Оглавление
- Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
- Как проверить напряжение витая пара
- Причины короткого замыкания
- Расчет тока короткого замыкания
- Измерение электрических параметров
- В каких случаях проводится проверка
- Проверка параметров электроцепи
- Расчет тока короткого замыкания
- Алгоритм действий
- Прозвонка проводов
- Использование индикаторной отвертки
- Почему происходит короткое замыкание
- Причины короткого замыкания
- Как проверить авто аккумулятор мультиметром
- Ошибка №5 – Замер силы тока двигателя
Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
Что такое короткое замыкание? Короткое замыкание это соединение двух точек (проводов) имеющих разные потенциалы (плюс и минус) которого не должно быть при обычной работе устройства. У нас речь идёт об автомобиле (мотоцикле, квадроцикле, снегоходе) поэтому рассматривать способы поиска короткого замыкания будем для автомобиля. Статья рассчитана на начинающих автоэлектриков и продвинутых автовладельцев, если вы не знаете что такое мультиметр, лучше обратитесь в сервис, будет быстрее и дешевле, в конце концов каждый должен заниматься своим делом. В статье есть несколько придуманных примеров поиска КЗ и ссылки на реальные примеры поиска и устранения замыканий в автомобилях из моей практики.
Как известно все электрические цепи в автомобиле (за исключением силовой цепи стартера) защищены предохранителями. Короткое замыкание всегда вызовет сгорание предохранителя защищающего эту цепь и в самом замыкании нет ничего страшного. Опасность возникает когда люди не разобравшись с причиной сгорания предохранителя заменяют предохранитель на больший номинал, или ставят предохранители непонятного производства ценой сто рублей за ведро. Такие предохранители изготовлены неизвестно из чего и могут не сгореть совсем.
Для поиска короткого замыкания используем электросхему, мультиметр, бывает что лампочку используем как инструмент. Электросхемы найти сейчас не большая проблема, в самых простых случаях можно обойтись и без схемы, но электрику советую смотреть схемы всегда, для повышения своей квалификации.
К примеру приехал к нам Ниссан Кашкай с неработающим обогревом зеркал. Первым делом проверяем предохранитель обогрева зеркал в салонном блоке предохранителей, он исправен, проверяем, появляется ли на нём питание при включении обогрева заднего стекла, питания нет. Смотрим схему.
Предохранитель зеркал находится в салонном блоке предохранителей. А в блоке IPDM находится реле включения обогрева заднего стекла и зеркал и два включенных параллельно предохранителя по 15 ампер. Ниссан всегда ставит по два предохранителя в параллель. Проверяем предохранители, сгоревшие. Наша задача с минимальными затратами времени и с минимальной разборкой автомобиля найти и устранить замыкание. Слабое место в этом случае это гофра, переход от кузова к двери багажника, открыть и посмотреть это пара минут, смотрим — провода целые. Далее нужно по возможности с наименьшей разборкой салона определиться с участком проводки на котором есть замыкание.
У нас отличный доступ к предохранителю зеркал, от него и начнём измерения. Вынимаем предохранитель, чтобы не мерить цепь зеркал и мультиметром в режиме омметра, или прозвонки замеряем сопротивление
Допустим сопротивление 0,5 ом — короткое замыкание присутствует. Дальше нужно определиться в какой части проводки искать это КЗ, по схеме расположения разъёмов найдём где находится соединение Е101 — В11.
Разъём расположен достаточно удобно, нужно снять только накладку порога и кик панели. Рассоединяем разъём и делаем замер сопротивления в обе стороны от разъёма.
Допустим замыкание в той части проводки которая уходит в заднюю часть автомобиля. Провода в гофре мы уже проверили в самом начале, разъёмов больше нет, поэтому остаётся только разбирать и смотреть. Повреждения проводки почти всегда видно, снимаем накладку заднего порога и видим повреждённые провода и последствия кузовного ремонта.
Ура, мы заработали кучу денег не разваливая полмашины. Эта ситуация выдумана, все совпадения случайны. Да и не может быть такого, разве кузовщики когда-нибудь косячат, нет, такого просто не бывает).
