Оглавление
- Производители конденсаторных микрофонов
- Как выбрать лучший микрофон для стриминга
- Конденсатор и динамический микрофон – характеристика направленности
- Что нужно знать при эксплуатации микрофонов
- Общие понятия
- Эстрадные
- Warning!
- Какой конденсаторный микрофон для студии
- Подключение и настройка микрофона
- Конденсаторный микрофон – как это работает
- Как подключить к компьютеру?
- Что нужно учесть при покупке микрофона
- Какой смысл в величине входного уровня дБ SPL?
- Какой микрофон лучше выбрать?
Производители конденсаторных микрофонов
Среди популярных производителей микрофонов выделяют такие бренды:
- AKG. Австрийская компания, которая работает на рынке несколько десятков лет. Наибольшей популярностью в бюджетном ценовом диапазоне пользуется серия Perception и ее модели P120, P220, P420. Начальный выпуск P120 обладает мембраной с диагональю 2/3 дюйма и относится к кардиоидной группе. P220 стоит дороже, но выделяется прогрессивными характеристиками и богатым оснащением. Флагманская модель P420 является самой дорогой в своем сегменте.
- Rode. Торговая марка была основана в Австралии. В течение нескольких десятилетий она поставляет на рынок качественные приборы для студийного использования. Достоинством продукции Rode является грамотное соотношение цены и качества. В список популярных моделей входит NT1-A, которая появилась в продаже еще в 80-х гг. Являясь родоначальником целой серии, микрофон постоянно модернизируется с целью сохранения оригинального звучания.
- Neat. Бренд производит микрофоны контрастной расцветки и с нестандартной формой корпуса. Из всех моделей большой популярностью пользуется Worker Bee, выполненная в стиле винтаж. При этом в микрофоне реализованы передовые наработки компании в области оборудования для звукозаписи. Устройство выделяется минимальным шумом, оптимальным соотношением цена-качество и богатым комплектом.
AKG – австрийский производитель аудиотехники.
Как выбрать лучший микрофон для стриминга
Итак, в выборе хорошего микрофона есть важная особенность. Здесь не работает (ну почти) принцип «чем дороже и брендовее, тем лучше». Потому что выбирать микрофон приходится, руководствуясь строго тем, где и как он будет использоваться. Потому что для нормальной записи лайв-стрима на улице в толпе людей – это одно, а для качественной передачи голосов ведущего и гостя в уютной студии – совершенно другое. И только после этого можно отдавать предпочтение тем или иным брендам. Рассмотрим основные характеризирующие факторы и для какой именно стримерской деятельности они наиболее важны.
Частотный диапазон
Это чувствительность микрофона к тем или иным тональностям. Измеряется в герцах и килогерцах. Фактически означает сколько звуков, высоких и низких, микрофон вообще может распознать. Чем этот диапазон больше, тем лучше. Но гнаться за запредельными значениями, и выложить за устройство сумму своего годового бюджета тоже бессмысленно.
Вот, для кого этот параметр важен, так это для тех, кто занимается вокалом
Игровому стримеру не так важно передавать тона и полутора тех выражений, которыми он сопровождает баталии в Доте2.
Направленность
Этот параметр отражает чувствительность микрофона к звуку, зависимо от месторасположения его источника. Вроде бы всё понятно, но есть много нюансов. Есть микрофоны однонаправленные, двунаправленные и всенаправленные.
Однонаправленные, в свою очередь, делятся ещё и на кардиоидные, гиперкардиоидные и суперкардиоидные. Кардиоидные – самые популярные у стримеров. Они высокочувствительны к звукам, исходящим только спереди. По бокам уже хуже, сзади – ещё хуже. Нормальный рабочий вариант для разговорного стримера, подкастера. Гипер- и суперкардиоидные микрофоны имеют приемлемую чувствительность до 180 градусов спереди, но «глохнут» сзади. Хорошо подойдут геймеру, который в жару битвы может сильно и резко отклоняться туда-сюда, откидываться на кресле, чуть откатываться.
Двунаправленные микрофоны, как нетрудно догадаться, одинаково хорошо воспринимают звуки спереди и сзади. Идеальный выбор для интервью а ля Юрий Дудь. Ну, или для вокала в дуэте.
