легко и просто сделать универсальный кабель
Изучаем схему, найденную на www.chiptuner.ru и понимаем, что кабель очень простой.
- Немного разноцветных проводов длиной 60 см.
- Коннекторы от 55 -пинового разъема 11 – 13 шт.
- Коннекторы от 81 -пинового разъема 7 – 9 шт.
- Термоусадочная трубка разных диаметров ( 2 , 5 mm; 4 mm; 8 mm).
- 2 переключателя ножевых.
- Светодиод обычный.
- Резисторы 1 кОм и 120 Ом.
- Колодка DB- 25 «Папа» в корпусе.
- Уплотнительная резинка для корпуса DB- 25
- Провод питающий 2 x 0 . 35 2 метра.
- Разъем прикуривателя.
- Колодка OBD‑ 2 .
- Кабельные стяжки.
- Паяльник.
- Кусачки.
- Кримпер.
- Термофен или зажигалка.
Итак, начинаем изготовление универсального кабеля Combiloader.
Приступаем к реализации.
Контакты, малый от колодки 81 -pin, большие от колодки 55 -pin:
Для начала нам нужно подготовить разноцветные провода одинаковой длины. Цвет проводов – из раздела «Справка» программатора Combiloader: черный, красный, серый, синий, желтый, оранжевый, зеленый. Длина провода 60 см. От каждого провода нужно отрезать 10 см, главный кабель не должен превышать 60 см., согласно справке, поэтому первый, большой, контакт опрессовывается на расстоянии 50 см, длина проводника до малого – 10 см.
После опрессовки контакты закрываются термоусадкой. В результате должно получиться примерно так:
Аналогично делаем все семь проводов:
Далее работаем с OBD коннектором, купленным на Aliexpress:
Изоляцию с колодки нужно снять и прозвонить все провода. Нам понадобятся провода 4 и 5 – это масса (на фото – синий и зеленый), их нужно обрезать для соединения с основным жгутом, провод питания ( 16 контакт, этот провод пойдет в сторону DB- 25 ). Провода от 7 и 15 (на фото – коричневый и коричнево/черный) контактов можно сразу свить в витую пару, это у нас будет GPT. Их можно не запоминать, какой где, провода GPT могут меняться местами при программировании.
CAN шина, для полной совместимости с режимом BSM должна быть «запаралелена», нам нужно объединить 2 + 6 и 10 + 14 , второй провод обрезать, оставив немного для подпайки терминатора CAN-шины. На фото CAN – желтый и бело/черный.
Подготавливаем отключаемый терминатор. Резистор на 120 Ом просто монтируется на контакт, подключается к шине CAN средний контакт и контакт с резистора. Это позволит подключать – отключать резистор от шины CAN:
И припаиваем его к оставленным проводникам. Шину CAN теперь тоже можно скрутить в витую пару, а переключатель вместе с резистором «прячется» в термоусадку:
Прикладываем колодку к нашему разноцветному кабелю с таким расчетом, что бы CAN и GPT были примерно на одинаковом расстоянии с большими коннектором основного кабеля и прихватываем кабельной стяжкой. После этого нам нужно присоединить контакты 4 и 5 к массе.
Собираем с помощью стяжек жгут. Неиспользуемые проводники колодки можно обрезать. Но я рекомендую просто немного их укоротить и спрятать в проводке. Мало ли что, вдруг понадобится впоследствии какой – либо контакт OBD. На скрученные витые пары GPT и CAN нужно опрессовать малые контакты. У нас должно получиться примерно так:
Приступаем к распайке стороны с DB- 25 . Можно сделать специальную платку для припаивания к разъему DB- 25 . Но можно обойтись без нее. Основная функция платы – фиксация переключателя и светодиода.
Вот так незамысловато это выглядит после сборки
Сами же провода подпаиваются непосредственно к контактам, согласно справке.
Немного «дорабатываем» корпус:
И припаиваем на питающий провод стандартный коннектор в прикуриватель. Кстати, не понимаю, зачем это нужно, но так повелось и стало негласным стандартом. Так что этот пункт можно смело пропустить, если вы делаете кабель для себя.
Любуемся на готовый вариант.
Ну и напоследок, делаем дополнительные провода массы и питания. Они нужны для того, что если на каком – нибудь хитром блоке не хватит стандартных коннекторов, можно отрезать большой или малый контакт и присоединить к основному проводу.
Подборка схем адаптеров для работы диагностических программ, собранная на разных web-сайтах.
