Оглавление
- Вертолет Ка-226Т. История создания
- От «Курицы» до «Касатки»
- Вольт-амперная характеристика полупроводникового диода
- Красный инженер
- Маркировка отечественных диодов
- Немного негатива
- Основные параметры
- Целевые модификации
- Системы и оборудование
- SMD-диоды
- Параметры тиристора КУ 202
- Старая система обозначений
- Диод Д242
- Маркировка диодов
Вертолет Ка-226Т. История создания
Согласно исследованиям маркетологов, более 80% грузопассажирских вертолетных авиаперевозок внутри страны совершаются машинами легкого класса. В конце прошлого века дефицит в этом сегменте составлял более 600 единиц. В связи с этим специалистами фирмы «Камов» была начата разработка нового геликоптера, сочетающего в своей конструкции лучшие элементы предыдущих моделей Ка-26 и Ка-126. Но, в отличие от них, оснащенного двумя силовыми агрегатами, обеспечивающими необходимый уровень безопасности.
Первые летные испытания нового вертолета Ка-226 прошли в сентябре 1994 года. Серийное производство данной модели было налажено на Кумертауском авиационном производственном предприятии (Башкортостан) и НПО «Стрела» (Оренбург). В результате дальнейшей оптимизации и модернизации изделия была создана модификация Ка-226Т. В 2015 году новая модель прошла обязательную сертификацию и запущена в серийное производство. Среди основных заказчиков вертолета Ка-226Т силовые ведомства и государственные структуры: МЧС, администрация столицы, РАО ЕЭС, Газпром. Серьезную заинтересованность выражают Государственный таможенный комитет, Федеральная пограничная служба и другие подразделения.
От «Курицы» до «Касатки»
Все винтокрылые аппараты ОКБ «Камов» отличают минимальный уровень вибрации и отличные пилотажные качества. Еще на заре отечественного вертолетостроения Николай Ильич критично относился к одновинтовым и продольным двухвинтовым конструкциям вертолетов, отдав предпочтение машинам с соосным расположением несущих лопастей. Среди неоспоримых преимуществ такой схемы он указывал:
- аэродинамическую симметрию;
- независимость каналов управления;
- отличную устойчивость на всех взлетно-посадочных и курсовых режимах;
- сравнительную простоту и доступность обучения техники пилотирования.
Вертолетостроители «Камова» на деле доказали всему миру, что надежность и качество всех серийных от первых Ка-15 («курица» по классификации НАТО) до современных Ка-62 («Касатка») и Ка-226Т («Хулиган») не уступает зарубежным аналогам. Этим летательным аппаратам принадлежат более двадцати мировых рекордов. Впервые в истории отечественной гражданской авиации в 1994 году российская винтокрылая машина Ка-32 получила сертификат годности в соответствии с нормами авиационных правил Соединенных Штатов.
Без преувеличения можно сказать, что фирма «Камов» оказывает значительное влияние на формирование мировых тенденций развития производства гражданских, специализированных и военных вертолетов.
Вольт-амперная характеристика полупроводникового диода
Вольт-амперная характеристика полупроводникового диода состоит из прямой и обратной ветви. Расположены они в I и в III квадрантах, так как направление тока и напряжения через диод всегда совпадают. По вольт-амперной характеристике можно определить некоторые параметры, а также наглядно увидеть, на что влияют характеристики прибора.
Напряжение порога проводимости
Если к диоду приложить прямое напряжение и начать его увеличивать, то в первый момент ничего не произойдет – ток расти не будет. Но при определенном значении диод откроется, и ток будет увеличиваться в соответствии с напряжением. Это напряжение называется напряжением порога проводимости и на ВАХ отмечено, как Uпорога. Оно зависит от материала, из которого изготовлен диод. Для самых распространенных полупроводников этот параметр составляет:
- кремний – 0,6-0,8 В;
- германий – 0,2-0,3 В;
- арсенид галлия – 1,5 В.
Свойство германиевых полупроводниковых приборов открываться при малом напряжении используется при работе в низковольтных схемах и в других ситуациях.