Рекомендую проводить регулярно такие тренировки, открывайте схему любого автомобиля, придумывайте неисправность и способы её диагностики и устранения, поднаберётесь опыта в чтении электросхем и поиске неисправностей. Потраченное время точно окупится при ремонте реальных автомобилей.
Здесь горел предохранитель замка зажигания на MMC паджеро https://aelectrik.ru/stati/ne-zavoditsya-micubisi-padzhero-sport/ машина соответственно не заводилась
Как проверить напряжение витая пара
Проверка витой пары в домашних условиях.
При монтаже и ремонте компьютерных сетей и коммуникаций часто возникает потребность проверке целостности витой пары, отсутствии коротких замыканий, правильности обжима и так далее.Разумеется, что при наличии соответствующего оборудования (например, лан-тестер или хотя бы мультиметр) эта задача сводится к обыкновенному присоединению кабеля к соответствующему прибору и проверка его стандартными способами.Но далеко не всегда требуемый прибор находится под рукой. Иногда надо проверить витую пару в домашних условиях, так сказать «на коленке». Существует очень большое количество «народных» методов проверки витой пары. Данная статья рассмотрит некоторые из них (наиболее распространенные). Однако в этой статье мы не претендуем на то, чтобы охватить весь спектр существующих способов, она является скорее приглашением к диалогу, обсуждению. Думается, что всем было бы интересно узнать кто какими способами пользуется, а также поделиться своим личным опытом. Способ 1. Проверка витой пары мультиметром.Думаю, что у многих дома или в гараже имеется мультиметр, стрелочный тестер или подобный прибор для измерения сопротивления, напряжения и силы тока в цепи. Этим прибором можно очень легко и быстро проверить кабель типа «витая пара» на разрывы, замыкания и работоспособность в целом.Проверяется витая пара прибором, работающим в режиме измерения сопротивления.Если есть возможность свести концы кабеля в одну точку, то проверка будет выполняться следующим образом — сначала проверим целостность каждой жилы в отдельности, для этого поочередно протестируем каждый кабель по цветам. Потом проверим на короткое замыкание с другими жилами — для этого на одном разъеме касаемся к одной жиле, а на противоположном к каждой по очереди. Сопротивление должно показываться только в тех случаях когда есть контакт между щупами (в первом случае говорит о том, что жила в порядке, во втором о том, что есть замыкание с соответствующей жилой).Однако, не всегда доступна возможность свести оба конца кабеля в одной точке, поэтому можно использовать следующую хитрость: либо отрезать коннектор, зачистить жилы на одном конце и соединить их попарно, каждуй пару между собой. После этого прощупать мультиметром каждую пару на другом конце. Если есть время и желание — можно взять старую компьютерную розетку с рабочим разъемом и замкнуть контакты внутри нее, это даст возможность не обрезать коннектор и не зачищать жилы. Дополнительно можно не просто закоротить контакты внутри розетки, но и соединить их при помощи резисторов с разным номиналом сопротивления — тогда вы сможете видеть нет ли замыкания между парами. (Сопротивление на мультиметре будет соответствовать номиналу резистора + небольшое увеличение за счет длины провода). Способ 2. Проверка витой пары без мультиметра.Если у вас нет мультиметра, а кабель всё таки надо проверить, то можно использовать «дедовский» метод: На одном из концов жилы зачищаются на длину около 5 сантиметров и опускаются в стакан с теплой, сильно подсоленной водой. После этого на другом конце кабеля на одну из пар подается напряжение более 3 В. Для этого можно использовать батарейку крона, аккумулятор от сотового телефона, батарейку из материнской платы. Если под рукой нет ничего из перечисленных источников питания, то можно использовать и стандартную пальчиковую батарейку на 1.5В, но тогда надо чтобы вода была сильно подсолена.Емкость с водой должна обязательно быть выполнена из диэлектрика (пластик, стекло).После подачи питания внутри стакана будет происходить следующее: на катоде (отрицательный полюс) будут активно выделяться белые пузырьки водорода, в то время как на аноде (положительный полюс) будут также активно выделяться желтые пузырьки хлора. Это значит, что жилы в исправном состоянии, ток проводят и между ними нет замыкания.Ещё один оригинальный способ проверки заключается в том, чтобы вставить одну пару в картошку, на глубину 1-1.5 см. И подать питание также, как было описано выше. После этого на катоде должны будут появиться белые пузырьки, а место вокруг присоединения аноды позеленеет.На самом деле этих «народных» способов проверки разных кабелей существует огромное количество. Было бы интересно узнать какими способами пользуетесь вы, о каких слышали и т.п.