Адаптеры для работы с интерфейсом ALDL
The ALDL connector at the back of the car has the following pin-outs:
This connector is convenient because we have all of the signals and connections to make a stand-alone interface unit. The data is in TTL (i.e. 5V), bi-directional (half-duplex) format and runs at 8192bps.
When you build the interface, it’s a good idea to use the same colour wires as the Lotus ALDL connector. This will greatly reduce the chances of a wiring mix-up.
Two-Transistor Interface
As if things couldn’t get more simple! According to its creator, Sanj, this works fine and fits easily within the RS232 D-type shell.
I’m hearing that you may have to add two diodes in series with the 10K resistor in the base of upper transistor in certain applications for reliable operation.
Моя схема.
Проанализировав все имеющееся было решено сделать схему лишенную всех недостатков и имеющую одни достоинства. Рассмотрим как это чудо работает:
Просматривются те же функциональные узлы, что и во всех остальных схемах
- питание +12В от бортовой сети авто подается через защитный диод VD1 на фильтр импульсных помех на конденсаторах С2 и С3. (Для ленивых С3 можно не ставить, но С2 необходим.) Питание линии осуществляется от источника тока. Светодиод VD2 и резистор R2 служат двоякой цели — во первых как индикатор +12В и правильности подключения, во вторых как источник опорного напряжения +1.2В для источника тока. Опорное напряжение подается на базу транзистора VT1 с эмиттерным резистором R1. С коллектора этого транзистора получаем ток питания K-Line порядка 20мА. По сравнению с питанием от резистора питание от источника тока повышает устойчивость работы и существенно увеличивает защиту от помех. Например для создания напряжения помехи 0.5В на провод должен наводится ток более 2мА, т.е. от такого уровня помехи можно запитать светодиод. Поскольку светодиоды бывают разные, то при настройке полезно подобрать резистор R1 замеряя ток между коллектором транзистора VT1 и общим поводом. Для ленивых можно заменить все это резистором 1к между приводом питания после защитного диода и K-Line.
- передатчик не отличается оригинальностью и построен на ключевом транзисторе VT4, диоде защиты от глубокого закрывания VD3 и токоограничивающего резистора R8. Для ленивых VD3 можно не ставить.
- приемник построен на двух транзисторах. Первый транзистор выполняет функцию компаратора. Опорное напряжение образуется делителем на резисторах R3 и R4. Напряжение делится не симметрично, что бы компенсировать падение напряжение на защитном диоде и эмиттерном переходе транзистора. Порог срабатывания компаратора равен половине напряжения питания. Если напряжение на K-Line превышает половину напряжения питания, то транзистор открывается и через коллекторный переход начинает протекать ток, который открывает выходной ключ на транзисторе VT3. Так как входной ток компаратора смещает опорное напряжение, то возникает гистерезис около 1.5В, который успешно подавляет входную помеху. Можно посмотреть как происходит работа приемника при номинальном напряжении питания +12 и минимальном +6В при наличии помехи амплитудой 0.5В. Диаграммы посчитаны на PSpice.
Напряжение на выходе приемника может изменяться от напряжения питания +12В до напряжения, к которому подключен резистор R7. Если этот резистор подключить и на общий провод, то выход становится похожим на предыдущие схемы, но правильнее, конечно, подключить его на источник какого либо отрицательного напряжения, например на неиспользуемый выход разъема RS-232 включенный в низкое состояние. Тогда выходное напряжение будет полностью совместимым со стандартом RS-232.
Работа при напряжении питания +12В
Работа при напряжении питания +6В
Видимыми недостатками является несколько большее число деталей чем на простейших схемах, но это компенсируется высокой помехоустойчивостью и полностью стандартным выходом для RS-232. Вторым недостатком можно считать необходимость подбора резистора R1 при настройке схемы. Но поскольку это не крупносерийное изделие с этим можно мириться. По деталям все очень доступно и не критично. При планарном монтаже все устройство помещается внутри корпуса разъема RS-232. Провода подключения могут быть не экранироваными, только не очень тонкими. В моем варианте все прекрасно работает при обычном четырехжильном телефонном проводе длинной около 10м.
PS: Очень частый вопрос — куда подключать провод -12В. Тут все просто, есть три варианта:
- подключается к общему проводу (5кт). Все работает как в обычных схемах, только непосредственно от нуля.
- на RTS (4кт). Этот выход большая часть программ норовит включить в +12, поэтому надо либо программу править либо смотреть третий вариант.