Максимальный ток через диод при прямом включении
После того, как диод открылся, его ток растет вместе с увеличением прямого напряжения. Для идеального диода этот график уходит в бесконечность. На практике этот параметр ограничен способностью полупроводникового прибора рассеивать тепло. При достижении определенного предела диод перегреется и выйдет из строя. Чтобы этого избежать, производители указывают наибольший допустимый ток (на ВАХ – Imax). Его можно приблизительно определить по размеру диода и его корпусу. В порядке убывания:
- наибольший ток держат приборы в металлической оболочке;
- на среднюю мощность рассчитаны пластиковые корпуса;
- диоды в стеклянных оболочках используются в слаботочных цепях.
Металлические приборы можно устанавливать на радиаторах – это увеличит мощность рассеяния.
Обратный ток утечки
Если приложить к диоду обратное напряжение, то малочувствительный амперметр ничего не покажет. На самом деле только идеальный диод не пропускает никакого тока. У реального прибора ток будет, но он очень мал, и называется обратным током утечки (на ВАХ – Iобр). Он составляет десятки микроампер или десятые доли миллиампер и намного меньше прямого тока. Определить его можно по справочнику.
Напряжение пробоя
При определенном значении обратного напряжения возникает резкий рост тока, называемый пробоем. Он носит туннельный или лавинный характер и является обратимым. Этот режим используется для стабилизации напряжения (лавинный) или для генерации импульсов (туннельный). При дальнейшем увеличении напряжения пробой становится тепловым. Этот режим необратим и диод выходит из строя.
Паразитическая ёмкость pn-перехода
Уже упоминалось, что p-n переход обладает электрической ёмкостью. И если в варикапах это свойство полезно и используется, то в обычных диодах оно может быть вредным. Хотя ёмкость составляет единицы или десятки пФ и на постоянном токе или низких частотах незаметна, с повышением частоты её влияние возрастает. Несколько пикофарад на ВЧ создадут достаточно низкое сопротивление для паразитных утечек сигнала, сложатся с существующей ёмкостью и изменят параметры цепи, а совместно с индуктивностью вывода или печатного проводника образуют контур с паразитным резонансом. Поэтому при производстве высокочастотных приборов принимают меры для снижения ёмкости перехода.
Красный инженер
Николай Ильич Камов, получив прекрасное техническое образование в коммерческом училище (окончил с золотой медалью) и на механическом факультете Томского технологического института, приобрел практические навыки на концессионном заводе Юнкерса (Москва) и центральных аэропланных мастерских «Добролёта». Страстно увлеченного авиацией 25-летнего юношу заметил и пригласил в свое опытное конструкторское бюро по проектированию гидросамолетов Д.П. Григорович. Именно здесь Камов серьезно заинтересовался автожирами — винтокрылыми летательными аппаратами. И к 1929 году в соавторстве с Н. Скржинским была разработана и построена первая советская машина подобного типа — «Красный инженер» (КАСКР-1).
В начале 30-х годов прошлого века Николай Ильич возглавил одну из конструкторских бригад ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института). По заказу Военно-Воздушных сил молодой республики под руководством и при непосредственном участии Камова был разработан двухместный автожир А-7. Эти летательные аппараты не только использовались для военно-разведывательных целей, но и активно применялись в народном хозяйстве. С 1940 года Камов возглавил первое в СССР конструкторское бюро вертолетостроения, которому спустя несколько десятилетий и было присвоено его имя.
Маркировка отечественных диодов
Диоды российского производства по-своему маркировались в разные периоды. Стандарт постоянно менялся, до утверждения современной системы было разработано три варианта. По-разному маркировали диоды малой и большой мощности. Сочетаниям букв и цифр соответствуют цветовые символы, согласно таблице.
Маркировка российских диодов
Старая система обозначений
Что такое диод — принцип работы и устройство
Наименее информативная, с точки зрения современного разнообразия диодов, маркировка применялась до 1964 года. В нее входило всего три элемента:
- буква «Д» – диод полупроводниковый;
- номер, указывающий на особенности устройства диода и его назначение;
- буква, определяющая разновидность (при ее наличии).
Вся полезная информация кодировалась во второй части – серийном номере. Например, номер до 200 означал, что диод точечный, от 200 до 400 – плоскостный; стабилитронам присваивали значение от 801 до 900 и так далее. Ориентироваться в такой системе было сложно.