Источник
Причины короткого замыкания
Замыкание в цепи освещения
Основной фактор, вызывающий короткое замыкание – это резкое возрастание силы тока. Оно сопровождается снижением сопротивления электропроводки и приводит к повышению температуры выше нормального значения. Это приводит к тому, что может произойти возгорание легковоспламеняемых материалов.
Почему происходит короткое замыкание:
- Износ электросети. С течением времени изоляция изнашивается, оголяется часть провода, и на этом участке может произойти короткое замыкание.
- Влага. Попадание жидкости на изоленту, защищающую скрутку, может произойти во время затопления. Это приводит к отклеиванию липкой стороны ленты и оголению места соединения.
- Механическое воздействие на изоляцию. Во время ремонтных работ можно случайно вбить гвоздь в место прокладки кабеля и повредить защитный слой. Также перегрызть провода могут грызуны.
- Перегрузки электросети в течение длительного времени. Приводит к плавлению изоляции.
- Неправильный выбор номинала автоматического выключателя. Устройство защиты может не среагировать и пропустить скачки напряжения, из-за чего повышается риск возникновения короткого замыкания.
- Неверно выбраны электропровода для проводки.
- Слабый и ненадежный контакт в месте соединения двух проводников или при подключении к розетке, выключателю, распределительной коробке. Если электропроводка старая, может встречаться соединение, выполненное методом скрутки. Если неправильно замкнуть контакт, он быстро нагревается, разрушается и может коротнуть.
- Поломка электроприбора, который приводит к закорачиванию всей электрической цепи.
Расчет тока короткого замыкания
Расчет токов короткого замыкания в программе DDECAD
Напряжение короткого замыкания – это напряжение, при котором на замкнутой обмотке трансформатора протекает электрический ток, равный номинальному.
Определять напряжение КЗ можно по падению напряжения на трансформаторе. Эта величина характеризует полное сопротивление обмоток.
Токи, возникающие при коротком замыкании, значительно превышают номинальное значение, на которое рассчитана вся электрическая схема. Они могут выжигать слабые места, разрушать их и приводить к возгоранию.
Чтобы исключить аварийную ситуацию, специалисты на стадии проектирования начинают бороться с дефектом и вычислять теоретическую возможность возникновения больших токов. С учетом рассчитанных данных выбираются силовые элементы и защитные компоненты схем. Борются с токами большой величины и при эксплуатации оборудования.
Расчет тока однофазного КЗ и трехфазного осуществляется с помощью закона Ома, полного сопротивления схемы, силовой характеристики мощности и структуры используемой электроустановки. Точность может отличаться в зависимости от предназначения приборов.
Измерение электрических параметров
Для каждого вида измерений существует отдельный алгоритм
Важно знать, как пользоваться тестером, то есть понимать, в какое положение установить переключатель, к каким гнёздам подключить щупы, как включать прибор в электрическую цепь
Схема подключения тестера при измерении тока, напряжения и сопротивления
Определение силы тока
Значение нельзя измерить на источнике, так как она свойственна участку цепи или определённому потребителю электричества. Поэтому мультиметр включают в цепь последовательно. Грубо говоря, измерительным прибором заменяют часть проводника в замкнутой системе источник-потребитель.
При измерении силы тока мультиметр необходимо включать в цепь последовательно
Из закона Ома мы помним, что силу тока можно получить, разделив напряжение источника на сопротивление потребителя. Поэтому если по какой-то причине Вы не можете измерить один параметр, то его можно легко вычислить, зная два других.