- на DTR(20кт). В моих программах этот вход включается в -12В. Но т.к. исправления вносятся чаще, чем проверяется работоспособность, желательно убедиться в правильности тестером и в случае проблем сообщить мне.
Как подключить
Проверить подключение модуля (платы) к компьютеру можно до изготовления шнура. Для этого необходимо скачать и установить драйвер для вашей операционной системы с официального сайта производителя ЭБУ или с ресурсов занимающихся распространением ГБО оборудования. Там же скачивается программа для настройки ГБО.
Соединив плату адаптера к USB порту ноутбука/планшета, надо пройти по адресу «Диспетчер устройств» — «Порты» и проверить подключение.
Если появился значок восклицательного знака и ошибка «Код 10» причин может быть несколько:
- требуется перезагрузка системы Windows;
- чип платы поддельный.
В последнем варианте нужно найти в интернете драйвер (методом подбора) без проверки на подлинность чипа и установить его.
После установки и запуска программы для регулировки блока управления, следует подключить кабель с ноутбуком к ЭБУ газового оборудования. Если программа показала «не подключен контроллер», значит необходимо поменять коннекторы TXD и RXD местами.
Схема универсального USB-KKL адаптера
При разработке универсального USB-KKL адаптера ставилась следующая задача:
- разработать надежное устройство, адаптированное к нашим суровым климатическим условиям;
- обеспечить защиту персонального компьютера от помех бортовой сети автомобиля;
- обеспечить надежную связь между компьютером и автомобилем;
- обеспечить универсальность подключения адаптера к автомобилям, поддерживающих диагностику по K-line.
Для сопряжения с компьютером была выбрана шина USB, так как она на сегодняшний момент является самой распространенной и обеспечивает питание адаптера. В качестве драйвера USB была выбрана микросхема FT232RL фирмы FTDIchip. Данная микросхема требует всего несколько внешних элементов для своей работы и обеспечивает любую скорость передачи без дополнительных настроек. Это очень удобно, так как диагностические протоколы используют нестандартную скорость передачи. Ниже приведена структурная схема данной микросхемы. Из нее видно что все необходимые элементы для работы микросхемы находятся внутри.
Для подключения микросхемы FT232RL понадобиться всего несколько конденсаторов. Типовая схема подключения приведена ниже.
Для сопряжения с автомобильной шиной K-line (ISO9141-1, ISO9141-2, ISO14230) была выбрана микросхема L9637D фирмы ST Microelectronics. Данная микросхема имеет ряд достоинств по сравнению с аналогами:
- широкий диапазон входных напряжений (4,5 — 40 вольт);
- защита от переполюсовки;
- ограничение выходного тока по K-линии;
- температурная защита;
- защита от импульсных помех;
Ниже приведена структурная схема микросхемы L9637D.
L-линия в адаптере реализована с помощью двух транзисторов и управляется при помощи сигнала RTS. Как известно L-линия однонаправленная (информация идет от компьютера, в нашем случае, к ЭБУ ), но у микросхемы L9637D имеется вход для L-линии (эта микросхема предназначена для установки в блоке управления двигателя и поэтому L-линия здесь имеет функцию входа). Поэтому вход LI здесь используется для чтения данных с L-линии. Данных вход подключен к сигналу CTS. Таким образом получается еще одна K-линия.
Для защиты адаптера и компьютера от импульсных высокочастотных помех (коих в бортовой сети автомобиля пруд пруди) применяются фильтры под названием «ферритовые бусины». Данные фильтры производит фирма Murata. В адаптере используются фильтры типа BLM21PG331SN1. Данные фильтры при подачи на них постоянного напряжения имеют сопротивление около нуля, а при подачи на него высокочастотного сигнала увеличивают свое сопротивление до 330 Ом, тем самым препятствуя прохождению высокочастотных помех. На схеме они обозначены в виде катушек индуктивности (L1 — L3).
Из всего выше сказанного была разработана схема адаптера (приведена ниже).
Питание микросхем FT232RL и L9637D берется от шины USB, а подтяжка К-линий от бортовой сети автомобиля. Также в схему адаптера введен регулятор напряжения L78L05, для преобразования 12 Вольт в 5. Это сделано для того, чтобы можно было менять подтяжку К-линий: 12 или 5 вольт. Пятивольтовые уровни сигналов К-линий применяются в блоках, где используется протокол ALDL — это GM блоки и Январь-4.
