Домашнее освещение

Оглавление

Как правильно выставить свет – популярные схемы

Есть готовые схемы света в студии, используя которые несложно быстро добиться правильного эффекта, не тратя время на выбор местоположения светильников. Можно разобраться в нескольких, чтобы подобрать те, которые больше всего подходят под определенные условия.

В этом случае потребуется три осветительных элемента. Основной располагается спереди слева и ставится под углом примерно 45 градусов. Причем, свет не направляется на объект съемки, а отражается от зонта, создавая рассеянный световой поток. Сзади ставится пара стрипбоксов с обеих сторон под углом 45 градусов. Перпендикулярно им со стороны фона устанавливаются два белых задника, которые отражают контровое освещение и тем самым добавляют объема портрету или композиции. Что касается заднего освещения, его можно менять за счет регулировки высоты отражающего зонта.

Если для обеспечения оптимального эффекта нужно сделать фон светлым, на него под углом 45 градусов направляются два светильника. Спереди перпендикулярно им ставятся белые экраны, чтобы исключить засвет объекта съемки. В качестве фронтального света используется отражающий зонт, который ставится спереди слева. Такая схема позволяет выделить все до мельчайших деталей и обеспечивает высокие показатели контрастности.

Очень простая схема, применяемая для съемки человека в полный рост. Сюда лучше всего подойдет октобокс высотой 180 и шириной 30 см. Его можно ставить с любой стороны от человека, или попробовать оба варианта и выбрать более удачный. За счет того, что фон не подсвечивается, он получается темно-серым.

Вариант, подходящий для портретной съемки, который также не требует большого количества осветительного оборудования. Лучше всего подойдет октобокс, расположенный справа под небольшим углом. Справа и слева от места съемки ставятся две большие белые панели, которые будут отражать свет и заполнять им все пространство. Хорошее решение для классической портретной съемки.

Если нужно выделить фон, можно попробовать эту схему. Задняя часть подсвечивается светильником, на который надет рефлектор-соты. Это позволяет создать блики, оживляющие фон, а если использовать цветные фильтры, можно добиться необычных эффектов. Человека подсвечивает стрипбокс, который ставится слева сзади под углом 45 градусов, за ним располагается экран, чтобы свет не распространялся на фон.

Интересное решение, создающее акцент на человеке за счет отраженного света. В этом случае софтбокс ставится сзади правее и направляется на фон под углом. По сторонам располагаются две большие ширмы белого цвета, которые мягко рассеивают свет и аккуратно прорабатывают все детали.

Схема для ростовой съемки, обеспечивающая равномерное освещение по вертикали. Потребуются два ростовых стрипбокса, основной располагается спереди и слева, дополнительный сзади правее. Для исключения лишнего отраженного света по сторонам ставятся две светопоглощающие ширмы темного цвета.

В этом случае основной свет дает портретная тарелка, на которую надеты соты для направленного светораспределения. Фон подсвечивает рефлектор небольшой мощности, который ставится под углом. За счет такого расположения источников света создаются четкие линии, можно менять общую атмосферу за счет задней подсветки. Поглощающие панели по сторонам делают свет жестче.

Подобрать студийный свет несложно, если разобраться в особенностях оборудования и найти оптимальную схему для фотосъемки. Главное – обеспечить качественное основное освещение и грамотно расположить вспомогательные элементы.

Как классифицируется освещение

Оптическое излучение делят на типы по нескольким критериям.

По происхождению

Освещение бывает:

  1. Естественным. Представляет собой солнечные лучи, в т. ч. отраженные от луны.
  2. Искусственным. Исходит от электрических осветительных приборов.
  3. Совмещенным. Сочетает оба предыдущих варианта.

Совмещенное освещение применяют в случаях, когда интенсивность естественного может являться недостаточной.

По направлению распространения света

Выделяют 3 вида:

  1. Боковой свет. Поступает через проем в стене (естественный свет) либо от закрепленной на ней лампы.
  2. Верхний. Исходит от зенитных фонарей (естественный свет) или от установленных на потолке светильников.
  3. Комбинированный. Сочетает 2 первых вида.