Измерение напряжения
Напряжение измеряют либо на источнике тока, либо на потребителе. В первом случае достаточно соединить положительный щуп мультиметра с «плюсом» питания («фазой»), а отрицательный щуп – с «минусом» («нулём»). Мультиметр примет на себя роль потребителя и отобразит фактическое напряжение.
Чтобы не перепутать полярность щуп чёрного цвета подключаем к гнезду COM и минусы источника, а щуп красного цвета к разъёму VΩmA и плюсу
Во втором случае цепь не размыкают, а прибор подключают к потребителю параллельно
Для аналоговых мультиметров важно соблюдать полярность, цифровой в случае ошибки просто покажет отрицательное напряжение (например, -1,5 V). И, конечно, не забывайте, что напряжение – это произведение сопротивления и силы тока
Как измерить сопротивление мультиметром
Сопротивление проводника, потребителя или электронного компонента измеряется при отключенном питании. В противном случае велик риск поломки прибора, а результат измерения будет некорректным.
Если известно значение измеряемого сопротивления, то предел измерения выбирается больше значения, но как можно ближе к нему
Для определения величины параметра достаточно просто соединить щупы с противоположными контактами элемента — полярность не имеет значения
Обратите внимание на широкий разброс единиц измерения – используются омы, килоомы, мегаомы. Если установить переключатель в режим «2 МОм» и попробовать измерить 10-омный резистор, на шкале мультиметра отобразится «0»
Напоминаем, что сопротивление можно получить, разделив напряжение на силу тока.
В каких случаях проводится проверка
К прозвонке прибегают тогда, когда необходимо убедиться в целостности цепи.
Случаи бывают разные:
- поломка выключателя или розетки;
- выход из строя бытовых электрических приборов;
- проверка печатных плат;
- диагностика проводки автомобиля;
- поиск необходимой жилы среди большого количества других проводников;
- диагностика линий связи, а также осветительных и силовых сетей при их установке.
К проверке проводов прибегают при поломке розетки.
Например, нарушение соединений или дефект приемника электрического тока.
Причинами повреждения проводов могут являться и механическое воздействие (при ремонтных работах), и перегрузки, которые вызывают короткое замыкание. Его тоже возможно определить мультиметром.
Проверка параметров электроцепи
При проверке электрических цепей можно тестировать многие их параметры. Это и ток, и напряжение в сети, и частота сигнала. Но для определения исправности требуется только прозвонить цепь на целостность и проверить сопротивление изоляции. И то, и другое можно выполнить мультиметром.
Для того чтобы знать, как прозванивать мультиметром электрическую проводку, нужно правильно настроить измерительный прибор и верно выполнить действия по измерению. Для проверки целостности провода нужно:
- Подключить черный щуп мультиметра в гнездо с надписью COM, а красный — в гнездо с надписью U, Ω, Hz;
- Ручку измерителя нужно установить в положение 20 Ом;
- Подключить измерительные контакты к обоим концам провода. Если концы находятся в различных местах помещения — нужно использовать предварительно проверенный удлинительный провод;
- На экране тестера отобразится значение. Если значение не превышает 2 Ом, значит, целостность провода не нарушена. Если показания не устанавливаются на одном уровне или более 8−10 Ом — значит, в цепи есть разрыв.
Таким же образом тестируются провода в автомашине и шлейфа различных электронных приборов.
Кроме проверки целостности, провода тестируются на сопротивление изоляции. Это тоже можно сделать мультиметром:
- Щупы остаются в тех же отверстиях, как и при проверке целостности;
- Режим измерения выбирается тот же — проверка сопротивления;
- Предел измерения нужно выбрать наибольший — 20 или 200 мегаом;
- Прикоснуться щупами к разноименным жилам кабеля: к фазному и нулю или к фазному и экрану. В автомобиле это масса и сигнальная жила;
- На экране должно оставаться показание бесконечности, если вместо этого какое-либо значение, значит, где-то есть замыкание. Изменяющиеся значения говорят о помехах в сети.
