Оглавление
- Сочетание ретро и современных технологий
- Список элементов
- Аудиомодули и платы усилителей с Али и не только
- Я выбрал советские лампы и китайскую сборку
- История
- Типы лампового звука
- УНЧ на KT88 — сборка и настройка
- Блок питания усилителя
- Немного о налаживании лампового усилителя
- Сборка усилителя
- Предварительный ламповый усилитель на двойном триоде
- Выбор схем для сборки
- Резисторы
- ↑ О конструкции
- Составляющие
- Дополнительные советы
- Налаживание
- Принципиальная схема
Сочетание ретро и современных технологий
Я выбрал LynePAudio A962, как наиболее доступное и универсальное.
Итак, на борту имеем:
- выходной усилительный каскад на 2 лампах 6ж9 в китайском исполнении,
- встроенный цифровой ЦАП с декодированием аудиопотока 16-32 бит, 44.1/48 КГц,
- поддержка ASIO,
- 2 высокоомных выхода для наушников с импедансом от 16 до 600 Ом,
- линейный стереовыход на RCA для использования в качестве преампа,
- цифровой вход (USB),
- аналоговый вход 3,5 и RCA.
Внушает? Еще как, ведь конечная мощность усилителя — 1,1 Вт для нагрузки в 32 Ома. Для настольной игрушки этой цифры хватит даже мониторы раскачать, не говоря уже о любых портативных наушниках.
Плата аккуратно упакована в красивый корпус и может украсить любой интерьер. Особенно — рабочий стол. Очень круто! И реально экономит время — даже если потом придется дорабатывать.
Внешний вид LynePAudio A962 действительно стоит того, чтобы купить готовое изделие, а не заморачиваться самоделкой. Удобство и простота использования еще важнее. Включил — пользуйся.
Для работы с цифровыми источниками аудиосигнала не требуются драйвера или дополнительный софт (если не использовать смартфон). Встроенный ЦАП цифровой и переваривает большинство форматов, поступающих с компьютера или смартфона: съедает и MP3, и FLAC, и WAV. Впрочем, есть ограничение до 32 бит и 48 КГц. DSD не переваривает вовсе.
При наличии качественного ЦАП можно обойтись без встроенного. Для этого у LynePAudio A962 есть отдельный аналоговый вход (мини-джек на 3,5 миллиметра). Не самое правильное решение, но иногда пригодится. Он работает на удивление стабильно, но требует толстый провод. Желательно — с хорошим экранированием.
Список элементов
Усилитель
- R1, R1A — 1 кОм,
- R2, R2A — 470 кОм,
- R3, R3A — 150 кОм,
- R4, R4A — 1-1,5 кОм,
- R5, R5A — 150-200 кОм
- R6, R6A — 470 кОм,
- R7, R7A — 1 кОм,
- R8 — 500-1000 Ом, отрегулируйте ток сетки, чтобы он не превышал 5 мА,
- R9, R9A — 120-180 Ом, подберите для получения нужного тока катода,
- R10, R10A — 5-20 кОм,
- R11 — 10-20 кОм,
- P — 2×47 кОм / логарифмический,
- C1, C1A — 100 мкФ / 16 В,
- C2, C2A — 100-220 нФ / 250 В,
- C3 — 100 нФ / 400 В,
- C4 — 47 мкФ / 400 В,
- C5, C5A — 100 мкФ / 25 В,
- C7 — 33-100 пФ, выбрать чтобы он не срезал высокие частоты и сигнал осциллографа был правильным,
- C6, C6A — около 1 нФ / 250 В припаять непосредственно к выходам трансформатора громкоговорителя.
Блок питания
- R101 — 400-1000 Ом / 5 Вт,
- R102, — 3-5 кОм / 1 Вт,
- R103 — 270 кОм / 0,5 Вт,
- R106 — 0,8-1,5 кОм чтобы светодиод светил достаточно ярко,
- R104, R105 — 100 Ом,
- C101 — 100 нФ / 400 В, C102, C103, C104, 105 — 100 мкФ / 400 В,
- C106, C107 — 47 мкФ / 400 В,
- M1 — диодный мост выпрямитель 5-10 А / 600 В,
- трансформатор питания 220 В / 250 В — 0,15 А, 6,3 В — 2,5 A.