В 1964 году систему усовершенствовали. В начале кода разместили указание на материал изготовления: 1, 2, 3 или Г, К, А – для германия, кремния и арсенида галлия, соответственно. Следующая буква означала тип прибора:
- варикап – В;
- стабилитрон – С;
- диоды с высокими значениями рабочей частоты – А;
- выпрямители и диодные мосты – Д.
Затем шел серийный номер, но относился он уже к конкретному подклассу. Это позволяло разделить, например, туннельный диод на несколько групп: генераторные (до 299), переключательные (до 399) и обращенные (до 499). При этом у стабилитронов номер указывал на стабилизационное напряжение. Например, 1С273 можно расшифровать так:
- 1 – германиевый;
- С – стабилитрон;
- 273 – малой мощности, напряжение стабилизации – 73 В.
В конце могла стоять буква, означающая разновидность прибора, как и в первом варианте. Такая маркировка была более удобной, однако технологический прогресс и появление новых типов диодов потребовали очередной доработки.
Новая система обозначений
Для современных моделей отечественных диодов используют новый принцип маркировки, основанный на нескольких отраслевых стандартах. Без изменений остались обозначение материала полупроводника и категории диода. Изменения коснулись трехзначного номера, определяющего принцип работы.
Рассматривать его отдельно нельзя, так как для каждого типа диода подразумевают особое разделение по техническим параметрам. Например:
- импульсные диоды – первая цифра означает время восстановления (от менее 1 нс до 500 и более);
- выпрямители – среднее значение прямого тока;
- стабилитроны – разная мощность (от 1 до 3 – менее 0,3 Вт, от 4 до 6 – до 5 Вт) и напряжение стабилизации (менее 10 В, до 100, более 100).
Следующие цифры, в отличие от старой системы, указывают номер разработки – характеристики конкретного диода в них не заложены. Если внутри класса диода есть дальнейшее разделение, после номера идет соответствующая литера.
Важно! В зависимости от назначения диода, в маркировке могут присутствовать дополнительные элементы, например, цифра на бескорпусном устройстве, определяющая особенности конструкции
Немного негатива
Российскому вертолету Ка-226Т, как и любой авиационной технике, присущи преимущества и недостатки конструкции. К существенным минусам можно отнести значительное профильное сопротивление высокой колонки несущих винтов, что отрицательно сказывается на топливной экономичности и уровне вибрации салона при скоростях полета более 160 км/ч.
Довольно распространенное явление — «проседание» главных стоек шасси, так как герметичность амортизаторов оставляет желать лучшего. В состав системы энергоснабжения входит большое количество импортных комплектующих, а это в нынешнее непростое время может стать настоящей проблемой в случае возникновения неисправностей. Довольно много претензий со стороны эксплуатантов было к конструкции основного редуктора ВР-226, имеющего чрезвычайно низкий ресурс. Впоследствии он был заменен на более надежный агрегат ВР-226Н.
Остается надеяться, что руководящий состав ОАО «Камов» и впредь будет оперативно реагировать на извещения эксплуатантов о проблемах и недостатках и своевременно вносить поправки в технологию производства изделия.
Основные параметры
Сравнительные характеристики российских вертолетов Ка-226Т и Ка-226 показаны в таблице (по информации, предоставленной холдингом «Вертолеты России»).