Кроме обычных проводов, существуют высоковольтные провода, выдерживающие большие нагрузки по току и напряжению. К ним относятся свечные провода в машинах. По ним протекает ток, который требуется при запуске двигателя, такой ток достигает 80−150 ампер. Знать, как проверить высоковольтные провода мультиметром, требуется при диагностике электроники автомобиля. Прозвон этих проводов происходит по указанной схеме, с тем отличием, что необходимо установить больший предел измерения сопротивления. Обычно этот предел нужно установить на уровне 20 килоом.
В грузовых машинах, а также в сетях, расположенных в местах, подвергающихся постоянному механическому воздействию, размещают проводники с экраном — бронью или бронепровода. В бронепроводе особенностью является только экран, выполненный из прочного металла. Проверить целостность и изоляцию бронепровода можно так же, как и у обычного, необходимо только иметь доступ к его концам и выводу экрана.
Расчет тока короткого замыкания
Расчет токов короткого замыкания в программе DDECAD
Напряжение короткого замыкания – это напряжение, при котором на замкнутой обмотке трансформатора протекает электрический ток, равный номинальному.
Определять напряжение КЗ можно по падению напряжения на трансформаторе. Эта величина характеризует полное сопротивление обмоток.
Чтобы исключить аварийную ситуацию, специалисты на стадии проектирования начинают бороться с дефектом и вычислять теоретическую возможность возникновения больших токов. С учетом рассчитанных данных выбираются силовые элементы и защитные компоненты схем. Борются с токами большой величины и при эксплуатации оборудования.
Расчет тока однофазного КЗ и трехфазного осуществляется с помощью закона Ома, полного сопротивления схемы, силовой характеристики мощности и структуры используемой электроустановки. Точность может отличаться в зависимости от предназначения приборов.
Алгоритм действий
Рассмотрим ситуацию. В помещении есть компьютер. Он подключен с помощью патч-корда к роутеру, а тот, в свою очередь, с помощью интернет-кабеля к оборудованию провайдера, для выхода в глобальную сеть. В один момент программа проверки сети на компьютере показывает, что соединение недоступно или не подключено.
Поиск неисправности
Поверхностную проверку можно сделать с помощью команды пропинговки всех узлов домашней сети и нескольких удаленных серверов интернета. Для этих целей откройте командную строку от имени администратора. Далее вводите команды, ориентируясь на алгоритм действий:
- Проверка работы сетевой карты самого компьютера делается с помощью обмена тестовыми пакетами с самим собой. Если потерь нет, значит все в порядке. Команда ping 127.1.1.0.
Анализ неисправности
Будем отталкиваться от потерь, полученных при отправке пакетов
Важно понимать, что команда ping – это протокол четвертого уровня по вложенности модели OSI, то есть исключаются программные, сетевые и аппаратные ошибки, но не проверяются 5-7 уровни данных по модели OSI
Как проверить интернет-кабель или локальный кабель и понять, что случился обрыв? Исключить остальные варианты, связанные с неисправностью сетевой карты или маршрутизатора. Если были потери пакетов при проверке самого компьютера:
- Перезапустите сетевое соединение.
- Отключитесь от всех надстроек сети (VPN, прокси).
- Сделайте «Сброс сети».
Проверка обрыва витой пары и целостности изоляции
В следующем видео описаны 5 способов проверки витой пары:
Если все указывает на проблему в кабеле, ее необходимо выявить и устранить. При неисправности короткого кабеля, можно попросту его заменить. Для проводов длиной несколько десятков метров, можно применить специальные приборы, помогающие выявить проблему.
Тестер
MicroScanner2 – профессиональное решение для выявления места неисправности кабеля. Подключив один коннектор в порт, на экране тестера высветиться графическая информация о длине патч-корда до места неисправности.
Мультиметр
В режиме сопротивления необходимо прозвонить оранжевую и зеленую витую пару, чтобы проверить целостность кабеля:
- Выньте второй коннектор из сетевой карты ПК или иного сетевого оборудования.
- Снимите коннектор с замеряемого конца, и оголите жилы.