Схема очень проста. На рисунке показан один канал, другой идентичен. Сигнал со входа через потенциометр P подается на триоды малой мощности (L1), работающие в схеме с общим катодом. После усиления на пентод (L2) подается через конденсатор C2. Трансформатор громкоговорителя (его анодная обмотка) является нагрузкой для этой лампы. Вторичные обмотки трансформатора позволяют питать динамик или наушники.
Усилитель охвачен петлей отрицательной обратной связи, которая уменьшает искажения и расширяет частотную характеристику. Однако это делается за счет усиления. Обратная связь берется с выхода динамика трансформатора и через резистор R10 подается на катод первой лампы (L1). Конденсатор С7 используется для возможной фазовой коррекции. Конденсаторы C3, C4 и резистор R11 образуют фильтр для предотвращения возбуждения усилителя. Аналогичную роль играют резисторы R1 и R7 в цепях ламповых сеток.
Радиолампа L2 может работать в двух режимах — пентод и триод. Режим пентод более мощный, с большим искажением. Режим триода менее эффективен, но имеет меньше искажений. Изменение режима работы может быть сделано с резистором R8. Он в режиме триода должен иметь небольшое значение — обычно это 100 Ом. Если хотим использовать режим пентод для работы усилителя, подключаем R8 как показано на схеме. Можно дать и более высокое значение но так, чтобы ток, протекающий через сетку 2, был немного меньше 5 мА. Как правило значение резистора составляет 500-1000 Ом.
Для подключения громкоговорителей необходим трансформатор, который изменит высокое напряжение в анодной цепи подходящим для сопротивления динамиков или наушников. Для этой цели идеально подходят популярные и простые в добыче трансформаторы из старого лампового телевизора. Естественно понадобится два, по одному на канал.
Можете поэкспериментировать с другими лампами, вместо 6П14П использовать более мощные пентоды (например 6L6 или другие) но помните, что это требует изменения напряжения питания, силовой трансформатор должен иметь также большую мощность. Значения элементов, определяющих рабочую точку лампы, тоже должны быть соответствующим образом подобраны, и трансформаторы АС должны быть адаптированы к типу ламп. Схемы таких усилителей можно легко найти на нашем сайте.
Аудиомодули и платы усилителей с Али и не только
Одни из самых лучших, мощных, функциональных модулей для самодельных акустических систем, усилителей.
Подойдут для ремонта или модернизации имеющихся музыкальных центров и магнитол.
Модули отличаются по назначению, компоновке и фунционалу: есть предусилители, есть оконечные усилители. Ряд плат оборудованы регулировкой громкости и тона, а часть имеют соединение блютуз.
СТЕРЕОУСИЛИТЕЛЬ УСИЛИТЕЛЬ LUSYA CSR64215 С BLUETOOTH 4.2 APT-X
Создан на базе чипа CSR64215 и поддерживает несколько протоколов. Фактически, это готовый модуль для сборки аудиосистемы и интегрирования в существующую.
ОБАЛДЕННЫЙ АУДИОМОДУЛЬ ЦАП LUSYA CSR8675 BLUETOOTH 5.0 24БИТА ЗА $27
Модуль блютуз на чипе CSR8675, в качестве ЦАП служит PCM5102A. Есть поддержка APT-X. Фактически это законченный модуль, просто добавляем питание и на выход пассивные колонки или динамики.
Предварительный усилитель (4 канала) с регулировкой NE5532 Stereo Pre-amp Preamplifier
Подходит для регулировки звука по разным каналам. Можно использовать в купе с оконечными усилителями мощности, разделив каналы — НЧ мощный (сабвуфер), пара СЧ+ВЧ с отдельным усилителем.
Модуль усилителя TPA3116 50W*2+100W 2.1 Channel
Готовый мощный модуль усилителя мощности и регулировкой громкости и тона. Подходит для создания акустических систем 2.1 (колонки с сабвуфером).
TDA7492 Wireless BT 4.0 50W+50W 2-channel
Данный усилитель является одним из самых недорогих с беспроводным модулем. Выходая мощность 2х50Вт.
Модуль TDA7498E 2*160W Dual Channel
Более мощный вариант оконечного усилителя мощности. Плата обеспечивает выход до 160 Вт на каждый из двух каналов. Имеется штатное активное охлаждение.
XH-M548 BT Dual ChannelМодуль
Компактная плата усилителя мощности и беспроводным модулем. Хороший вариант для модернизации имеющегося (старого) музыкального центра.
Модуль XH-M252 AC 24V Stereo TDA8954TH Dual Chip 2 * 420W
Один из самых мощных в подборке. Оконечный усилитель на 2 канала по 420 Вт. Питается от 24 Вольт.