Летательный аппарат | Ка-226 | |
Несущий винт (диаметр, м) | 13 | 13 |
Длина (м) | 8,1 | 8,1 |
Высота (м) | 4,185 | 4,185 |
Вес взлетный (нормальный, кг) | 3100 | 3200 |
Вес взлетный (перегрузочный, включая внешнюю подвеску, кг) | 3400 | 3800 |
1200 | 1500 | |
Силовые установки | Аллисон М-250 | Арриус 2G1 |
Максимальная мощность (л. с.) | 2*450 | 2*580 |
Скорость (крейсерская/максимальная, км/ч) | 195/210 | 220/250 |
Потолок (статический/динамический, км) | 2,6/4,2 | 4,1/5,7 |
Максимальная дальность полета (км) | 520 | 520 |
Габариты подвесной кабины (Д*Ш*В/Объем, м 3) | 2,35*1,54*1,4/ 5,4 | |
Стоимость (млн рублей) | 175 | 245 |
Экипаж вертолета составляет 1-2 человека, количество перевозимых пассажиров, при соответствующем оборудовании, увеличивается до 9. По заверениям производителей, машина не нуждается в ангарном хранении. Габаритные характеристики Ка-226Т позволяют успешно эксплуатировать вертолет в условиях плотной городской застройки с площадок ограниченных размеров: фюзеляж и оперение не выступают за площадь, ометаемую несущими лопастями. Температурный диапазон эксплуатации машины лежит в пределах от -50˚С до +55˚С (при максимальной относительной влажности). На фото вертолет Ка-226Т демонстрирует отличные летные качества в непростых условиях высокогорья.
Целевые модификации
Главное преимущество, о котором стоит упомянуть в описании вертолета Ка-226Т, — универсальность и модульность конструкции. В связи с этим изделие ОАО «Камов» имеет очень широкий диапазон применения. Одна машина способна решать весьма разноплановые задачи. Менее получаса потребуется для переоборудования и подготовки вертолета прямо на взлетной площадке для выполнения соответствующей миссии. Для этого достаточно один модуль заменить другим.
Для подразделений МЧС разработан аварийно-спасательный тип вертолета. На борту смонтирована лебедка грузоподъемностью до 300 кг, с электрическим приводом. Высокая точность статического висения винтокрылого аппарата гарантирует безопасный подъем пострадавших на борт вертолета. На правой стороне модуля расположен вместительный контейнер с аварийно-спасательными принадлежностями. Машина оборудована громкоговорящей вещательной установкой и способна взять на борт до 9 человек.
Вертолет имеет два варианта медицинского назначения: санитарно-эвакуационный и реанимационный. Первый, кроме кислородных баллонов и соответствующего оборудования, способен нести на борту двух пострадавших в лежачем положении, а для персонала предусмотрены откидывающиеся сиденья. Представленный на фото Ка-226Т («Летающая реанимация») позволяет двум врачам оказывать необходимую помощь одному больному непосредственно во время полета.
Очень востребованы государственными и силовыми структурами патрульные и правоохранительные, пожарные и пассажирские модули. Предусмотрена и платформа для транспортировки негабаритных грузов.
Специально для нужд «Газпрома» разработана модификация Ка-226ТГ для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Выпущена также серия машин палубного базирования Ка-226ТМ (со складывающимися лопастями несущих винтов и дополнительной антикоррозийной обработкой) для подразделений береговой охраны ПС ФСБ РФ.
Системы и оборудование
Приборное и пилотажно-навигационное оснащение летательного аппарата подверглось основательной модернизации. Новейший комплекс авиаоники Ка-226Т позволяет пилотам в условиях недостаточной и ограниченной видимости определить параметры полета и пространственное положение машины по показаниям бортовых приборов. Большая площадь остекления фонаря кабины гарантирует замечательный обзор закабинного пространства. Место пилота оборудовано комфортабельным креслом энергопоглощающей конструкции (производитель — НПО «Звезда» им. Г.И. Северина (пгт Томилино, Московская обл), известное своими разработками в области жизнеобеспечения высотных и космических полетов). Расположение приборной доски, рычагов и пультов управления на Ка-226Т (фото ниже) отличает продуманная до мелочей эргономика.
Неубирающееся шасси летательного аппарата выполнено четырехстоечным с увеличенной энергоемкостью амортизации и гидравлической тормозной системой основного шасси. Лопасти винтов оборудованы электротепловой, а стекла кабины — воздушно-тепловой противообледенительными системами.
Энергоснабжение бортовых потребителей обеспечивается постоянным напряжением 27 В, переменным 200 В, 115 В и 36 В (частота 400 Гц). Во всех каналах управления вертолетом применяются модернизированные комбинированные агрегаты КАУ-165М.