Для обеспечения универсальности адаптера в нем используется разъем DB-9 папа. К этому разъему подключаются кабели с соответствующими диагностическими разъемами. В этом случае имея один адаптер и набор кабелей можно диагностировать весь спектр автомобилей, диагностируемых по К-линии.
В данную схему адаптера так же включен преобразователь ADM1485AR. Он предназначен для подключения устройств с интерфейсом RS485.
При разработке адаптера использовались только SMD компоненты, поэтому плата получилась компактной. Плата легко помещается в корпус переходника GC-9. Разводка платы приведена ниже.
Распиновка разъема для подключения кабелей приведен ниже.
Так выглядит готовый спаянный адаптер без корпуса:
Так выглядит готовый адаптер.
Изготовление печатной платы
Для печатной платы нам понадобится:— плата 5 на 5 сантиметров— медный купорос— утюг— соль и вода— лазерный принтер
В качестве платы можно использовать ненужную старую. Надо отрезать от нее нужный кусок и удалить лак мелкой наждачной бумагой. А лучше всего купить в радиотоварах стеклотекстолитовый лист для печатных плат.
Далее распечатываем схему адаптера в полном размере. Поможет в этом программка Nero PhotoSnapViewer. Печатать нужно с максимальным расходом тонера у принтера.
Перенести рисунок с бумаги можно следующим способом:— Опускаем лист бумаги со схемой в воду на несколько секунд— Прикладываем изображение к медной стороне платы— Сушим утюгом лист на плате, для того чтобы тонер расплавился и прилип к ней— На 20 минут опускаем в воду и удаляем размякшую бумагу.
Травление платы делаем самым простым и доступным методом:-Готовим раствор для травления путем растворения в 250 мл. воды, нагретой до 80 градусов, двух столовых ложек соли и столовой ложки медного купороса. Кстати, если дать раствору настоятся в течение нескольких дней, травление платы ускорится на пару часов.— Помещаем плату в раствор, периодически помешиваем и наблюдаем за ней.— Процесс травления длится около пяти часов
Важно не передержать.— После этого необходимо промыть нашу заготовку проточной водой и просушить
Следующим этапом сверлим на плате отверстия для деталей. Для данной цели нужно очень маленькое сверло.Плата, необходимая чтобы сделать k line адаптер своими руками, готова. Теперь можно купить элементы адаптера.
Виды K-LINE адаптеров и их применение
В настоящее время K-Line адаптеры в основном распространяются с USB разъемом, а не COM. Это связано с тем, что диагностику обычно проводят ноутбуком, а в которых нет COM-портов . Однако суть работы адаптера не меняется. Внутри адаптера устанавливают микросхему-преобразователь из интерфейса USB в интерфейс COM или в Bluetooth. Под каждый тип таких микросхем необходим драйвер, чтобы в системе появился так называемый виртуальный COM-порт, через который адаптер будет сопрягаться с диагностическим ПО на компьютере.
USB K-Line – это простой блок, коммутирующийся через обычный ноутбук. При помощи сервисного ПО владельцу доступны базовые настройки, включая чтение кодов ошибок.
Здесь чего-то не хватает…
Ну разумеется лампочек! Разноцветных! Мигающих! А еще сирен, звоночков и
часов с кукушкой. Ну, две лампочки (точнее, два светодиодика) сами туда
просятся — индицировать, что до стабилизатора добрались +12V и то, что со
стабилизатора вылезли +5V. Скажем, красный и зеленый. Или зеленый и еще
зеленый.
Потому, что красный может понадобиться для
отдельной надобности. Вы можете подключить его через резистор сопротивлением 470
ом между точкой соединения 9 и 10 выводов микросхемы DD1 и массой. И тогда он
будет индицировать состояние L-line. Гореть, когда на ней высокий уровень, и
гаснуть, когда адаптер будет «просаживать» L-Line, выполняя запрос данных от ECU. Адаптер сразу приобретет динамичность и хай-технологичность, и вообще…
А еще можно добавить желтый. Или синий. Особенно, если Вы не будете сидеть на своем адаптере как собака на сене, и станете помогать своим
друзьям, и/или Ваша машина будет совсем как моя — один блок с быстрыми кодами а
другой с медленными, то есть смысл сделать пробник для блинк-кодов. Вмонтируйте его в тот же корпус и добавьте еще один
провод — вход для диагностики. Вот тут-то самое время вспомнить, что у моего
адаптера корпус прозрачный. Не надо возиться с подгонкой и сверлением дырочек,
а то и с соединительными проводами. Впаял диод с дополнительным резистором — и
все. Хоть два диода. Хоть три. Хоть линейку.