Поэтому производственные цеха по возможности оборудуют зенитными фонарями.

Освещение

Когда световой поток попадает на объект, создаются темные и светлые участки, которые воспринимает фотоаппарат. Получившийся контраст помогает отобразить существующую форму. Соотношение теней и световых участков может быть различным, все зависит от задумки фотографа. Но для того, чтобы объект считывался зрителем правильно, всегда необходимо находить баланс. Так, например, при съемке детей лучше, чтобы света было много, а направлен он был практически прямо, в противном случае снимок будет не таким воздушным и нежным. А для создания драматичных кадров можно использовать меньше освещения, погрузить большую часть кадра в тень

Но при этом важно обращать внимание на то, читается ли форма объекта, иначе зритель может попросту не понять что изображено на фотографии

Всем известно как минимум два вида освещения: естественное и искусственное. Самое главное их отличие состоит в том, что солнечным светом невозможно управлять. Именно в этом состоит главная сложность в работе с ним. Но, с другой стороны, это является и преимуществом: достаточно лишь научиться подстраиваться, остальное солнечные лучи сделают за вас. Разберемся, как естественный свет влияет на фотографии, чтобы заполучить качественный результат. В зависимости от времени суток и погоды солнечные лучи оказывают различное влияние.

Актуальные системы освещения

Для воплощения оригинальных идей в настоящее время дизайнеры применяют различные приемы, такие как :

  • Многоуровневое освещение.
  • Нижний свет (светильники, встроенные в пол).
  • Системы подвижных светильников.
  • Использование многочисленных встроенных точечных светильников в сочетании с каскадом небольших подвесных галогенных ламп.
  • Использование софитов всевозможных конфигураций.
  • Использование светильников, изготовленных под конкретный архитектурный стиль.

Современное освещение не обходится без применения светодиодных источников света, долговечность которых гораздо больше, чем у ламп накаливания. Их чаще используют для подсветки как точечно, так и в виде светодиодных лент (шнуров), что дает возможность создавать удивительные световые эффекты.

Креативные системы освещения

С помощью групп точечных светильников можно не только красиво оформить потолок, но и создать зонирование помещения, освещая определенные места. Точечное освещение, скомбинированное с другими осветительными приборами дает возможность равномерно покрыть помещение и сделать нужные акценты.

Также в арсенале дизайнеров имеются приемы, с помощью которых можно визуально менять объем помещения. Например, если стены и потолок отделать светоотражающими материалами, то с помощью яркого света можно зрительно расширить пространство. А применяя светильники с отражателями, направленными вверх, можно визуально поднять низкий потолок. Слишком высокий делают ниже, затемнив его поверхность, и разместив на нем абажуры с направленным вниз источником света.

Оборудование и дополнительные приборы для студийной съёмки

Чтобы обеспечить хорошее освещение и легко отрегулировать его при необходимости, стоит использовать специальное оборудование и вспомогательные приборы. С их помощью можно создать удобное место для фотографирования практически в любом помещении. Основные варианты таковы:

  1. Лампы постоянного света. Чаще всего устанавливаются на специальных стойках, чтобы можно было регулировать не только высоту, но и направление светового потока. В зависимости от используемой лампы светильник может достаточно сильно нагреваться при длительной работе, поэтому его желательно располагать подальше от предметов, которые боятся высоких температур.
  2. Студийные вспышки или приборы импульсного света. Горят не постоянно, а только во время фотографирования. При этом лампы практически не нагреваются. Нередко в оборудовании есть и постоянное освещение, оно имеет небольшую яркость и позволяет улучшить фокусировку фотоаппаратуры, оценить освещенность и подобрать соотношение света и тени. Этот вариант может выпускаться как в виде моноблока, так и в форме двух элементов с отдельным управляющим модулем.
  3. Софтбокс – насадка в форме квадрата или прямоугольника. Это каркас из металлических прутьев, задняя часть которого закрыта черной тканью, а передняя обтянута белым рассеивающим материалом. Внутри поверхность отделана отражающим материалом для улучшения световых характеристик. Это базовый элемент, используемый чаще всего и подходящий для разных целей.