SMD-диоды
Цветовая температура светодиодных ламп
Особенность SMD-диодов, монтирующихся прямо на поверхность плат, – невозможность полноценной маркировки из-за небольших размеров. Отсюда – своеобразная система идентификации. Несколько способов различить такие диоды:
Обратить внимание на форму исполнения корпуса. У каждого типа есть характерный внешний вид, например, электролитические конденсаторы цилиндрические, керамические – в форме параллелепипеда.
Свериться с таблицей типоразмеров
Обычно это четыре цифры, которые обозначают габариты резистора в дюймах.
Для каждого типа корпуса и назначения предусмотрена своя система обозначений, что делает расшифровку неудобной.
SMD-диоды – маркировка отличается в зависимости от корпуса
Полярность SMD-диода
Малый размер также не позволяет разместить привычные различимые обозначения полярностей. При определении катода руководствуются следующим:
- маркировка в виде цветных колец наносится на его сторону;
- некоторые корпуса без цветовых символов имеют паз на стороне катода;
- если на корпусе изображен треугольник, его вершина указывает на отрицательный полюс.
Это помогает избежать путаницы. Чаще всего во всех системах маркировки символы наносят на сторону катода, это справедливо и для SMD-элементов.
Параметры тиристора КУ 202
Параметр | Обозначение | Еди- ница |
Тип тиристора | |||
КУ202А | КУ202Б | КУ202В | КУ202Г | |||
Постоянный ток в закрытом состоянии | Iз. с | мА | 10 | 10 | 10 | 10 |
Постоянный обратный ток при Uобр max | Iобр | мА | 10 | 10 | 10 | 10 |
Отпирающий постоянный ток управления | Iу. от | мА | 200 | 200 | 200 | 200 |
Отпирающее постоянное напряжение управления | Uу. от | В | 7 | 7 | 7 | 7 |
Напряжение в открытом состоянии | Uос | В | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Неотпирающее постоянное напряжение управления | Uу. нот | В | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Время включения | tвкл | мкс | 10 | 10 | 10 | 10 |
Время выключения | tвыкл | мкс | 150 | 150 | 150 | 150 |
Предельно допустимые параметры | ||||||
Постоянное напряжение в закрытом состоянии | Uз. с max | В | 25 | 25 | 50 | 50 |
Постоянное обратное напряжение | Uобр max | В | — | — | — | — |
Постоянное обратное напряжение управления | Uу. обр max | В | 10 | 10 | 10 | 10 |
Минимальное прямое напряжение в закрытом состоянии | Uз. с min | В | — | — | — | — |
Постоянный ток в открытом состоянии | Iос min | А | 10 | 10 | 10 | 10 |
Импульсный ток в открытом состоянии | Iос. и min | А | 50 | 50 | 50 | 50 |
Постоянный прямой ток управления | Iу max | А | — | — | — | — |
Импульсная рассеиваемая мощность УЭ | Pу. и max | Вт | — | — | — | — |
Средняя рассеиваемая мощность | Pср max | Вт | 20 | 20 | 20 | 20 |
Максимальная температура окружающей среды | Tmax | °С | +85 | +85 | +85 | +85 |
Минимальная температура окружающей среды | Tmin | °С | -60 | -60 | -60 | -60 |
Параметр | Обозначение | Еди- ница |
Тип тиристора | |||
КУ202Д | КУ202Е | КУ202Ж | КУ202И | |||
Постоянный ток в закрытом состоянии | Iз. с | мА | 10 | 10 | 10 | 10 |
Постоянный обратный ток при Uобр max | Iобр | мА | 10 | 10 | 10 | 10 |
Отпирающий постоянный ток управления | Iу. от | мА | 200 | 200 | 200 | 200 |
Отпирающее постоянное напряжение управления | Uу. от | В | 7 | 7 | 7 | 7 |
Напряжение в открытом состоянии | Uос | В | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Неотпирающее постоянное напряжение управления | Uу. нот | В | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Время включения | tвкл | мкс | 10 | 10 | 10 | 10 |