Можно поставить переключатель, который будет увеличивать сопротивление резистора R1 до 10кОм. Тогда Вы сможете
тестировать своим адаптером машины с ALDL интерфейсом (это FORD, OPEL и еще много чего).
Но что будет, если Вы подключите адаптер в ALDL, забыв передернуть
этот переключатель в нужную сторону — я не знаю…
Беспокоиться о защите шины K-Line от случайного замыкания на «массу» я не вижу большого смысла.
По крайней мере, Motorola обещает на этом выходе защиту от короткого замыкания.
Наверное, пределом крутости будет оптронная развязка всего, что торчит из
адаптера, включая выходы на RS232. Но это уж давайте сами.
А если хотите приведенную здесь схему индикаторов в виде отдельного файла — нажмите сюда.
Вместо заключения.
Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали!(Охотник из к/ф «Обыкновенное чудо»)
Все вопросы, замечания и пожелания присылайте
(пожалуйста, не меняйте тему письма(«COMport_questions»), чтобы письмо не затерялось в СПАМе). Очень старался не нарушать
ничьих копирайтов.
Ежели Вы мое творение перепечатывать соберетесь — сделайте
упоминание меня. Или моей странички. Мне приятно будет…
P.S. Некоторые старые браузеры не в силах показать Вам рисунки в
формате *.PNG. Если Вы принадлежите к числу несчастливых обладателей такого
браузера, но не в силах ни расстаться с ним, ни уговорить его отречься от ереси
(а это имеет смысл! Рисунок, занимающий в формате PNG 16Кб, сделана из 178Кб
JPG; и при необходимости она конвертируется обратно в такого же размера JPG,
т.е. рисунок храниться в PNG без потери качества!), то попробуйте сохранить у
себя страничку целиком, а потом просмотрите ее рисунки с помощью, скажем, ACDSee. Или
вообще WinWord’ом, если при установке его (WinWord’а) на компьютер была выбрана установка
всех конвертеров графических файлов. Или напишите мне — я вышлю Вам боооольшой
JPG.
<< | Пример удачного «самолечения» | Диагностические коды неисправностей МСУД ITMS-6F (двигатель ВАЗ-21214, рабочий объем -1,7л) | >> |
?Адаптер ELM327
ELM 327 поддерживает все известные протоколы ODB2 и совместим со множеством диагностических программ. Интерфейс связи с персональным компьютером — usb.
Также существуют адаптеры ELM 327 c возможностью подключения через Bluetooth или Wifi, то есть, если у Вас, допустим, есть смартфон на операционной системе android, тогда установив приложение из Play market (очень большой выбор приложений), Вы сможете следить за режимами работы двигателя без ноутбука и кабелей.
Данные будут передаваться от адаптера к смартфону по Bluetooth или Wifi. Очень удобно!
Но у ЕЛМ 327 есть два очень больших недостатка.
Во-первых, он не работает с программой Chevrolet Explorer. Это популярная программа у владельцев автомобилей Chevrolet/Daewoo.
Во-вторых, он не “видит” подушки безопасности и АБС, поэтому Вы сможете проводить диагностику только системы управления двигателем. А это, согласитесь, не очень функционально. Поэтому я рекомендую второй вариант.
Ещё раз повторю – все адаптеры ELM не работают с программой Chevrolet Explorer!!!
Внимание! При помощи небольшого приложения для смартфонов с операционной системой Андроид можно читать и удалять ошибки. А также выполнять сброс адаптаций при помощи адаптера ELM327!. Данное приложение можно скачать на странице Сброс адаптаций ЕЛМ327
Данное приложение можно скачать на странице Сброс адаптаций ЕЛМ327
Примечание! Адаптеры ELM327 бывают нескольких версий. Необходимо покупать только версию 1.5! В конце страницы будут ссылки именно на такие адаптеры.
Основное преимущество данных адаптеров – универсальность, миниатюрные размеры и беспроводная передача данных.
Видео работы автоадаптера
Переходим к проверке адаптера в софте Uniscan (смотрите видео). Запускаем Uniscan из под DOS (как запустить Uniscan прилагается инструкция).