Всенаправленные микрофоны одинаково ловят звук в 360 градусов. Казалось бы, можно купить такой и не заморачиваться, но это не так. Всенаправленный не подойдёт подкастеру, так как предательски чётко сообщит аудитории, что в комнату вошла мама звать стримера кушать. Это микрофон именно для записи звуков «окружающей среды» — толпы, заведения, природы и т. д.
Даже такое объяснение может оставить сомнения в выборе, тем более, если вы ещё не определились, что именно за стримы будете транслировать. В таком случае можно купить мультинаправленный микрофон. Он позволяет переключать направленность по потребности. Но лучше всё-таки сделать конкретный выбор, по многим соображениям.
Дополнительные аксессуары
Комплектация микрофона – дело второстепенное, но о нём пару слов тоже стоит сказать
Едва ли не самое важное – поп-фильтр. Это приспособление, нивелирующее избыточность звуковых артефактов человеческого голоса – дыхание, присвисты, и те самые скачки звука при произношении звуков «б» и «п» (потому он так и называется)
Как правило, он выглядит как «экран» округлой формы перед самим микрофоном. На студийных съёмках этот аксессуар сразу бросается в глаза, и неспециалисты принимают его за сам микрофон.
Ещё важный аксессуар – стойка или крепление. Хорошо, если этот аксессуар «родной», но нередко другие производители делают его лучше. Хороший бонус – кейс для переноски, но здесь уж точно не стоит уделять слишком много внимания, так как главное всё-таки сам микрофон.
Итак, мы разобрались с основными принципами выбора микрофона для стриминга, и теперь переходим непосредственно к рейтингу.
Конденсатор и динамический микрофон – характеристика направленности
Есть ещё один важный параметр микрофонов, который определяет пространство, с которого он собирает звук. О чём мы говорим? Конечно, о характеристики направленности.
Микрофоны, предлагаемые производителями, могут иметь следующие характеристики:
- Однонаправленный – устройство записывает звуки, поступающие от источника, расположенного прямо перед микрофоном. Однонаправленные микрофоны можно разделить на кардиодальные, супер-календарные, гиперкардиальные и суб-календарные. Различные типы различаются по уровню чувствительности к акустическим волнам, достигающим устройства спереди, а также к более или менее точной записи звуков от источников по бокам и сзади микрофона;
- Двунаправленный – также называется «восьмёркой» из-за формы пространства, с которого он записывает акустические волны. Двунаправленные микрофоны улавливают звуки, идущие к ним спереди и сзади, в то время как чувствительность к волнам от источника спереди немного выше;
- Разнонаправленный – в этом случае микрофон записывает звуковые волны со всех сторон.
Что нужно знать при эксплуатации микрофонов
- Далеко не каждый инструмент можно качественно записать одним микрофоном
- При записи важнейшую роль играет точка размещения микрофона, в том числе, его расстояние до инструмента
- Чем больше линейные размеры инструмента (например, рояль), тем сложнее найти оптимальное расположение микрофона(-ов)
- При записи с расстояния, превышающего 10–20 см, всегда следует использовать микрофоны с большой чувствительностью (обычно – конденсаторные)
- Чем ровнее АЧХ, тем лучше, но! тем холоднее и нейтральнее записанный звук. Не всем по вкусу
- Микрофонов никогда много не бывает, каждый найдёт своё применение в студии
Общие понятия
«Конденсаторный» и «динамический» — это термины, обозначающие два разных типа микрофонов в соответствии с механизмом, используемым ими для преобразования звука в электрический сигнал.
Диафрагма конденсаторного микрофона представляет собой тончайшую пластиковую плёнку, покрытую с одной стороны золотом или никелем и расположенную вблизи от неподвижной пластины из проводящего материала. Для создания электрического поля между диафрагмой и этой пластиной могут использоваться два способа. Первый способ – применяется внешний источник (батарея или фантомное питание), с помощью которого на диафрагму подаётся поляризующее напряжение. Второй способ для электретных микрофонов – они содержат перманентно поляризованный (электретный) материал, располагающийся либо в пластине, либо в самой диафрагме. Диафрагма и пластина, разделённые небольшой воздушной камерой, образуют конденсатор. Его ёмкость изменяется в соответствие с движением диафрагмы, свободно перемещающейся под воздействием звуковых волн. По мере приближения или удаления диафрагмы от пластины, пропорционально изменяется электрический заряд последней. Колеблющееся напряжение пластины является, таким образом, электрическим «отображением» движений диафрагмы.