XH-M258 Stereo TDA8954TH Dual Chip 2 * 420WМодуль
Лучшее предложение — усилитель на 2 канала по 420 Вт с активным охлаждением и индуктивными фильтрами на выходе.
Модуль TPA3116D2 Subwoofer with Volume Potentiometer 2*50W+100W
Усилитель 2.1 для сабвуфра. Мощность НЧ канала 100Вт, плюс два канала по 50 Вт.
Модуль TDA7498 2*100W
Компактный усилитель 2х100 Вт с пассивным охлаждением. Из-за небольших размеров платы подходит для встраивания в существующие системы.
Модуль TPA3116D2 2*50W+100W 4.2 Channel
Комбинированный модуль усилителя 2.1, пара каналов по 50Вт и канал сабвуфера 100Вт. Есть регулировка уровней звука.
Обращаю ваше внимание, что в магазине tomtop.com появились купоны со скидками -3$ от 12$, -5$ от 25$ и -7$ от 60 $
$3 от $12: 25OFFTT, (доступно 100шт.) $5 от $25: 20OFFTT,(доступно 100шт.) $7 от $60: 11OFFTT, (доступно 100шт.)
Я выбрал советские лампы и китайскую сборку
Самый простой ламповый усилитель собирается на советских лампах типа 6ж«Х», где Х — цифра от 1 до 12. В зависимости от конкретной цифры, меняется звучание готового устройства и некоторые условия настройки, не критичные для готового изделия.
Преимущество этой схемы — невероятная простота и возможность отказаться от громоздкого трансформатора — лампы этого типа можно питать не переменным, а постоянным током! Вот с этого и начинается «дешево и сердито».
К тому же, лампы этого типа до сих пор выпускаются (завод восстановлен американским бизнесменом). Да и раньше были очень распространены: на любом рынке их можно покупать десятками. Кроме того, их можно заменить на не менее распространенные E180F или 6688. Китайские производители выпускают на базе этих ламп множество готовых аудиорешений различного назначения.
История
Радиолампы, как и другие электронные компоненты, имеют богатую историю, в ходе которой произошла заметная эволюция. Началось все в нулевых годах прошлого века, а закатом ламповой эры можно считать шестидесятые годы, когда свет увидела последняя фундаментальная разработка — миниатюрные радиолампы нувисторы, а транзисторы уже начали активно завоевывать рынок. Но из всей истории нас интересуют лишь ключевые этапы, когда были созданы основные типы радиоламп и разработаны основные схемы их включения.
Первый в мире триод изобретателя Ли де Фореста, 1908 год
Первой разновидностью радиоламп, разработанной для создания усилителей, были триоды. Цифра 3 слышится в названии не случайно — именно столько активных выводов имеет триод. Принцип работы триода предельно прост. Между анодом и катодом лампы последовательно включаются источник питания и первичная обмотка выходного трансформатора (ко вторичной обмотке которого подключается акустика). Полезный сигнал подается на сетку лампы. При подаче напряжения в схему усилителя между катодом и анодом протекает поток электронов, а расположенная между ними сетка модулирует этот поток соответственно изменениям уровня входящего сигнала.
В ходе использования триодов в различных отраслях промышленности потребовалось улучшить их характеристики. Одной из таких характеристик была проходная емкость, величина которой ограничивала максимальную рабочую частоту лампы. В процессе решения этой проблемы появились тетроды — радиолампы, имеющие внутри не три, а четыре электрода. Четвертым стала экранирующая сетка, установленная между управляющей сеткой и анодом. Задачу повышения рабочей частоты это решало в полной мере, что вполне удовлетворило создателей технологии, разрабатывавших тетроды для того, чтобы радиостанции и радиоприемники работали в коротковолновом диапазоне, имеющим более высокие несущие частоты нежели средне- и длинноволновый.
Строение триода
С точки зрения качества воспроизведения звука тетрод не превзошел триод принципиально, поэтому другая группа ученых, озадаченная вопросами воспроизведения звуковых частот, усовершенствовала тетрод, используя, по сути, тот же подход — просто добавив в конструкцию лампы еще одну дополнительную сетку, располагающуюся между экранирующей сеткой и анодом. Это было необходимо для того, чтобы подавить динатронный эффект — обратную эмиссию электронов от анода к экранирующей сетке. Подключение дополнительной сетки к катоду препятствовало этому процессу, делая выходную характеристику лампы более линейной и повышая выходную мощность. Так появился новый тип ламп: пентод.