Выбираем марку и блок который нужно диагностировать подтверждаем выбор если после этого появилось «синее меню» где пишет F1 ошибки, параметры и так далее — то у вас все получилось, при этом должны сначала мигать желтый светодиод потом раз мигнуть зеленый. Если нет и появилась красная рамка где пишет «проблема соединения…», то смотрим первым делом не попутали ли COM1 и 2 местами, при правильно подключении будет мигать желтый светодиод, при неправильном зеленый. Если все правильно смотрим правильно ли прошились Attiny и 24c02 если все в порядке смотрим генерирует ли кварц на 10.245 МГц (на крайний случай можно использовать 10.24 МГц с другим не заведется) на 4 и 5 ноге тиньки должны быть осциллограммы, если на одной из них нету — уже не помню на какой-то кварц под замену. Если у вас светодиоды мигают как описано выше и мигает сама красная рамка, тогда смотрите саму епромку и правильно ли она зашилась. Вроде все проблемы описал. Вот тут скачайте список разъёмов.
Адаптер работает с софтом Uniscan виза 1.83, и как к-лайн адаптер с большинством программ таких как VagCom, VagTool, Мотортестер, Daewoo Research, Chewrolet Explorer и много других. А также есть неплохой набор программ под данный адаптер — EUROSCAN.
Фото готового автомобильного адаптера:
COM2 сделал под два разъёма на 9 пин и на 25 под старые и более новые компьютеры. L9637 существует только в смд, поэтому сделал такие себе переходнички припаяв проводочки к микросхеме и к панельке. Еще немаловажным есть использование «железных» COM портов, никакие USB-COM переходники и PCE карты работать не будут, кроме некоторых карт, которые работают под DOS и есть драйвера под ДОС, такие как Agrosy и Silicom.
И сама программа работает только под чистым ДОС-ом или WIN98 в режиме DOS, никакие эмуляторы ДОС-а не подойдут! Системные требования не критичны — от первого Pentium и до 4 работает без проблем, проверял лично. Список автомобилей прилагается. Дополнительно изучите эту инструкцию. Автор статьи (не оставил данных).
Стойте-стойте! Не включайте!
А чем вы собираетесь тестировать свое автохозяйство? Программа уже имеется? Если нет, то загляните
вот сюда: http://www.ross-tech.com/vag-com/tour/main_screen.html,
или сюда: http://www.autolib.diakom.ru:8001/CARS2/pribor/adapter_vw/adapter_vw.html.
Или даже лучше вот сюда: http://www.autoelectric.ru/diag.html
Или даже можете скачать вот это (говорят, работает без проблем! Объем файла 1.9Mb): КРУТОЙ СОФТ. 🙂
И учтите: во всех описаниях самых разных программ вы найдете фразу типа:
. То есть, чтобы понять
что именно у вас сломалось и сломалось ли вообще программы будет достаточно.
Код ошибки Вы прочтете. Но для углубленного изучения кишочков Вашего железного
друга одной только диагностической программы будет маловато. А я Вас
предупреждаааал:
Делать адаптер или не делать адаптер?
— Ребе, посоветуйте, надо ли делать
мальчику обрезание?Ребе, подумав, отвечает:- Ну, во-первых, это красиво… (известный анекдот)
Решать Вам. Если душа горит, время есть, и навыки позволяют — делайте. А что Вы получите, когда работа будет
закончена? Ну, допустим, вы узнаете, что в данный момент угол открытия
дроссельной заслонки 15 градусов. Оно Вам надо? Или, допустим, что значение
параметра по адресу 9F составляет 342 (чего?). Очень содержательная информация!
Но, с другой стороны, вы можете заглянуть в список ошибок и узнать, что Ваш
датчик температуры оборван или замкнут. Или что температура охлаждающей
жидкости (по мнению ECU) составляет +40 градусов (а на улице этих градусов аж
-27, и двигатель вы только-только запустили). Вы сможете понять причину косой
работы двигателя и починить автомобиль САМИ! И при этом сэкономить баксов этак
20-30 (а иногда и 200-300; диагностика и особенно последствия неправильной
диагностики иногда обходятся поразительно дорого! О случаях прямого
я уж и не буду говорить:). Так что есть смысл сделать.
Но еще Вы можете заглянуть в экран монитора и понять, например, что накрылся датчик кислорода.
Если после этого Вы сами полезете под машину, искать и отворачивать маленький
грязный датчик — то это одно, а если поедете на сервис — так это совсем другое.
И зачем Вам адаптер в последнем случае?
Но если Вы таки адаптер спаяете — про Вас все скажут . А если еще Вы сможете узнать, что же за параметр
валяется по адресу 9F — Вы будете или . И еще могут сказать кучу всяких приятных вещей.