Механизм действия динамического микрофона можно представить как обратный механизму действия обычного динамика акустической системы. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Когда звуковая волна воздействует на диафрагму, последняя начинает колебаться, и звуковая катушка перемещается. Вибрация провода в магнитном поле приводит к появлению электрического тока, направление и величина которого строго зависят от движений диафрагмы, и, следовательно, в динамическом микрофоне этот ток является электрическим «отображением» звуковой волны.
Если говорить простыми словами, то динамический микрофон это грубый технарь, делающий свою работу качественно и в сроки. А конденсаторный – это интеллигентный гуманитарий-шпион применяющий тонкие техники, умеющий слушать, слышать и самое главное – передавать без искажений все подробности процесса )
Эстрадные
Данный тип создавался для сцены. В сознании зрителя эстрада ассоциируется с ручным микрофоном, который имеет рукоять и капсюль, защищенный сеткой. Да, в большинстве случаев дизайн именно такой. Ведь он отлично фиксируется в держателях. К тому же можно легко подобрать сменную сетку для ветрозащиты.
Можно разделить данный тип еще на беспроводные и проводные. Что такое микрофон беспроводного типа? Это устройство со встроенным адаптером связи, работающее на аккумуляторе.
Что говорят пользователи об эстрадных микрофонах? Отзывы разные, но сходятся они в том, что нужно выбирать модели подороже.
Warning!
Напоминаю, что конденсаторным микрофонам для работы требуется питание, электретным тоже. Электретные микрофоны требуют напряжения порядка 5 вольт, обычно они работают от батареек. Иногда такое питающее напряжение подаётся со звуковой карты, например, в случае с картой ESI Waveterminal 192M (+12 V). Для запитывания конденсаторных микрофонов требуется более высокое напряжение (+48 V). Дорогие студийные модели обычно оснащаются своими блоками питания, а вот всем остальным придётся пользоваться функцией «фантомное питание» (Phantom Power) микрофонного предусилителя или микшерного пульта. Снова не вдаюсь в технические подробности, однако:
- У недорогих пультов фантомное питание обычно общее для всех микрофонных каналов. Динамический микрофон, подключенный правильно распаянным симметричным кабелем ко входу с включенным фантомным питанием, будет работать нормально. Однако, если воткнуть туда гитару, синтезатор или даже микрофон с несимметричным кабелем… 48 вольт – штука и для человека неприятная, а уж для электронного оборудования тем более.
-
При включении строго соблюдайте последовательность: уберите громкость на пульте → убедитесь, что фантомное питание выключено → подсоедините кабель к микрофону → затем к пульту и только после всего этого → включайте фантомное питание.
- Некачественный кабель с разболтанными разъёмами при работе с фантомным питанием может стать источником ооочень крупных неприятностей.
-
Порядок правильного отключения: убрать громкость на пульте → отключить фантомное питание → отсоединить кабель от пульта → отсоединить микрофон от кабеля.
- Цеплять микрофон за $1000 к пульту за $100 – совершенно бессмысленное занятие. Приборы в студии должны соответствовать друг другу по классу.
- ВСЕГДА использовать поп-фильтр для защиты хрупкой диафрагмы микрофона от ваших взрывных и шипящих согласных «П», «Б», «С», «З».
Какой конденсаторный микрофон для студии
Музыкальная или звукозаписывающая студия имеет то преимущество, что она имеет отличные акустические условия. Благодаря этому, это идеальное место, где вы можете в полной мере использовать потенциал конденсаторных микрофонов, в том числе возможность записи тихих звуков, улавливания даже мельчайших деталей или быстрой реакции на переходные процессы.