Типы лампового звука
Принято различать три типа лампового звука, получаемого при использовании соответствующих усилителей:
- Clean. «Теплое» звучание, при котором перегруз не различим в принципе, но при этом определенная степень компрессии (сустейна) все равно присутствует;
- Braun (Thick). Звуковой эффект, при котором в начале звучания ноты или аккорда усилитель выведен на слабый перегруз, а на излете уходит в чистый звук.
- Overdrive. Звучание устройства с мягким перегрузом и длинным сустейном.
На основании изложенной информации, не сложно представить случаи, при которых ламповые модели этой техники предпочтительнее транзисторных. Прежде всего, это те стили музыки, в которых акцент делается на гитарное звучание, уникальный тембр голоса исполнителя и звучание оркестровых партий. То есть, фактически, большинство музыкальных жанров от классики до современных направлений.
Подобрать самые современные ламповые усилители для формирования действительно хорошей акустической аудиосистемы можно с помощью каталога компании «Hi-Fi Design».
Мы сделаем звук Вашей аудиосистемы безупречным!
Также на сайте у нас есть обзор, с которым Вы можете ознакомиться:
HEOS HomeCinema: усиление состава беспроводных аудиосистем
УНЧ на KT88 — сборка и настройка
Для сборки набора достаточно иметь базовые навыки пайки, а вся работа займёт несколько вечеров. Комплект содержит много деталей, но следуя инструкциям, результат будет успешным. Прежде чем начать монтировать оборудование, нужно изучить принципиальную схему, чтоб она отпечаталась в памяти — там проще будет собирать, примерно зная что куда.
Питание и настройка баланса между лампами выходного каскада. Это делается с помощью мультиметра, который вставляется в контрольных точках в верхней части усилителя и далее регулировка 25-омным потенциометром. После часа работы, вы должны проверить баланс еще раз. У меня было расхождение всего несколько миллиампер за месяц ежедневной работы.
После балансировки смещения подключил акустику Fostex FE206E (96 дБ / 1 Вт) и проверил на гул. Всё нормально. Что касается БП, надеялся получить около 60-секундной задержки при включении питания, однако не мог получить больше, чем примерно 30 секунд.
Радиатор для LM317 был довольно горячий — около 100 C (максимальная температура эксплуатации LM317HVT — 125 C). Температуры силового трансформатора и аудио выходного были 65 C до 45 C соответственно.
Блок питания усилителя
Блок питания тоже не сложный. Анодное напряжение выпрямляется с помощью моста и фильтруется RC-фильтром, состоящим из резисторов R101-R102 и конденсаторов C101-C107. Резистор R108 разряжает высоковольтные конденсаторы после выключения питания.
Резисторы R105, R104 симметрируют напряжение накала на землю, так что шум сети, слышимый в динамиках, должен быть минимален. Резистор R101 довольно сильно нагревается, поэтому для лучшего отвода тепла его можно разместить на небольшом радиаторе, либо два сразу подключить — последовательно или параллельно (путем выбора сопротивления отдельных резисторов соответственно). Этот источник питания обеспечивает питание одновременно обоих каналов УНЧ.
После включения усилитель должен прогреться несколько минут, чтобы стабилизировались токи протекающие через лампы. Резисторы R101 и R102 в блоке питания, а также R9 и R9A на лампах будут нагреваться до высокой температуры, это нормально. Однако если в воздухе есть запах выжженного лака и видим, что краска на одном из резисторов меняет цвет, значит у резистора слишком мало запаса. В этом случае его следует заменить на такой же по номиналу, но с большей мощностью. После более длительного периода работы снова проверяем напряжение питания и падение напряжения на катодных резисторах ламп. Производим коррекцию анодных токов лампы L2 (L2A).
Немного о налаживании лампового усилителя
Ток покоя триодов выходного каскада определяет резистор R10. Ток выходного каскада определяют по падению напряжения на резисторе R11: при общем токе 2×90 мА (без учёта тока маломощных ламп 6Ж9П) это напряжение равно 18 В. Сопротивление R10 можно изменять в интервале 10…20 кОм. Вместе с током покоя будут изменяться все напряжения, указанные на схеме, без нарушения работоспособности усилителя.