    Софтбокс – один из самых популярных элементов освещения в студийной фотографии.

  4. Октобокс – восьмиугольный элемент, который за счет своей формы рассеивает свет в разных направлениях и может подсвечивать сразу несколько объектов одновременно. Создается мягкое освещение с ненавязчивым светотеневым рисунком.
  5. Стрипбокс имеет вытянутую прямоугольную форму и предназначен для съемки ростовых портретов и других подобных объектов. За счет большой высоты он равномерно распределяет свет в определенном направлении.
  6. Зонты. Традиционное решение, подходящее для мягкого распределения света. Бывают двух типов, первый работает на просвет, сделан из тонкой ткани и нужен для уменьшения эффекта импульсного света, чтобы заполнить пространство мягким освещением. Второй вариант – плотная отражающая поверхность, которая эффективно отражает световой поток, но не подходит для узконаправленного пучка.
  7. Портретная тарелка. Предназначена для создания стильных портретов с равномерным мягким освещением. Используется многими известными фотографами, проста и удобна в использовании. За счет большого размера светораспределение получается идеальным.

    Портретные тарелки часто дополняют сотами для четкого распределения света.

  8. Фоновые рефлекторы предназначены для подсветки задней части. Позволяют убрать тени от осветительного оборудования и делают фон равномерным, без перепадов и засветов. При необходимости с их помощью можно создавать необычные фоновые эффекты.
  9. Тубусы имеют коническую форму, за счет чего могут создавать направленный поток света для выделения отдельного объекта или части портрета. Применяются и для создания светлых пятен на фоне. Часто дополняются сотами – насадкой на тубус, позволяющей получать четкие параллельные лучи.

Как осветить ванную?

Столь же требовательным является ванная комната. В этом интерьере обычно есть две зоны освещения, то есть центральный свет, который освещает всю комнату и дополнительные светильники в особенных местах, таких как зеркало.

Основной светильник, установленный на потолке, может принимать любую форму, но он должен быть достаточно эффективным, чтобы хорошо освещать всё помещение. При слишком слабом будет сложно убирать.

Дополнительный светильник должен быть помещен в зеркало, чтобы осветлить лицо и обеспечить удобный макияж, бритье или укладку волос. Отдельные модели зеркал имеют встроенное освещение, что облегчает задачу, для других вам необходимо купить раму и прикрепить ее к стене над панелью или с обеих сторон.

В ванной комнате стоит установить:

  • основное освещение на потолке (потолок, люстра, лампа);
  • дополнительный источник света у зеркала (бра, бра, отражатели).

Домашнее освещение, виды домашнего освещения

Виды освещения

Существуют разные классификации освещения. Так, по локализации оно бывает таких типов:

  1. Общее. Предполагает равномерное освещение помещения без наличия темных или более светлых зон. Присутствие только такого освещения обычно наблюдается в зонах, где рабочий процесс осуществляется неполное время.
  2. Местное. Локальная подсветка помогает дополнительно осветить определенные рабочие зоны: компьютерный или школьный стол, технику и станки. Оно предполагает установку различных осветительных приборов в непосредственной близости от рабочего места.

Применение исключительно локального освещения согласно нормам недопустимо, поскольку в помещении неизбежно будут присутствовать перепады света — от глубокого затемнения до яркого. Это вызовет проблемы со зрением работников. По источникам света освещение также делится на несколько видов.

Естественное

Естественное освещение создается силами природы: прямыми солнечными лучами, а также диффузным (отраженным) светом небосвода. Отсутствие естественного света неблагоприятно для человека, ведь именно к нему глаза лучше всего приспособлены. Такой свет зависит от времени года и периода суток, в этом его основной недостаток. Но качество и объем поступающего естественного света зависит и от конструкции здания, количества и размера окон.

Существует даже специальная карта светового климата, состоящая из 6 зон, согласно ей должны проектироваться окна в зданиях. Естественный свет делится на такие виды:

  • верхний (свет проникает через проемы на участках с перепадами высот дома);
  • боковой (свет попадает через окна наружных стен);
  • комбинированный (сочетание двух предыдущих видов).