Время выключения | tвыкл | мкс | 150 | 150 | 150 | 150 |
Предельно допустимые параметры | ||||||
Постоянное напряжение в закрытом состоянии | Uз. с max | В | 120 | 120 | 10 | 10 |
Постоянное обратное напряжение | Uобр max | В | — | — | 240 | 240 |
Постоянное обратное напряжение управления | Uу. обр max | В | 10 | 10 | — | — |
Минимальное прямое напряжение в закрытом состоянии | Uз. с min | В | — | — | — | — |
Постоянный ток в открытом состоянии | Iос min | А | 10 | 10 | 10 | 10 |
Импульсный ток в открытом состоянии | Iос. и min | А | 50 | 50 | 50 | 50 |
Постоянный прямой ток управления | Iу max | А | — | — | — | — |
Импульсная рассеиваемая мощность УЭ | Pу. и max | Вт | — | — | — | — |
Средняя рассеиваемая мощность | Pср max | Вт | 20 | 20 | 20 | 20 |
Максимальная температура окружающей среды | Tmax | °С | +85 | +85 | +85 | +85 |
Минимальная температура окружающей среды | Tmin | °С | -60 | -60 | -60 | -60 |
Параметр | Обозначение | Еди- ница |
Тип тиристора | |||
КУ202К | КУ202Л | КУ202М | КУ202Н | |||
Постоянный ток в закрытом состоянии | Iз. с | мА | 10 | 10 | 10 | 10 |
Постоянный обратный ток при Uобр max | Iобр | мА | 10 | 10 | 10 | 10 |
Отпирающий постоянный ток управления | Iу. от | мА | 200 | 200 | 200 | 200 |
Отпирающее постоянное напряжение управления | Uу. от | В | 7 | 7 | 7 | 7 |
Напряжение в открытом состоянии | Uос | В | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Неотпирающее постоянное напряжение управления | Uу. нот | В | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Время включения | tвкл | мкс | 10 | 10 | 10 | 10 |
Время выключения | tвыкл | мкс | 150 | 150 | 150 | 150 |
Предельно допустимые параметры | ||||||
Постоянное напряжение в закрытом состоянии | Uз. с max | В | 10 | 10 | 10 | 10 |
Постоянное обратное напряжение | Uобр max | В | 360 | 360 | 480 | 480 |
Постоянное обратное напряжение управления | Uу. обр max | В | — | — | — | — |
Минимальное прямое напряжение в закрытом состоянии | Uз. с min | В | — | — | — | — |
Постоянный ток в открытом состоянии | Iос min | А | 10 | 10 | 10 | 10 |
Импульсный ток в открытом состоянии | Iос. и min | А | 50 | 50 | 50 | 50 |
Постоянный прямой ток управления | Iу max | А | — | — | — | — |
Импульсная рассеиваемая мощность УЭ | Pу. и max | Вт | — | — | — | — |
Средняя рассеиваемая мощность | Pср max | Вт | 20 | 20 | 20 | 20 |
Максимальная температура окружающей среды | Tmax | °С | +85 | +85 | +85 | +85 |
Минимальная температура окружающей среды | Tmin | °С | -60 | -60 | -60 | -60 |
Старая система обозначений
В соответствии с системой обозначений, разработанной до 1964 г., сокращенное обозначение диодов состояло из двух или трех элементов.
Первый элемент буквенный, Д — диод.
Второй элемент — номер, соответствующий типу диода: 1…100 — точечные германиевые, 101…200— точечные кремниевые, 201…300 — плоскостные кремниевые, 801…900 — стабилитроны, 901…950 — варикапы, 1001…1100 — выпрямительные столбы. Третий элемент — буква, указывающая разновидность прибора. Этот элемент может отсутствовать, если разновидностей диода нет.
В настоящее время существует система обозначений, соответствующая ГОСТ 10862-72. В новой, как и в старой системе, принято следующее разделение на группы по предельной (граничной) частоте усиления (передачи тока ) на:
- низкочастотные НЧ (до 3 МГц),
- средней частоты СЧ (от 3 до 30 МГц),
- высокочастотные ВЧ (свыше 30 МГц),
- сверхвысокочастотные СВЧ;
По рассеиваемой мощности:
- маломощные (до 0,3 Вт),
- средней мощности (от 0,3 до 1,5 Вт),
- большой (свыше 1,5 Вт) мощности.