Однако будет необходимо скорректировать и сопротивление резистора R6 (в интервале 180…220 кОм), влияющего на напряжение смещения на сетках выходного каскада. Например, при сопротивлении R10 = 15 кОм резистор R6 должен иметь номинал 200 кОм. Подстройка баланса тока покоя ламп в плечах двухтактного каскада состоит в следующем.
Предварительно установив движок подстроечного резистора R7 в среднее положение, после прогрева ламп при замкнутых контактах кнопки “Контроль” этим резистором устанавливают нулевое значение напряжения на измерительной шкале прибора. Затем следует проверить ещё раз ток покоя ламп выходного каскада. После этого усилитель готов к работе.
При налаживании может возникнуть вопрос о возможности самовозбуждения усилителя на высоких частотах из- за введённой местной положительной обратной связи и как это предотвратить? Если разводка монтажа сделана аккуратно и правильно, то этот эффект не возникает. На экране осциллографа при самовозбуждении можно наблюдать “размытость” наблюдаемого сигнала, что устранимо введением в цепь управляющих сеток мощных триодов резисторов сопротивлением 0,5…1 кОм (0,25—0,5 Вт).
При отсутствии осциллографа эти резисторы допустимо включить ещё на этапе монтажа.Если при работе усилителя всё же будет наблюдаться микрофонный эффект, то можно попробовать подобрать более устойчивый экземпляр лампы 6Ж9П или надеть на неё подпружиненное металлическое кольцо массой 70… 100 г подходящих размеров для полного исключения микрофонного эффекта.
Также можно подобрать зарубежный аналог 6Ж9П, например, из пентодов 6688, EF180, E180F, EF861 (с учётом изменения нумерации выводов), имеющих большую устойчивость к проявлению микрофонного эффекта. Однако придётся учесть и разницу в их электрических характеристиках.
Если со временем в акустической системе станет заметным на слух фон переменного тока, необходимо проверить усилитель на симметрию его плеч.
Для этого, при замкнутых контактах кнопки “Контроль”, следует снова подрегулировать баланс по измерительному прибору. При этом должен исчезнуть и фон. Если же это не удаётся сделать, необходимо выявить и заменить неисправный радиоэлемент.
Внимание! В аппарате используется высокое напряжение — более 500 В относительно общего провода и корпуса (шасси), поэтому требования к электробезопасности предъявляются повышенные. Они заключаются в наличии обязательного кожуха, препятствующего доступ к лампам и цепям высокого напряжения и снабжённого необходимой индикацией (лучше с блокировкой доступа), а также обязательной надписью, указывающей на наличие высокого напряжения в приборе
Переменное напряжение анодной обмотки сетевого трансформатора в отсутствие входного сигнала не должно превышать 350В при максимальном напряжении сети! Для предотвращения повреждения оксидных конденсаторов нельзя включать ни блок питания, ни сам усилитель без нагрузки!
Чтобы исключить возможность теплового ожога, мощные триоды лучше оградить металлической конструкцией или защитным барьером. Следует избегать случайных касаний радиоэлементов до полной разрядки конденсаторов БП!
О субъективных оценках усилителя. Звучание с этим усилителем отличается быстрой атакой низкочастотных сигналов, что особо ощутимо на “тяжёлой” АС с резиновыми подвесами динамических головок, требующими, помимо значительной мощности, чёткости и детальности звуковой картины. Замечено, что на малом уровне громкости, благодаря значительному току покоя (90 мА) для двухтактного УМЗЧ, аппарат “отыгрывает” все нюансы звуковой палитры, мало уступая однотактному УМЗЧ, работающему в классе А.
Предлагаемый усилитель, по нашему мнению, может использоваться любителями “живого” звука электрогитары вместе с предусилителем и другими устройствами обработки звука.
Сборка усилителя
Собирая этот усилитель мне захотелось отойти от классического металлического шасси в пользу «хорошо звучащего» дерева. Правда вместо дерева я воспользовался фанерой, которая в прошлой жизни гордо называлась кухонной доской.
Но вот корпус я все равно предпочел сделать из метала для экранировки потрохов усилителя. На роль крышки пошла крышка от куска какого-то военного прибора для проверки радиоламп в полевых условиях. Это счастье досталось мне от соседа, после сноса его гаража.
После того как я определился с расположением элементов на фанерной крышке корпуса, были просверлены все необходимые отверстия
Тут стоит заострить внимание, пожалуй, только на сверление отверстий под панельки для ламп. Т.к
панельки было решено устанавливать с верхней стороны, то для свободного доступа к контактам, с внутренней стороны я высверливал отверстия бОльшего диаметра, оставляя 4 слоя фанеры, для крепления самих ламп.