Искусственное

Без искусственного освещения в сумеречное время суток, в пасмурный день или зимой, когда рано темнеет, нормальный рабочий процесс невозможен. В качестве дополнительных источников света выступают лампы, светильники, торшеры, бра и прочие электроприборы. Обычно в офисы и на производство приобретают галогенные и светодиодные лампы. Обычные лампочки накаливания сейчас применяются редко, поскольку они тратят много электроэнергии, быстро выходят из строя.

Чаще всего освещение бывает смешанным, когда естественное сочетается с искусственным. Последнее также подразделяется на следующие виды:

  1. Рабочее. Обычное освещение, которое ежедневно применяется сотрудниками, помогает обеспечению рабочего процесса.
  2. Аварийное. Включается только при аварии, в экстренной ситуации, когда основное освещение отключается.
  3. Эвакуационное. Применяется для подсветки путей эвакуации людей при ЧС, обычно является не таким мощным, как рабочее.
  4. Охранное. Используется охранным персоналом, присутствует не на всех предприятиях, а по необходимости. Не нормируется по интенсивности.
  5. Дежурное. Остается включенным даже по окончании рабочего процесса (например, небольшое освещение коридоров в больших зданиях).

Гибридное освещение

Гибридными называются системы, включающие естественное и искусственное освещение. Они подходят для случаев, в которых только солнечного света недостаточно для создания соответствующего нормам уровня освещенности. При определении значения светового потока естественное освещение не учитывается – расчеты выполняются только для электрических источников.

Необходимость в гибридном освещении появляется, если значение КЕО ниже допустимого значения – 1 или 1,2%. Если этот показатель, зависящий от затененности, типа стекла и ширины окон, не соответствует норме, вместе с естественным освещением на рабочем месте устраивается искусственное. Источники света устанавливают только на тех участках, на которых КЕО ниже нормы.

Последствия неправильного освещения

Несоблюдение требований к освещению рабочих мест на любом предприятии чревато понижением общей работоспособности. Кроме того, зрение персонала утомляется, возникает прямая угроза здоровью, возможно даже развитие близорукости. На предприятиях, где руководство халатно относится к вышеизложенным требованиям, повышается риск производственного травматизма, может также увеличиться количество брака. Нередки случаи, когда возникает текучка кадров. Ведь многие люди внимательно относятся к собственному здоровью, и порой зрение оказывается дороже должности или наличия работы.

Требования к освещению рабочих мест, безусловно, должны неукоснительно соблюдаться. Ведь люди, как правило, проводят большую часть жизни на работе или в закрытых помещениях, где неправильное освещение может подорвать их здоровье.

Рекомендации

Вот несколько практических рекомендаций, которые помогут определиться с размещением объекта и светового потока относительно объекта и фотоаппарата:

При съемке в помещении, где есть естественное освещение, попробуйте сначала использовать только его, может быть искусственное освещение вовсе не понадобится;
Если же съемка происходит в закрытом помещении, сначала используйте один осветительный прибор, а уже после добавляйте новые, если результат не устроил;
В большинстве случаев теплый свет на фотографии выглядит лучше, чем холодный;
При съемке на улице изучите окружающую местность: куда наиболее интересным образом падают солнечные лучи, откуда они идут, как их воспринимает фотоаппарат. Это поможет разместить объект в удачном месте;
Не бойтесь использовать тени в качестве художественного приема

При желании выделить объект, не нужно полностью освещать его, оставьте какую-то часть в тени, так он будет выглядеть интересней и загадочней, что привлечет внимание зрителя;
При съемке в помещении цвет стен должен соответствовать характеру съемки. Для жизнерадостных фотографий лучше подойдут светлые цвета, которые будут отражать световой поток, а для мрачных фотосессий – темные, которые наоборот будут его поглощать;
Используйте различные световые приемы для разных объектов

Для нежного женственного портрета девушки лучше использовать рассеянный световой поток, а чтобы подчеркнуть брутальность мужчины – направленный;
Не избегайте экспериментов, не останавливайтесь на одном типе освещения для одного объекта, пробуйте различное падение, интенсивность светового потока, различную степень затененности объекта.

Как правильно освещать кухню?