Диод Д242
Диффузионный полупроводник. Изготовлен из кремния и «упакован» в металлостекляный корпус. Выводы жёсткие. На поверхности обозначены тип и цоколевка (отображение взаиморасположения электродов и выводов). Д242 относится к числу выпрямительных среднемощных диодов, то есть он рассчитан на выпрямление тока от 300mA до 10А. Применяется в различных сферах радиоэлектронной промышленности.
Постоянное обратное напряжение (max.)
— 100 В
Постоянный прямой ток (max.)
— 10 А
Прямое напряжение (mid.)
— 1,25 В
Рабочая температура
— -65…+130°C
Обратный ток (mid.)
— не более 3 mA
Граничная частота
— 1 кГц
Вес (со всеми дополняющими)
— 18 г
Вес (только диод)
— 12 г
Модификации:
Д242а, Д242б
Аналоги:
Д243, Д245, Д246
Маркировка диодов
На корпусе диода обычно указывают материал полупроводника, из которого он изготовлен (буква или цифра), тип (буква), назначение или электрические свойства прибора (цифра), букву, соответствующую разновидности прибора, и дату изготовления, а также его условное обозначение.
Условное обозначение диода (анод и катод) указывает, как нужно подключать диод на платах устройств. Диод имеет два вывода, один из которых катод (минус), а другой — анод (плюс).
Условное графическое изображение на корпусе диода наносится в виде стрелки, указывающей прямое направление, если стрелки нет, то ставится знак «+».
На плоских выводах некоторых диодов (например, серии Д2) прямо выштамповано условное обозначение диода и его тип. При нанесении цветового кода, цветную метку, точку или полоску наносят ближе к аноду (рис. 1).
Для некоторых типов диодов используется цветная маркировка в виде точек и полосок (табл. 1). Диоды старых типов, в частности точечные, выпускались в стеклянном оформлении и маркировались буквой «Д» с добавлением цифры и буквы, обозначающих подтип прибора. Германиево-индиевые плоскостные диоды имели обозначение «Д7».
Рис. 1. Нанесение цветового кода на диоды.
Таблица 1 Цветовая маркировка полупроводниковых диодов.
Тип диода |
Цвет кольца (к), точки (т) |
|
со стороны катоде (в середине корпуса) | со стороны анода | |
Д2Б Д2В Д2Д Д2Е Д2Ж Д2И |
Белая т. Оранжевая т Голубая т. Зеленая т. Черная т. Красная т. |
|
Д9Б Д9В Д9Г Д9Д Д9Е Д9Ж Д9И Д9К Д9Л |
Красная т. Оранжевая т. Желтая т. Белая т. Голубая т. Зеленая и голубая т. Две желтые т. Две белые т. Две зеленые т. |
Красная т. |
КД102А КД102Б |
Желтая т. Оранжевая т. |
Зеленая т. Синяя т. |
КД103А КД103Б |
Синяя т. Желтая т. |
|
КД105А КД105Б КД105В КД105Г |
Белая или желтая полоса на торце корпуса |
Зеленая т. Красная т. Белая или желтая т. |
КД106 КД209А* КД209Б КД209В КД209Г |
Метка черного, зеленого или желтого цвета |
Белая т. Черная т. Зеленая т. |
* Цвет корпуса коричневый.
Тип диода |
Цвет кольца (к), точки (т) |
|
со стороны катода (в середине корпуса} | со стороны анода | |
КД226А КД226Б КД226В КД226Г КД226Д КД226Е |
Оранжевое к. Красное к. Зеленое к. Желтое к. Белое к. Голубое к. |
|
КД243А КД243Б КД243В КД243Г КД243Д КД243Е КД243Ж |
Фиолетовое к. Оранжевое к. Красное к. Зеленое к. Желтое к. Белое к. Голубое к. |
|
КД510А | Одно широкое и два узких зеленых к. | |
2Д510А | Одно широкое и одно узкое зеленое к. | |
КД521А | 1 шир + 2 узкие | |
КД521Б | Синие полосы | |
КД521В | Желтые полосы | |
КД522А | Одно узкое черное к. | Одно широкое |
КД522Б | Два узких черных к. | Черное кольцо |
КД522В | Три узких черных к. | + тип диода |
Литература: В.М. Пестриков. Энциклопедия радиолюбителя.