Тут стоит быть осторожным и внимательным т.к. фанера любит расслаиваться. Поэтому как только появлялся намек на трещину я подклеивал его суперклеем.
Предварительный ламповый усилитель на двойном триоде
На рис.3 показана схема предварительных каскадов усилителя “АЕХ250”. В них используются два двойных триода ЕСС808. Ламповый усилитель имеет два идентичных входа с раздельными предварительными усилителями на лампе VL1 и регуляторами уровня RP1 и RP2, после которых сигналы смешиваются и усиливаются общим двухкаскадным усилителем на лампе VL2.
Между его каскадами установлены пассивные регуляторы тембра низких (RP3) и высоких (RP4) частот. Каких-либо иных особенностей схема не имеет Для некоторых конденсаторов указано рабочее напряжение, рекомендуемое производителем. Модель голосового усилителя “АЕХ650”, предназначенного для усиления сигналов от 4-х микрофонов, отличается, в основном, построением предварительных каскадов.
При этом в нем имеется раздельная регулировка тембров по низким и высоким частотам для каждого входа. К усилителю можно подключить ревербератор “АКХ200” фирмы BEAG, построенный по принципу магнитной звукозаписи на кольцевую ленту. Данные выходных трансформаторов, подходящих по параметрам для выходного каскада усилителя “АЕХ250”, можно найти в указанной литературе.
Выбор схем для сборки
Предварительный усилитель довольно просто собрать. Для него вы можете выбрать любую подходящую схему и начать сборку. Другой случай – выходной каскад, то есть усилитель мощности. С ним, как правило, возникает множество различных вопросов. Выходной каскад имеет несколько типов сборки и режимов работы.
Первый тип – однотактная модель, которая считается стандартным каскадом. При работе в режиме «А» он имеет небольшие нелинейные искажения, но, к сожалению, имеет довольно плохой КПД. Также следует отметить среднюю выходную мощность. Если вам необходимо полностью озвучить довольно большое помещение, необходимо будет применять двухтактный усилитель мощности. Эта модель может работать в режиме «АВ».
В однотактной схеме для хорошей работы устройства достаточно всего двух частей: усилителя мощности и предварительного усилителя. В двухтактной модели уже используется фазоинверсный усилитель или драйвер.
Конечно, для двух типов выходного каскада, чтобы комфортно работать с акустической системой, необходимо согласовать высокое межэлектродное сопротивление и низкое сопротивление самого прибора. Это можно сделать с помощью трансформатора.
Если вы являетесь ценителем «лампового» звучания, то должны понимать, что необходимо использовать выпрямитель, который произведен на кенотроне, для достижения такого звука. При этом нельзя использовать полупроводниковые детали.
Разрабатывая ламповый усилитель Hi-End, можно не применять сложные схемы. Если вам нужно озвучить достаточно небольшое помещение, то можно применить простую однотактную конструкцию, которую проще сделать и настроить.
Резисторы
Качественный ламповый усилитель Hi-End – это ретроприбор. Конечно, детали для его сборки должны быть соответствующие. Вместо резистора может подойти углеродный и проволочный элемент. Если вы не жалеете средств на разработку этого прибора, следует применить прецизионные резисторы, которые довольно дорого стоят. В ином случае применимы МЛТ-модели. Это довольно неплохой элемент, о чем свидетельствуют отзывы.
Ламповые усилители Hi-End также применимы с ВС-резисторами. Их изготавливали около 65 лет назад. Отыскать такой элемент довольно просто, достаточно всего лишь прогуляться по радиорынку. Если вы применяете резистор с мощностью больше 4 Ватт, нужно выбирать проволочные эмалированные элементы.
↑ О конструкции
В качестве материала шасси был взят композит (структура – толстая алюминиевая фольга с двух сторон и внутри пластик) у рекламщиков, можно гнуть, резать, пилить, сверлить.