Кухня – это помещение, которое требует правильно адаптированного освещения для различных видов деятельности. Даже на небольшой площади для комфортного функционирования необходимо несколько источников света.

На кухне должен быть установлен центральный светильник в виде лампы, закрепленной на потолке, и как минимум один дополнительный свет на кухонном столе. Рассеянный источник света неэффективен и недостаточен для комфортного приготовления пищи на кухонном столе или мытья посуды в раковине.

Стоя спиной к свету, вы будете закрывать рабочую поверхность собой, что приведет к недостаточности света при нарезке овощей или мытье посуды. Вам нужен дополнительный источник света, направленный вниз, который равномерно освещает столешницу.

Если кухня достаточно большая, чтобы стол находился дальше от центрального освещения, то над ним стоит установить дополнительные подвесные светильники.

Теплый свет от лампы не только красиво преобразит блюда, но и создаст приятную атмосферу во время еды.

На кухне должны быть прикреплены:

  • основное освещение на потолке (точечные светильники на подвесном потолке, лампа, люстра, бра);
  • дополнительное освещение, прожекторы под кухонными шкафами и над рабочей поверхностью (светодиодные полосы и полосы, галогенные прожекторы);
  • освещение над кухонным столом (подвесные светильники).

Домашнее освещение, рассеянный свет в комнате

Сравнение светодиодных и энергосберегающих ламп

Чтобы определиться в выборе светодиодных или энергосберегающих ламп, нужно знать информацию как об их достоинствах, так и о недостатках. Самые яркие, долговечные и энергоэффективные варианты на сегодняшний день – это светодиодные и люминесцентные «экономки». Оба варианта обладают хорошим соотношением выработанного люмен к потреблённому ватту. Однако в пользу второго варианта говорит более низкая стоимость. В свою очередь, средний срок эксплуатации светодиодов в 5 раз больше. Следовательно, можно заплатить дороже, но в будущем сэкономить время и деньги. Ведь лучше один раз приобрести лампочку, которая будет работать длительное время, чем чаще покупать более дешевый вариант, что прослужит гораздо меньше. Разница в цене с лихвой окупается в перспективе.

Сравнительная таблица различных ламп

  • «экономки» эти лампочки хорошо работают при постоянной нагрузке. Частые включения и выключения быстро их изнашивают. Далеко не лучший выбор для установки на кухню, в коридор, ванную комнату или туалет;
  • узкий диапазон рабочих температур не позволяет устанавливать люминесцентные лампы на открытом воздухе. Они также хуже работают при высокой влажности, поэтому баня или ванная – тоже не выбор;
  • люминесцентные лампы слабо поддаются диммированию – плавному изменению яркости свечения через специальный драйвер;
  • если у энергосберегающей лампы отошёл люминофор, то она начинает светить в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре. Исходя из техники безопасности тут нужно проводить замену, даже если прибор продолжает работать;
  • светодиодные лампы, на самом деле, не горят по 25-30 лет, как нам обещает производитель, потому что никогда не эксплуатируются в идеальных условиях. В среднем, их срок службы составляет 2-4 года;
  • к сожалению на рынке много недорогих низкосортных моделей, которые светят слишком ярко и с сильной пульсацией;
  • светодиодная лампа стоит до 5 раз дороже энергосберегающей;
  • для долгой эксплуатации светодиодная лампа должна находиться в светильнике с хорошим отводом тепла, дело в том, что высокая температура перегревает светодиод, и он сгорает.

Потребляемая мощность, КПД, световая отдача и естественность излучения

Обе разновидности светодиодных и энергосберегающих видов несколько дороже обычных ламп накаливания. А выгода от их использования заключается в заметно меньшей мощности потребления. Причем по мере роста стоимости электроэнергии значение этого фактора будет только расти. Светодиодный источник обеспечивает более высокую световую отдачу и его освещение больше подходит на ествественное. СД-лампа экологически безопасна, при отказе ее можно просто выбросить в мусорное ведро.