Для записи качественного акустического сигнала вам понадобится не только комната, но и устройство с определенными параметрами. Не каждый конденсаторный микрофон будет выполнять функции устройства записи голоса или акустических инструментов.
Какими параметрами должен обладать студийный микрофон? На что обратить внимание при покупке?
- Чувствительность. Этот параметр определяет, насколько эффективно (точно) микрофон способен записывать акустические волны. Чем выше чувствительность, тем точнее устройство. Студийные микрофоны характеризуются высоким уровнем чувствительности, что позволяет записывать даже самые тихие звуки.
-
Характеристики направленности. Он отвечает за площадь пространства, с которого записываются звуки. Микрофоны, предлагаемые производителями, могут иметь однонаправленную, двунаправленную или разнонаправленную характеристику.
Всенаправленные микрофоны записывают акустические волны со всех сторон. Они идеально подходят в качестве конференц-микрофонов. Двунаправленные устройства собирают звуки как спереди, так и сзади, но чувствительность к акустическим волнам от источника, расположенного непосредственно перед микрофоном, несколько выше. Третья группа – однонаправленные микрофоны. Здесь можно выделить устройства с кардиодальными, супер-кардиодальными, гиперкардиальными и субкардиодальными характеристиками. Однонаправленные микрофоны с максимальной точностью записывают поступающие к ним звуки, и, в зависимости от типа устройства, также могут ловить волны, приходящие с боков и сзади. Студийные микрофоны обычно являются направленными устройствами.
- Диапазон записываемых частот. Под минимальным и максимальным значением понимается наименьшая и максимальная частота, которую устройство может захватывать и передавать на регистрирующие элементы.
- Собственный шум. Этот параметр информирует об уровне напряжения микрофона, измеренном в единицах полной тишины. Шум микрофона не должен превышать 15 дБ (А), хотя в случае с оборудованием для записи вокала стоит искать модель с более низким значением собственного шума.
Подключение и настройка микрофона
Выполнить подключение и настройку устройства несложно, но для получения высокого качества записи следует учесть ряд особенностей.
Для начала определяют типы акустических систем. Они бывают активными и пассивными.
Это делают путем визуального осмотра колонок. Если на их корпусе имеется кнопка включения, значит, модель оснащается встроенными усилителями. Пассивные системы работают от внешних усилителей.
Для настройки оборудования используется микшерный пульт или специальный преамп. Перед включением сигнала на пульте следует убедиться, что ползунки громкости находятся на минимальном уровне. В отдельных моделях пультов предусмотрена кнопка включения фантомного питания. Она необходима при включении недорогих конденсаторных приборов.
Настройка по частотам выполняется с помощью соответствующих фейдеров на микшерном пульте.
А как Вы считаете, какие плюсы и минусы у конденсаторных микрофонов? Ждем Ваши комментарии!
Конденсаторный микрофон – как это работает
Основное различие между динамическими и емкостными микрофонами заключается в технологии – в том, как звуковые волны обрабатываются обоими устройствами.
Конденсаторные микрофоны состоят из подвижных обкладок и металлической сетки мембраны, загружаемой поляризовыванным напряжением, что формирует особый тип конденсатора. Емкость конденсатора изменяется благодаря колебаниям мембраны (под действием звуковых волн) и, таким образом, возникают электрические импульсы, которые передаются к регистратору.
Конденсаторные микрофоны характеризуются высокой чувствительностью, а потому и точностью записи даже самых тихих звуков. Их потенциал используется, в основном, в студиях звукозаписи, где в изолированных условиях вы можете записывать как громкие, так и тихие звуки. Емкостные микрофоны редко используются на сцене. Также стоит помнить, что такие устройства требуют дополнительного фантомного питания.
Как подключить к компьютеру?
После того как вы выбрали и купили микрофон, необходимо перейти к его подключению и настройке. Однако перед этим следует тщательно прочитать инструкцию по эксплуатации, которая прилагается в стандартной комплектации. Стоит иметь в виду, что правила подключения могут различаться в зависимости от конкретной модели. Сегодня же в нашей статье мы рассмотрим наиболее универсальные правила. Так, задача подключения микрофона к компьютеру значительно упрощается, если аудиоустройства снабжено специально предназначенным USB-разъемом. В таком случае для подключения вам понадобится только USB-кабель.