- Приложите щупы тестера сперва к оранжевому и бело-оранжевому проводнику витой пары. Нормальное сопротивление 1-2 Ом.
- Далее приложите к зеленому и бело-зеленому. Сопротивление тоже должно быть 1-2 Ом. Полярность при этом не важна.
- После приложите щупы мультиметра к оранжевому и зеленому проводникам. На мультиметре должно быть более 100 Ом. Обычно мультиметры указывают бесконечность.
Прозвонка проводов
Несмотря на всю многозадачность мультиметров, главное их бытовое применение – прозвонка проводов, то есть определение их целостности. Казалось бы, что может быть проще – соединил два конца кабеля со щупами в режиме «пищалки», и дело с концом. Но такой способ укажет лишь на наличие контакта, но никак не на состояние проводника. Если внутри имеется надрыв, который приводит к искрению и подгоранию под нагрузкой, то пьезоэлемент мультиметра всё равно издаст звук. Лучше воспользоваться встроенным омметром.
Звуковой сигнал, иначе именуемый как «зуммер», значительно ускоряет процесс прозвонки
Установите переключатель мультиметра в положение «единицы Ом» и соедините щупы с противоположными концами проводника. Нормальное сопротивление многожильного провода длиной несколько метров – 2-5 Ом. Увеличение сопротивления до 10-20 Ом скажет о частичном износе проводника, а значения в 20-100 Ом свидетельствуют о серьёзных обрывах жил.
Иногда при проверке уложенного в стену провода, использование мультиметра затруднено. В таких случаях целесообразно применять бесконтактные тестеры, однако цена этих устройств довольно высока.
Использование индикаторной отвертки
Последовательность действий зависит от того, какая система проводки смонтирована в помещении. Рассмотрим правила определения фазного и нулевого провода в разных случаях.
Двухпроводная сеть
Этот вариант электропроводки встречается в старых домах. По современной терминологии данная система обозначается TN-C. Суть ее заключается в том, что нулевой рабочий провод, заземленный на питающей подстанции, совмещает роль защитного заземляющего (PEN). В системе IT также присутствует только фазный и рабочий нулевой проводник, но в обычных жилых и производственных помещениях она не применяется. В двухпроводной сети отдельный заземляющий провод просто отсутствует, то есть, имеется только фаза и ноль. Определить их очень просто: прикасаемся индикатором последовательно к каждой из токоведущих жил, фаза вызывает зажигание индикаторной лампы, как показано на фото ниже:
Система является устаревшей. На вилке любого современного электроприбора имеется три клеммы. Проводка должна выполняться трехпроводной, исключение — группа освещения.
Трехпроводная сеть
В этом варианте, в дом или квартиру заходит три провода. Такие сети имеют несколько разновидностей. В системе TN-S рабочий ноль и защитное заземление раздельно идут от питающей подстанции, где оба соединены с рабочим заземлением. При таком типе проводки, определение назначения проводов можно осуществить следующим образом:
- в щитке или в распределительной коробке индикатором определить провод, на котором присутствует фаза;
- два оставшихся – это рабочий и защитный ноль (земля), отсоединяем на щитке один провод из них;
- если отсоединить рабочий ноль, все электрооборудование в квартире перестанет работать, значит, оставшийся проводник – это земля, или защитное заземление.
Теперь остается определить в розетке среди трех проводов, на котором из них фаза, ноль и земля. Если не удается найти по цвету изоляции, определение их функций может быть выполнено подручными средствами, без приборов. Для этого нужно взять патрон с вкрученной лампой и выведенными наружу проводами. Определение проводим следующим образом. Одним проводником от патрона прикасаемся к фазному проводу (фаза уже найдена с помощью индикатора), вторым поочередно прикасаемся к двум оставшимся. Если на щитке отключен рабочий ноль, лампа зажжется только при соединении с защитным заземлением, и наоборот.