Определиться в выборе, светодиодные или энергосберегающие, помогает и информация о недостатках:

Стабильность излучения

Сравним обычные грушевидные лампочки и СД-лампы. «Энергосберегайки» создаются на примитивном пусковом регуляторе, что приводит к мерцанию генерируемого света. Глаз его практически не замечает. Но медицинские исследования показали его явно выраженное отрицательное влияние на общее психофизическое состояние человека. В отличие от них, механизм функционирования СД-лампы таков, что мерцание ее излучения не может появиться в принципе вне зависимости от уровня использованных технических решений и, соответственно, стоимости.

Рабочая температура

Во включенном состоянии СД-лампа остается холодной, исправная люминесцентная нагревается до примерно 50°С. В случае выхода из строя управляющего блока температура заметно возрастает. К счастью, из-за ее высокой эксплуатационной надежности это случается редко. Фактически, учитывая относительно невысокую рабочую температуры энергосберегающей лампы ее следует признать равнозначной светодиодной.

Эстетика

В современном мире высоких запросов, изготовитель способен придать стеклянной колбе энергосберегающей лампы самую разнообразную форму. Широко распространены, например, спиральные колбы.

Энергосберегающая лампочка со спиральной колбой

Такая форма позволяет использовать светильники как элемент декора помещения.

Что касается СД-ламп, они напротив внешне обычно не отличаются от традиционных ламп накаливания с шарообразной колбой, что видно на рисунке.

СД-лампа с традиционным дизайном

Окно

Третьей причиной нижнего света может стать обычное окно. Если в окно не светит прямое солнце, то оно является отличным источником мягкого, рассеянного света, который мы все так любим. Однако мы редко снимаем в помещениях, где высота потолка метра четыре. Обычно наши окна располагаются несколько ниже. Если вы сейчас прерветесь и подойдете к ближайшему окну, то скорей всего обнаружите, что центр окна находится примерно на уровне ваших глаз. Это означает, что рассеянный свет, поступающий от этого окна, падает на лицо человека плюс, минус горизонтально. И если модель отклонит голову от окна, то свет от него будет освещать ее лицо немного снизу.

Вы может вернутся к началу статьи и увидеть пример такого света на фотографиях девушки в черном. Вот еще один пример. Лично меня удручает, как такой свет добавляет девушкам щёки, поэтому я всегда стараюсь отретушировать этот момент, перерисовав светотень с помощью техники Dodge and Burn.

Конечно, нижний свет не ограничивается этими тремя ситуациями. Например, я часто вижу нижний свет, когда модель снимают лежа.

Но, пожалуй, нет смысла собирать все возможные варианты получения нижнего света и пытаться их запомнить.

Если вы хотите развить в себе способность использовать свет в фотографии, то вам нужно научиться видеть свет.

Под способностью видеть свет я подразумеваю навык видеть свето-теневой рисунок на модели. Большинство людей свет не видят. Но если вы изучали рисование или занимались какой-нибудь графикой, то вы могли развить в себе эту способность.

Когда вы научитесь видеть свет вы сделаете большой шаг в своем развитии как фотографа. С этого момента будет все просто: увидели некрасивый свет, изменили на красивый

Но как можно исправить то, чего не видишь? Это невозможно! Поэтому нужно учиться видеть свет.

Рассматривайте свето-теневой рисунок на фотографиях. Рассматривайте свето-теневой рисунок когда смотрите фильмы. И наконец рассматривайте свето-теневой рисунок в жизни, когда наблюдаете за чем-либо.

Я замечаю нижний свет прежде всего по пятну света на щеке. Наверное, сказываются долгие часы Dodge&Burn когда я исправлял такое освещение

Так же, вы можете обратить внимание на нижнюю часть носа. Та область, где находятся ноздри обращена вниз и при нормальном, верхнем освещении она будет в тени. Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет

Я называю это эффектом пятачка

Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет. Я называю это эффектом пятачка

Рассмотрите еще раз примеры нижнего света в этой статье, и вы везде увидите нос, освещенный снизу!

Помните детскую игру «найди все отличия»? Рассмотрите эти два снимка, и вы увидите, что буквально каждая деталь освещается противоположным образом. Подбородок, скулы, веки, нос, губы. Запомните это освещение.