Также на рынке представлено большое количество микрофонов, в конструкции которых присутствует XLR-разъём. Соответственно, для такого устройства вам понадобится и соответствующий кабель. При этом стоит иметь в виду, что кабели для подключения микрофонов обычно идут в комплекте с самим устройством. Таким образом, процедура подключения довольно проста и не требует особых технических знаний. После того как вы подсоединили микрофон к компьютеру, вы можете осуществлять настройку. Например, доступно настроить такие параметры, как громкость, воспринимаемый диапазон звуковых волн и т. д.
О том, как грамотно выбрать микрофон, смотрите в следующем видео.
Что нужно учесть при покупке микрофона
Конденсаторный микрофон или динамический микрофон? Вы должны ответить на этот вопрос самостоятельно. Но, независимо от того, какую модель вы ищете, стоит учитывать такие параметры, как:
- Применение – если микрофон используется в музыкальной студии, вы можете попробовать купить емкостное устройство. Динамические микрофоны также используются профессионалами, но не так часто, как «конденсаторы». Когда вы покупаете микрофон с целью подключения его к компьютеру и использования его для видеозвонков, игр или записи видеоблогов, вам не нужно вкладывать деньги в дорогие емкостные устройства, динамических микрофонов здесь будет достаточно (за некоторым исключением, например, ASMR);
- Чувствительность – этот параметр определяет, насколько эффективно микрофон может записывать акустические волны. Как уже упоминалось, конденсаторные микрофоны отличаются большей чувствительностью;
- Частотный диапазон – заданный как минимальное и максимальное значение частоты звука, которые он может регистрировать и отправлять записывающим устройствами;
- Собственный шум – информирует об уровне напряжения микрофона, измеренном в полной тишине. Чем ниже уровень собственного шума, тем лучше устройство. Значение собственного шума не должно превышать 15 дБ(А);
- Разъём – микрофоны могут быть оснащены разъемами 3,5 мм или 6,3 мм, USB или XLR. Модели, предлагающие беспроводную связь, также доступны на рынке.
Какой смысл в величине входного уровня дБ SPL?
Производители микрофонов обычно указывают один или два входных уровня дБ SPL: 74 дБ SPL или 94 дБ SPL. Shure использует 74 дБ SPL, если в спецификации не указана иная величина.
Как соотносятся эти величины дБ SPL с реальностью? 74 дБ SPL типичная интенсивность звука на расстоянии 30 см от говорящего. 94 дБ SPL — типичная интенсивность звука в 2-3 см от него же.
Этот параметр показывает чувствительность микрофона в зависимости от разных звуковых частот. Самый естественный звук отражает осциллирующий график вокруг нуля. Все значения выше, усиливают частотные данные. Микрофоны даже в бесшумном режиме записывают некоторые звуки. Конечно, записывается выходное напряжение. Его уровень — это его собственный шум. Чем они меньше, тем лучше, потому что можно записывать очень тихие звуки.
Параметр измеряется в дБ. Микрофоны могут быть подключены с использованием различных типов разъемов. Трудно говорить о профессиональной съемке, помимо звука. Кроме того, микрофоны отличаются высокой чувствительностью и низким уровнем шума с широким диапазоном частот.
Микрофон «слышит» эту интенсивность звука и преобразует звуковую волну в эквивалентный электрический сигнал. Чтобы определить, какая величина SPL используется для измерений чувствительности, сверьтесь со спецификацией микрофона.
Затруднения могут возникнуть из-за того, что SPL может измеряться в различных единицах. Например, 94 дБ SPL = 1 Паскаль = 10 микробар = 10 дин/кв. см. А 74 дБ SPL = 0.1 Паскаль = 1 микробар = 1 дин/кв. см. К сожалению покупателя микрофона, различные производители используют при указании SPL различные единицы измерения. Но, применяя вышеуказанные преобразования, вы можете свести спецификации к дБ SPL и сопоставить их.