На видео ниже наглядно показывается, как определить фазу, ноль и землю индикаторной отверткой:
Другой разновидностью системы TN является разводка TN-C-S. В этом случае нулевой провод расщепляется на рабочий ноль и защитное заземление на вводе в дом. Здесь, чтобы определить назначение проводников, можно применить последовательность действий, описанную для системы TN-S. Добавляется дополнительная возможность, обследовав место разделения PEN, определить, где рабочий и защитный ноль (земля) по сечению жилы в проводе.
В случае, если заземление выполнено по системе TT, объект (частный дом) имеет собственное заземляющее устройство, от которого выполнена разводка защитного заземления. В этих условиях, как правило, определить фазу, ноль и землю можно путем отслеживания заземляющего проводника по трассе его прокладки.
Почему происходит короткое замыкание
Для того чтобы понять почему происходит короткое замыкание, нужно вспомнить закон Ома для участка цепи – «Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению на этом участке», формула при этом следующая:
I=U/R
где I – сила тока, U – напряжение на участке цепи, R – сопротивление.
Любой электроприбор в квартире, включающийся в розетку, это активное сопротивление (R – в формуле), напряжение в бытовой электросети вам должно быть известно – 220В-230 В и оно практически не меняется. Соответственно, чем выше сопротивление электроприбора (или материала, проводника и т.д.) включаемого в сеть, тем меньше величина тока, так, как зависимость между этими величинами обратно пропорциональная.
Теперь представьте, что мы включаем в сеть электроприбор практически без сопротивления, допустим его величина R=0.05 Ом, считаем, что тогда будет с силой тока по закону Ома.
I=220В(U)/0,05(Ом)=4400А
В результате получается очень высокий ток, для сравнения стандартная электрическая розетка в нашей квартире, выдерживает лишь ток 10-16А, а у нас по расчетам 4,4 кА.
Современные медные провода, используемые в проводке, имеют настолько хорошие показатели электрической проводимости, что их сопротивление, при относительно небольшой длине, можно принять за ноль. Соответственно, прямое соединение фазного и нулевого провода, можно сравнить, с подключением к сети электроприбора, с очень низким сопротивлением. Чаще всего, в бытовых условиях, мы сталкиваемся именно с таким типом короткого замыкания.
Конечно, это очень грубый пример, в реальных условиях, при расчете силы тока при коротком замыкании, учитывать приходится гораздо больше показателей, таких как: сопротивление всей линии проводов, идущих к вам, соединений, дополнительного оборудования сети и даже дуги образующейся при коротком замыкании, а также некоторых других.Поэтому, чаще всего, сопротивление будет выше тех 0,05 Ом, что мы взяли в расчете, но общий принцип возникновения КЗ и его разрушительных эффектов понятен.
Причины короткого замыкания
Замыкание в цепи освещения Основной фактор, вызывающий короткое замыкание – это резкое возрастание силы тока. Оно сопровождается снижением сопротивления электропроводки и приводит к повышению температуры выше нормального значения. Это приводит к тому, что может произойти возгорание легковоспламеняемых материалов.
Почему происходит короткое замыкание:
- Износ электросети. С течением времени изоляция изнашивается, оголяется часть провода, и на этом участке может произойти короткое замыкание.
- Влага. Попадание жидкости на изоленту, защищающую скрутку, может произойти во время затопления. Это приводит к отклеиванию липкой стороны ленты и оголению места соединения.
- Механическое воздействие на изоляцию. Во время ремонтных работ можно случайно вбить гвоздь в место прокладки кабеля и повредить защитный слой. Также перегрызть провода могут грызуны.
- Перегрузки электросети в течение длительного времени. Приводит к плавлению изоляции.
- Неправильный выбор номинала автоматического выключателя. Устройство защиты может не среагировать и пропустить скачки напряжения, из-за чего повышается риск возникновения короткого замыкания.
- Неверно выбраны электропровода для проводки.
- Слабый и ненадежный контакт в месте соединения двух проводников или при подключении к розетке, выключателю, распределительной коробке. Если электропроводка старая, может встречаться соединение, выполненное методом скрутки. Если неправильно замкнуть контакт, он быстро нагревается, разрушается и может коротнуть.
- Поломка электроприбора, который приводит к закорачиванию всей электрической цепи.