И вообще у рекламщиков много чему поживиться можно из остатков алюминиевых профилей, пластика и другого листового материала. Места изгибов можно делать строительным ножом, но я их отфрезеровал заточенным под фрезу сверлом с помощью бытового фрезера по дереву на малых оборотах. Стыки проклеены термоклеем и дополнительно прогреты, чтобы клей протек в стыки. Шина земли проведена по центру корпуса. Некоторые детали и колодки приклеены тем же термоклеем, держится хорошо. Корпус заземлен. Вот, что получилось:
Составляющие
Если вы не хотите использовать качественный конденсатор, то можно применить К73-16. Он подойдет, если рабочее напряжение будет больше 350 вольт. Но качество звука будет заметно хуже. Также для такого напряжения подойдут электролитические конденсаторы. К усилителю нужно подключить осциллограф С1-65 и подать сигнал, который пройдет от генератора звуковой частоты. При начальном подключении нужно установить входной сигнал около 10 мВ. Если вам нужно узнать коэффициент усиления, нужно будет использовать выходное напряжение. Чтобы подобрать среднее соотношение между низкими и высокими частотами, необходимо подобрать емкость конденсатора.
Фото лампового усилителя Hi-End вы можете увидеть ниже. Для этой модели были использованы 2 лампы с октальным цоколем. К входу подключен двойной триод, который включен параллельно. Оконечный каскад для этой модели собран на лучевом тетроде 6П13С. В этом элементе вмонтирован триод, который позволяет получить хорошее звучание.
Чтобы настроить и проверить работоспособность собранного устройства, необходимо использовать мультиметр. Если вы хотите получить более точные значения, то следует применять звуковой генератор с осциллографом. Когда вы взяли соответствующие приборы, можно переходить к настройке. На катоде Л1 указываем напряжение около 1,4 Вольт, это получится сделать, если будете использовать резистор R3. Ток выходной лампы необходимо указывать 60 мА. Чтобы сделать резистор R8, необходимо установить параллельно пару резисторов МЛТ-2. Другие резисторы можете применять разных типов. Следует отметить довольно важный компонент – разделительный конденсатор С3. Он не зря был упомянут, поскольку данный конденсатор оказывает сильное влияние на звук прибора. Поэтому лучше использовать фирменный радиоэлемент. Другие элементы С5 и С6 – пленочные конденсаторы. Они позволяют увеличить качество передачи различных частот.
Блок питания, построенный на кенотроне 5Ц3С, стоит найти. Он соответствует всем правилам построения прибора. Самодельный ламповый усилитель мощности класса Hi-End будет иметь качественный звук, если вы найдете данный элемент. Конечно, в ином случае стоит искать альтернативу. В этом случае вы можете использовать 2 диода.
Для лампового усилителя Hi-End можно использовать соответствующий трансформатор, который применялся в старой ламповой технике.
Дополнительные советы
Чтобы не запутаться, рекомендуется пользоваться программой Sprint Layout. Она обладает следующими функциями:
- проектирование схем слабой и средней степени сложности;
- проектирование разводки;
- просмотр моделей в трехмерном изображении;
- возможность создания библиотеки деталей.
Можно скачать и установить русифицированную программу с дополненным функционалом бесплатно. Для этого следует искать 6 версию ПО (не официальную, а именно переведенную). Она совместима со всеми версиями англоязычной вплоть до пятой.
Программа поможет создать наглядные планы, куда более полезные в деле, чем фото самодельных усилителей звука и их схем.
Налаживание
Налаживание усилителя начинают с проверки режима ламп в соответствии с табл. 1 (напряжения на электродах ламп измерены с помощью вольтметра со входным сопротивлением 5 ком, в).
Обозначение лампы | Напряжение на аноде | Напряжение на экранной сетке | Напряжение смещения |
Л1 (левый триод) | 75 | — | — |
Л1 (правый триод) | 125 | — | -1,5 |
Л2 | 260 | 260 | -9,0 |
Л3 | 260 | 260 | -9,0 |
После этого с помощью звукового генератора и измерителя выхода или лампового вольтметра снимают частотные характеристики усилителя при различных положениях регуляторов тембра.
Они должны примерно соответствовать приведенным на рис. 2. Если на низших частотах подъем мал, то его можно увеличить увеличением емкости конденсатора С9 или уменьшением сопротивления R16.
Глубина регулировки на низших частотах подбирается изменением емкости конденсатора С„. Уменьшение R3 по сравнению с R2 также увеличивает глубину регулировки, однако уменьшение R3 уменьшает входное сопротивление усилителя, что не всегда возможно, например, при работе с пьезоэлектрического звукоснимателя.
Необходимые пределы регулировки частотной характеристики усилителя на высших частотах определяются подбором емкости конденсатора С1.