Если крутым быть хочется, а паять — нет, то Вы можете заплатить баксов эдак 35
(последняя известная мне цена, на июнь 2001г.) и получить совсем универсальный
адаптер, с бантиками и рюшечками у Автоэлектрика (сайт www.autoelectric.ru). Но запах канифоли,
пинцетик в руках, кучка деталей на столе (всего на 3 или 4 доллара), музычка из
магнитофона: Денек на это дело я, например, угробил с удовольствием.
Что Вы можете делать вообще и что — в частности.
Что даст Вам компьютер? Банально, но не более того, что позволяет ему делать
программа. А беда в том, что имеющиеся программы несовершенны. Вернее,
несовершенен наш мир, а программы и автомобили — часть его.
Во-первых, не все автомобили поддерживают быстрые коды. Старше 1993 года выпуска — почти 100% не
есть объекты для компьютерного исследования. Если блинк-коды выдадут — уже
счастье.
Во-вторых, не все блоки автомобиля поддерживают
быстрые коды. Например, у моего VW Passat Variant 1993 г.в. блок управления
зажиганием быстрые коды использует, а вот АБС — нет. АБС более старой
разработки, она использует медленные коды. О диагностике АБС Teves MK-II подробно написано здесь.
В-третьих, даже одноименные блоки .
Например, контроллеров впрыска «Digifant» есть три модификации. Отличаются они,
кроме всего прочего, и возможностью/невозможностью использовать быстрые коды.
В-четвертых, даже в пределах изделий одного концерна (в данном случае — VAG) на
адресах могут располагаться данные разных датчиков или параметров.
Ну, скажем, в некоей AUDI 1993 г.в. по некоторому адресу стоит начальное
обогащение смеси, а в каком-нибудь VOLKSWAGEN 1997 г.в. по тому же адресу может
стоять сигнал от датчика детонации. По крайней мере, имеется достаточно
свидетельств того, что какая-нибудь диагностическая программа абсолютно
нормально работает с одним двигателем, а на другом — увы! — глючит и нуждается
в дополнительной заточке напильником. Про то, что такие адреса или каналы у
одноименных и одинаковоконтактных блоков VW JETTA и VW GOLF одного года выпуска
могут оказаться совершенно разными, я уж и не говорю.
В общем, к программам мы еще вернемся.
С адаптером все проще. VAGовский быстрый интерфейс выполнен по
стандарту ISO9141 и представляет собой K-L-Line интерфейс. Причем на более
свежих машинах и блоках ECU управления L-линией не требуется, эти ECU прекрасно
обходятся одной K-Line шиной данных (это двунаправленная шина). L-Line я бы
назвал наследием блинковых диагностик. Это однонаправленная шина, управляемая
тестером и, грубо говоря, дающая ECU сигнал, что пора начинать передачу. Еще
надо заметить, что с 1994 года VAG ставит на свои машины 16-ти контактный
разъем OBD-II. Но OBD-II это стандарт интерфейса, а VAG туда просто вначале
вывел тот же самый K-L-Line и больше ничего. Но даже если Ваша машина совсем уж
новая, и в ней действительно реализован OBD-II, то и в этом случае адаптер
пригодится: K-L-Line в OBD-II входит и обмен будет идти по K и L линиям.
Просто некоторые функции, которые могут быть реализованы с помощью
дополнительных протоколов OBD-II будут недоступны. Или, говоря иначе, машины с
OBD-II (не разъемом, а интерфейсом) могут с помощью этого адаптера
обслуживаться в том объеме, в котором машина поддерживает K-L-Line интерфейс.
Так что если Вы обзаведетесь адаптером K-L-Line, то Вы сможете сотворить много
чего.
Professional Interface
Garry Harris, who writes software for GM ALDL systems, kindly suggested this interface. Garry is also working with Ian Levy to decode the Lotus Elan M100 data-stream.
Схемы подключения компьютеров к k-line.
Материал размещен с любезного разрешения автора подборки Швецова Сергея. Странички автора http://www.chat.ru/~pp_serg/ и http://www.home.axon.ru/~pp_serg/
Краткий экскурс по сайтам показал наличие многообразных схем для согласования порта RS-232, с последовательной шиной K-Line. Дабы упорядочить имеющийся хаос и была создана эта страница. Авторы конкретных схем не указаны, т.к. некоторые комментрии нелицеприятны, но при надобности можно указать.