А теперь откройте Инстаграм или любой другой ресурс с портретами и найдите пять фотографии с нижним освещением. Они там точно будут. Главное их увидеть. Вот что я нашел минут за 15.

Итак, свет должен падать на модель сверху, но ставить единственный источник света слишком высоко тоже не стоит. Следите за тем, чтобы свет освещал глаза иначе, вы получите портрет панды. В котором глаза будут скрываться под двумя темными пятнами.

Дополнительные материалы:

Олег Титяев «Схема света для ростовой фотографии»

Спасибо Алексею Бондарю и Елизавете Гайсиной за помощь в написании статьи.

Цветовая температура, или какой свет выбрать для конкретной комнаты

Эта объективная мера цветового излучения позволяет вам выбрать правильный цвет света, излучаемого лампочкой. Яркий или тихий свет, более желтый или белый, влияет не только на удобство выполнения определенных дел, но и на самочувствие. Человек расслабляется в тусклом, теплом и не сфокусированном свете.

Напротив, интенсивный, яркий и белый свет позволяет сосредоточиться на предпринятых действиях и сосредоточиться на работе

Острый свет направляет внимание на конкретные вещи

Традиционные лампы накаливания , которые сегодня уже почти не используются в домах , имеют цветовую температуру 2700 К , что соответствует свету свечей .

Лампа излучающая свет белого цвета, который подходит для общего освещения под потолком или несколько светильников у стены, до 3300 – 4000 К .

Белый цвет, дневной или холодный (5000 – 6500 К) будет хорошо работать при освещении отдельных областей интенсивным и ярким потоком дополнительного света, такого как кухонная столешница, письменный стол, зеркало в ванной.

Теплый белый цвет – около 2500 К идеально подходит для общего или дополнительного освещения в местах, предназначенных для отдыха или сна. Теплые тона рекомендуются в комнатах для детей и младенцев и в спальне, в свою очередь холодные для кабинета и студии. Теплый свет приятно осветит стол в столовой и побудит вас кушать, но нейтральный или холодный хорошо подойдет к кухонной рабочей поверхности при приготовлении блюд.

Интересно – ясное голубое небо имеет цветовую температуру в 10000 К и 28000 К во время молнии .

Как осветить детскую комнату?

Это очень важная комната во всей квартире и требует нескольких разных источников света, часто в зависимости от возраста ребенка.

Основное освещение будет, например, установленным на потолке или на стенах. Кроме того, в детской комнате должна быть настольная лампа или торшер или настенный светильник мягкого или теплого света, который позволит ребенку отдохнуть и позволит родителю наблюдать за ребенком.

Также будет удобнее ночью, когда нужно накормить ребенка, перепеленать или переодеть. Мягкое свечение не разбудит ребенка ото сна, но даст достаточно света, чтобы о нем позаботиться.

С торшерами нужно быть осторожным, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по комнате. Необходимо обеспечить безопасность проводов и электрических розеток, чтобы обеспечить безопасность ребенка .

Ребенку в школьном возрасте, обязательно понадобится письменный стол и функциональное освещение. Настольные лампы должны иметь подвижный кронштейн, чтобы можно было правильно установить луч света на рабочей поверхности.

Помните, что праворукий ребенок должен иметь свет слева и левша справа. Если стол находится сбоку от окна, следуйте тому же принципу. Окно слева для праворукого ребенка и справа для ребенка, который пишет левой рукой.

Детская комната должна включать в себя:

  • основное освещение;
  • дополнительный источник света на стене возле кровати;
  • хорошее настольное освещение.

Правильное освещение и дом должны создать гармоничный, дополняющий дуэт. Простые правила, которые стоит соблюдать при проектировании домашнего освещения, помогают выбрать правильный источник света для всех.

Виды искусственного освещения

Существует несколько типов приборов. Они отличаются коэффициентом полезного действия и другими характеристиками.

Неоновые лампы

Эти излучатели относятся к типу газоразрядных. Колба изделия заполнена смесью неона и гелия. При подключении находящихся внутри электродов к источнику напряжения в газовой среде возникает стабильный разряд, способный существовать неограниченное время. Он сопровождается оптическим излучением оранжево-красного цвета.