Положение движка потенциометра R12 находится по минимальному фону на выходе усилителя. Следует отметить, что емкость конденсаторов С4 и С8 может быть снижена до 20—30 мкф без значительного увеличения фона.
В правильно собранном и налаженном усилителе уровень фона не превышает 46 Дб (напряжение фона на звуковой катушке равно 12 мВ).
Ю. Михайлов. Радио 1958, №8.
Принципиальная схема
Усилитель прост по схеме, имеет небольшое количество деталей и изготовление его доступно даже радиолюбителю средней квалификации.
Усилитель содержит два каскада: фазоинверсный каскад на лампе типа 6Н2П, играющий также роль предварительного усилителя, и выходной двухтактный каскад на лампах типа 6П14П (рис. 1). Левый триод лампы Л, работает в схеме обычного усилителя напряжения.Выходной каскад выполнен по двухтактной, так называемой «ультралинейной схеме». Такая схема имеет хорошую частотную характеристику в широком диапазоне напряжений, малое выходное сопротивление, высокую чувствительность и обеспечивает малые интермодуляционные искажения. Кроме того, она отличается малой склонностью к самовозбуждению даже при глубокой отрицательной обратной связи.
Рис. 1. Принципиальная схема лампового усилителя мощности на 6Н2П и двух 6П14П.Весь усилитель охвачен частотнозависимой отрицательной обратной связью, напряжение которой подается со вторичной обмотки выходного трансформатора в цепь левого по схеме катода лампы Л1.В нижнем по схеме положении движка потенциометра R1 регулятора тембра частотная характеристика усилителя имеет подъем в области высших частот (рис. 2, кривая 3). В верхнем положении движка ослабляются высшие частоты (рис. 2, кривая 4).
Рис. 2. Диаграмма частотных характеристик.Потенциометр R2 — регулятор тембра низших частот. В левом по схеме положении движка частотная характеристика усилителя имеет подъем в области низших частот (рис. 2, кривая 1), определяемый отрицательной обратной связью R15 R14 R16 C9.
В крайнем правом положении движка элементы C2 R2 R3 образуют делитель напряжения. Величина верхнего плеча делителя с понижением частоты возрастает и напряжение, снимаемое с R3, уменьшается, что вызывает уменьшение усиления на низших частотах (рис. 2, кривая 2).
Достоинством примененных регуляторов тембра является их простота, используется всего 4 элемента для раздельной регулировки.
Потенциометр R3 служит регулятором усиления усилителя. Напряжение смещения на сетке левого триода образуется сеточным током, за счет падения напряжения на сопротивлении утечки R4, которое выбирается достаточно большим (8—10 Мом). Усиленное напряжение с анодной нагрузки R7 через разделительный конденсатор С6 подается на сетку нижней по схеме лампы выходного каскада.
Цепь утечки этой лампы состоит из сопротивлений R10 и R11. С сопротивления R10 напряжение сигнала подается на сетку правого триода. Этот триод усиливает напряжение сигнала и поворачивает его фазу на 180°, что необходимо для нормальной работы двухтактного каскада.
С правого триода усиленное напряжение поступает на сетку верхней лампы оконечного каскада. Как видно из схемы, сопротивление R10 входит как в сеточную, так и в анодную цепь правого по схеме триода лампы Л1.
Это создает сильную отрицательную обратную связь, которая поддерживает напряжения на сетках выходных ламп равными по величине. Такая схема фазоинвертера носит название «самобалансирующейся».Для получения большого усиления сопротивления нагрузок R7, R8 выбраны достаточно большими. Место отвода для питания экранных сеток ламп оконечного каскада имеет большое значение для работы усилителя.
Для ламп 6ПЗС и Г-807 между экранирующей сеткой и средней точкой выходного трансформатора должно быть включено 18% всех витков одной половины обмотки, для лампы 6П6С— 5%, а для лампы 6Г114П—25% (величины указаны для случая, когда выходной каскад работает в классе АВ).
Питание усилителя осуществляется от выпрямителя, выполненного на плоскостных полупроводниковых диодах типа Д7Ж пли ДГ-Ц27. Фильтр выпрямителя состоит из двух электролитических конденсаторов С4 и C8 и сопротивления R13.
Напряжение на анодные цепи оконечных ламп подается с первого конденсатора фильтра (С8). Поскольку ток, потребляемый лампой 6Н2П, невелик, сопротивление фильтра выбрано равным 30 ком. С целью уменьшения фона переменного тока средняя точка накальной обмотки заземлена через потенциометр R17.