Основной причиной любых коротких замыканий является поврежденная изоляция проводников или неисправные потребители электроэнергии. В некоторых случаях замыкание возникает по таким причинам, о которых водитель даже не догадывается.
Короткое замыкание в машине, произошедшее из-за нарушенной изоляции, прежде всего связано с неправильной прокладкой проводов. Жгуты могут соприкоснуться с раскаленной трубой глушителя, а отдельные провода нередко пережимаются какими-либо предметами во время проведения ремонта. Некоторые детали автомобиля буквально окружены проводами, поэтому о поврежденной изоляции никто не догадывается до самой поломки.
Существует отдельная категория причин, никак не связанных с электрическим током. На первый взгляд все находится в целости, но, тем не менее, замыкание присутствует. Нередко такие ситуации возникают в определённых условиях, после установки дополнительных деталей и оборудования.
Особенно часто это происходит в районе колесных арок или в задней части кузова. Во время монтажа используются саморезы, которые попадая внутрь пространства повреждают изоляцию проводов, хотя снаружи это совсем незаметно. Вполне естественно, что такую неисправность обнаружить очень проблематично. Поэтому перед началом тюнинга и других работ следует изучить электрическую схему и точно установить места прокладки тех или иных проводов.
Следует особенно отметить причину, связанную с недостаточными знаниями и квалификацией водителя. Человек берется за самостоятельный ремонт, считает, что все делает правильно, а в конце концов его действия приводят к замыканиям. Многие из них проявляются не сразу, а по мере включения некоторых видов оборудования.
Как проверить авто аккумулятор мультиметром
Если у вас появилось подозрение в плохой работе аккумуляторной батареи, то здесь вам в помощь, опять же, мультиметр. Итак, вооружитесь мультиметром, настроенным на замер напряжения (20В):
Отключите одну клемму и подсоедините красный контакт к «плюсу», а чёрный – к «минусу». Нормальное напряжение должно быть в пределах 12,4 – 12,8 Вольт
Важно производить замер минимум через час после остановки двигателя.
Замерьте напряжение под нагрузкой, равной числу, в два раза большему ёмкости. Например, если ёмкость 75 Ам/час, то нагрузка должна составлять 150 Ам
Если напряжение проседает ниже 9 Вольт, значит с АКБ вашего автомобиля что-то не так (недозаряд, либо выход из строя). После отключения нагрузки напряжение должно восстановиться за 5-10 секунд.
Ошибка №5 – Замер силы тока двигателя
Можно ли измерить ток двигателя мультиметром? Можно, но при этом надо знать определенные нюансы.
Во-первых, мультиметр должен поддерживать режим замера переменного тока. Проверяйте это по надписям на корпусе девайса.
Возле значка в Амперах должна быть волнистая линия, а на табло высвечиваться надпись АС.
Во-вторых, любой асинхронный двигатель в момент пуска потребляет ток в 5-7 раз больше своих номинальных значений. Поэтому ориентироваться только по данным бирки двигателя никогда нельзя.
Замеряемый ток в момент пуска окажется гораздо больше, чем максимальный предел мультиметра (обычно max 10А). Хорошо, если прибор покажет значение OL (Over Limit) или 1. (единицу с точкой).
Это означает превышение предела. В худших ситуациях прибор может выйти из строя.
Что же делать?
Можете воспользоваться однополюсным автоматическим выключателем, встроенным последовательно в цепь питания по одной из фаз. Мультиметр подключается параллельно ему.
В момент пуска весь ток первоначально пойдет через автомат. Когда двигатель разгонится и выйдет на заданный режим, автомат отключается (производится дешунтирование).
Номинальный ток меняет свой путь и начинает уже течь через мультиметр, на котором и фиксируются истинные показания.
Также можно воспользоваться дополнительными девайсами. Называются они clamp adaptor.
Подключаете через щупы такой внешний разъемчик и превращаете свой мультиметр в полноценные токоизмерительные клещи с возможностью измерения тока до 600А! Подробнее
Как переменного, так и постоянного.