Если у Вас имеются какие либо пожелания или что ни будь новенькое, то завсегда пожалуйста.
Инструкция по изготовлению
Почти на всех блоках управления популярного газобаллонного оборудования схожая схема подключения диагностического кабеля. Различаются они лишь по расположению проводов.
Как правило, распиновка разъёма ЭБУ выглядит так:
чёрный – минус «-» GND; зелёный – приём сигнала RXD; белый – передача сигнала TXD; красный – плюс «+5 V»;
Чтобы удостовериться необходимо при помощи мультиметра или контрольной лампы найти минусовую/плюсовую клеммы и запомнить их расположение.
Затем припаиваем три жилы провода к нашей плате. Удобнее если цвета кабеля совпадают с разъёмом газового контроллера. Перематываем место пайки изолентой. Одеваем термоусадку и прогреваем ее строительным феном или зажигалкой.
Вместо изоленты лучше использовать специальный диэлектрический клей для микросхем.
К противоположному концу шнура зажимаем и пропаиваем три клеммы («папы»), которые шли в комплекте с колодкой. Заранее одеваем термоусадку. Далее необходимо собрать разъем согласно схеме распиновки, при условии, если есть уверенность в расположении сигнальных проводов на фишке ЭБУ. Аналогичным образом заизолировать пайку.
В том случае если неизвестны сигналы TX и RX, разъем можно пока не собирать.
Схема адаптера — вариант 1
Сначала собрал адаптер по схеме приведенной выше схеме на компараторе и транзисторах, мою машину-то она читала без проблем, но машину брата уже никак, еще несколько машин — то читал, то всякую ерунду показывал, потом еще покопав в просторах интернета пришел к выводу, что нужно использовать специализированную микросхему для стандарта ISO9141, так как уровни лог.1 и 0 в разных блоках разные, и схема на компараторе нормально не хочет работать, конечно ее можно заставить нормально работать подбором резисторов делителя компаратора, но это очень долго и невыгодно, проще использовать микросхемы которые хорошо справляются с этой задачей. Я использую L9637 — дешево и сердито, можно также использовать mc33199, mc33290 и другие. Но L9637 можно выдрать из ненужного иммобилизатора от ВАЗ, АПС–4. Так и начал заниматься автомобильной диагностикой, на данное время собрал не один адаптер. Советую собрать адаптер по схеме тот же унискан и с переключением L линии с второго ком-порта на первый, так же изменением напряжения подтяжки для разных блоков.
?Доработка K–Line адаптера для диагностики АБС и подушек безопасности
Если Вы собираетесь проводить диагностику только системы управления двигателем (силовой установки) и не собираетесь это делать с другими системами ( АБС и подушки безопасности), то базовый адаптер без переключателя Вас вполне устроит. А если Вам важна диагностика не только двигателя, то адаптер придётся доработать.
Дело в том, что в разъеме диагностики ODB2 показания двигателя снимаются с 7-го контакта колодки, а АБС и подушки безопасности с 12-го и 13-го соответственно.
Поэтому необходимо установить переключатель между этими контактами, чтобы переподключаться к тому или иному контакту колодки диагностики.
Другими словами, и более понятно это можно объяснить так – на плате адаптера есть только один сигнальный вход. А у автомобиля три сигнальных выхода (силовая установка – 7 контакт, АБС – 12 контакт и подушки безопасности – 13 контакт). И нам необходимо тот единственный вход адаптера подключать к колодке диагностики, в зависимости от необходимости, либо к выходу силовой установки, либо к выходу АБС, либо к выходу подушек.
Большинство магазинов продают адаптеры уже с переключателями, но немного дороже. В конце статьи есть ссылки на продавцов.
Вот схема переделки
Также был поднят вопрос о последовательности действий при подключении адаптера. Как выяснилось, на этом этапе также возникают вопросы и проблемы с тем, что диагностическая программа отказывается “видеть” адаптер. Честно сказать, у меня таких проблем никогда не возникало и у меня нет чёткого алгоритма, что подключать и в каком порядке. Всегда всё работает, в независимости от последовательности действий. Поэтому возможно дело связано с программным обеспечением и драйверами, установленными в каждом конкретном случае.
В связи с этим, я предлагаю скачать драйвера для адаптера на чипе FTDI, которыми пользуюсь лично я. Возможно это решит Вашу проблему. Скачать драйвера можно на следующем шаге, связанным с установкой драйверов. Либо скачать прямо сейчас – Driver