Светильники работают на переменном и постоянном токе. Для снижения напряжения зажигания в газ вводят специальные добавки, катод покрывают активирующим материалом.

Существует несколько разновидностей таких источников. Наиболее экономичны дуговые безртутные люминесцентные неоновые лампы. На каждый Вт потребляемой энергии они выдают поток в 25 лм.

Точечные светильники

Компактные приборы, которые выпускаются в следующих исполнениях:

  • встраиваемом;
  • накладном.

Первые устанавливаются скрыто, в нише или за обшивкой подвесного потолка. Вторые располагаются на виду.

Функционально точечные светильники делятся на 2 вида:

  • стационарные;
  • поворотные.

Вторые позволяют направить свет в нужную сторону.

В приборах используются лампы:

  1. Накаливания.
  2. Галогенные.
  3. Люминесцентные.
  4. Светодиодные.

В лампах накаливания ток пропускается через вольфрамовую нить, из-за чего она нагревается до яркого свечения. Из колбы откачан воздух, поэтому горения не происходит.

Изделие привлекает низкой стоимостью, но имеет ряд недостатков:

  • низкий удельный световой поток (5-15 лм/Вт);
  • сильный нагрев;
  • короткий срок службы — 1000 часов.

Галогенные представляют собой усовершенствованный вариант. Колба у них заполнена буферным газом. Это позволяет поднять светоотдачу до 15-25 лм/Вт и одновременно увеличить ресурс до 2-4 тыс. часов.

Люминесцентные лампы в обиходе называют «экономками». Их световой поток составляет 25-50 лм/Вт, ресурс — 2-20 тыс. часов.

Они почти не греются, но имеют ряд недостатков:

  • стоят дороже ламп накаливания;
  • мерцают, что вызывает утомление глаз;
  • нуждаются в пускорегулирующей аппаратуре.

Светодиодные (LED) лампы постепенно вытесняют все остальные благодаря существенным преимуществам:

  • большому ресурсу — 50 тыс. часов;
  • высокому световому потоку — 80-120 лм/Вт;
  • устойчивости к ударам и вибрации;
  • низкому тепловыделению;
  • отсутствию чувствительности к частым включениям.

Недостатком LED-ламп является высокая стоимость.

Светодиодный дюралайт

Источник представляет собой длинную прозрачную ПВХ-трубку с LED-элементами внутри. Он предназначен для использования вне помещений: на фасадах домов, деревьях и т. д. Модели с разноцветными диодами применяются в декоративных целях: при подключении к контроллеру они мигают и меняют оттенки.

Светодиодные ленты

Изделие представляет собой узкую полосу полимера с закрепленными на ней LED-диодами и проводниками. На обратной стороне имеется клеевой слой, закрытый пленкой. Он позволяет зафиксировать ленту на любой гладкой поверхности без применения инструментов.

Гибкий неон

Светильник устроен подобно дюралайту. Отличие состоит в силиконовой заливке, не позволяющей разглядеть отдельные LED-диоды. Благодаря этому исходящее от трубки оптическое излучение является рассеянным, отчего она напоминает неоновую лампу.

Сколько требуется человеку света

Для оценки люминесценции применяют следующие физические величины:

  1. Световой поток. Это количество энергии, излучаемой источником в видимом спектре за единицу времени, т. е. мощность. Измеряется в люменах (лм).
  2. Освещенность. Это световой поток, приходящийся на единицу площади поверхности. Измеряется в люксах (лк). При освещенности в 1 лк на 1 кв. м поверхности поступает световой поток в 1 лм.

Второй показатель зависит от следующих факторов:

  • светового потока источника;
  • расстояния от него до освещаемой поверхности.

Требуемая освещенность зависит от вида деятельности (приведены показатели в лк):

  1. Минимальная, необходимая для комфортного состояния — 200.
  2. Для действий, не связанных с разглядыванием мелких предметов, — 300.
  3. Для работы с текстами или за компьютером, в переговорных комнатах — 500.
  4. Для чтения или изготовления технических чертежей — 750.

Низкая освещенность будет способствовать перенапряжению глаз, быстро вызывать их усталость.