Конструкция и технические характеристики микрофонов. Материалы, используемые в строительстве, имеют высокое качество, и точное сборка отдельных деталей не вызывает ни малейшего возражения. Батареи помещаются в специальную скользящую камеру, расположенную в передней части микрофонного толкателя. Кроме того, тестируемая модель также имеет фильтр высоких частот, чтобы эффективно устранять нежелательные тона во время работы. Как и при управлении усилением, выделенный коммутатор расположен на задней панели устройства и имеет три режима: включение питания, питание с включенным и выключенным фильтром высоких частот.
Какой микрофон лучше выбрать?
На этом покончим с диаграммами направленности. Давайте теперь вернемся к типам микрофона по их устройству, где я расскажу, какой из них предпочесть динамический или конденсаторный. Динамические микрофоны сравнительно дешевые и в то же время они надежные. Поэтому они могут работать успешно в областях высокого звукового давления.
Это делает их более подходящим для вокалистов с громким и грубым тембром, поющих в таких музыкальных стилях, как rock, pank, alternative и так далее. Если вы хотите получить мощный, плотный, но при этом не слишком объемный вокал, то вам подойдет именно динамический микрофон.
Что касается конденсаторного микрофона, то он устроен так, что диафрагма помогает добиться более высокой чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь больше диаграмм направленности. А некоторые могут иметь возможность переключения этих диаграмм. Ну а сама низкая устойчивость к механическим повреждениям делает их увы, малопригодными для живых выступлений.
Зато в студии звукозаписи они оказываются незаменимыми, так как их высокая степень правдоподобности делает их наиболее универсальными и пригодными для снятия звука с любых музыкальных инструментов и голосов. Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что их стоимость бывает значительно высокой.
Если сравнивать с динамическими, то это главный минус. Но невзирая на это, я лично считаю, что конденсаторный микрофон наиболее пригоден для использования даже в домашней студии звукозаписи нежели, динамический. К тому же среди конденсаторных микрофонов есть и бюджетные модели. Их качество далеко не всегда бывает низким.
Остались еще несколько определенных нюансов советов по выбору, с которыми я сейчас с вами поделюсь. Советы и рекомендации о том, как выбрать микрофон:
Обратите внимание на микрофоны с несколькими диаграммами направленностями — как я раньше говорил, некоторые модели конденсаторных микрофонов имеют возможность одним движением рычажка включать диаграмму направленности. Их может быть вплоть до 9 штук
Такое оборудование будет предпочтительнее с точки зрения универсальности нежели, микрофон с одной фиксированной направленностью.
Частотный диапазон — здесь, как и в случае с мониторами и наушниками. Чем шире частотный диапазон, тем равномернее очаха в диапазоне частот доступном для восприятия человеческого уха.
Аттенюатор — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах имеется специальный переключатель аттенюации. Этот переключатель ослабляет сигнал(обычно на 10 — 12 дЦб) , что позволяет оборудованию работать с высоким уровнем звукового давления без возникновения искажений и перегрузки.
Обрезной фильтр — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах он присутствует. При включении он обрезает частоты например, ниже 70 — 100 Гц(иногда 200 — 300 Гц) и эта функция позволяет отсечь от сигнала всевозможные частотные помехи. Например, гул у некоторых инструментов или убрать эффект гнусавости, бочковатости, снизить влияние вибрации топота ног и так далее. Эта функция очень полезная и я рекомендую обращать пристальное внимание на ее наличие в микрофоне.
Микрофоны не делятся на типы предназначения для конкретных инструментов — здесь имеется в виду то, что деление на группы типа микрофоны для записи голоса, гитарные микрофоны, барабанные и так далее. Это лишь условное деление. Следовательно, ничто не запрещает использовать вокальный микрофон для записи трубы или гитарный микрофон для записи вокала. Самое главное, чтобы студийное оборудование подходило по диаграмме направленности и по характеру своего звучания.
Универсальных микрофонов не существует — это на самом деле важнейший момент и это следует понять. Микрофон, который прекрасно подходит для одного вокалиста может совсем не подойти для другого. Возникает это по разным причинам: из-за отличий в тембре, в динамическом диапазоне голоса, в стиле и манере пения и так далее. Поэтому в своей студии звукозаписи по возможности имейте более одного микрофона.