Частоты си би диапазона

Как настроить рацию портативного типа?

Любительские переносные радиостанции работают в диапазоне 433-434 МГц. Они не нуждаются в регистрации центром радиочастот, поэтому настроить их довольно просто. Если вы планируете увеличить мощность устройства, перед приобретением узнавайте о возможности использования съемной антенны. Еще один важный момент — агрегация раций между собой. Для этого необходимо на каждом аппарате выставить одинаковые номера и субкод.

После проведения указанных манипуляций, выбранные устройства будут слаженно работать между собой. Для общения нужно просто нажать и удерживать клавишу активации разговора. После отпускания кнопки устройство переходит в сигнала от другой рации. Важным моментом в настройке портативного аппарата является выбор индивидуального сигнала для опознания (позывного). В его роли может выступать любой цифровой или буквенный код, имеющий уникальное происхождение для выбранной системы связи.

Первая своя радиостанция

Первой своей радиостанцией я обзаведусь , когда узнал, что успешно выдержал и был зачислен в группу РА-13-98. Буквально на следующий день мы с родителями поехали мне за обещанным подарком, так как дальше – дороже.

Выбирать долго не стал. Купили надёжный и проверенный вариант – Alan 48 Plus, который мне более года служил верой и правдой, позже, когда получу позывной, его поменяю на Dragon SS-485 для работы на КВ.

Я прекрасно помню те чувства, которые меня переполняли, когда получил первую свою радиостанцию. Теперь мог спокойно зависать в радиоэфире, так как ни от кого не зависел. Помню, как до поздней ночи сидели в нашем районном канале и тёрли просто так обо всём. Родители тогда лишь умилялись этому, говоря, что лучше уж так, чем где-то непонятно где на улице. Пока не началась учёба, такие вечерние посиделки продолжались постоянно, а потом стало резко некогда, но не забросил это занятие. Каждый вечер приезжал домой, включал радио где-нибудь, чтобы послушать то, что происходит в радиоэфире. Это и была та самая малая вершина, которую достиг. Нужно было двигаться дальше.

Тематические и региональные каналы

Каналы в основном делились по территориальному признаку: в одном канале собирались из Солнцева, в другом – из района Академический (кучковались с теми, кто ближе). Лично я не был особо привязан к какому-либо каналу, но нет-нет да заглядывал в наш междусобойчик, который постепенно начал разбредаться и отрываться от радио совсем. У кого жена появилась, у кого ещё что. Постепенно все куда-то разбрелись, кроме меня. Кто-то вообще ушёл на КВ и УКВ и в бардак, который творился на Си-Би, возвращаться не хотел.

Чем сильнее проникала мобильная связь в наше общество, тем меньше людей оставалось на этих каналах. Сразу стало понятным кто зачем сюда пришёл.

Ещё об этом можно прочесть .

Каналы для связи

Этот диапазон является особым каналом для дальнобойщиков. Он всегда работает в режиме АМ. Частотный диапазон радиостанций дальнобойщиков в России составляет 27,135 МГц, его можно условно разделить на несколько каналов и групп.

Каждая группа включает в себя 40 каналов. Эти каналы разделены для того, чтобы пользователям можно было легко и просто воспользоваться своим средством связи, а также благодаря этому удается быстрее запомнить и найти нужную частоту.

Каналы по-другому еще называют сеткой. При этом каждой сетке соответствует буквенное обозначение: А, B, C, D, E и так далее.

На каких частотах общаются дальнобойщики? Очень многие начинающие водители задаются данным вопросом.

В нашей стране водители чаще всего общается на частотах АМ. Это сложилось по таким причинам:

  • Ранее ЧМ на рациях не было, поэтому так сложилось традиционно.
  • К тому же АМ по сравнению с ЧМ дальнобойнее.
  • На АМ удается слушать дальних корреспондентов без шумоподавителя. На ЧМ будет большой шум, поэтому на такой частоте можно общаться только лишь с ближними коллегами.

Благодаря этой информации каждый начинающий водитель будет знать, на каких частотах общаются дальнобойщики.

Социальные задачи

Не надо думать, что Си-Би можно воспринимать как какую-то игрушку. Это вполне себе настоящий инструмент, который может приносить пользу людям, а не только для разговоров.

Одним из таких самых известных случаев было повреждение телефонного кабеля в Чертанове Северном. Это было в тысяча девятьсот девяносто пятом году, когда при пожаре был повреждён кабель связи и весь район оказался отрезанным от внешнего мира на две недели. Кроме телефона никакой связи в то время не было, тут-то на общий клич приехали все неравнодушные, у кого в автомобилях стояла радиосвязь. С помощью этих людей можно было вызвать экстренные службы или же сообщить родным, что с ними всё в порядке, просто не работает телефон.

В последствие участников тех событий будут показывать в ток-шоу, где они будут рассказывать о том событии, что им приходилось патрулировать улицы наряду с милицией, чтобы не дать разгуляться криминалу в районе, да и просто оказать помощь в связи с экстренными службами. Среди моих знакомых есть те, кто был и участвовал в событиях тех лет.

Мобильных телефонов тогда практически ни у кого не было. Сети мобильной связи только-только зарождались в нашей стране, равно как и интернет, который приходил в дома по телефонной линии.

Позже на некоторых каналах активисты будут помогать безвозмездно ГИБДД в ночных рейдах по поиску угнанных автомобилей. Тогда это ни привело ни к чему, но сам факт к причастности к великому делу ощущался.

Как не стоит общаться на канале

Для того чтобы не вызвать бурю возмущений на волне для дальнобойщиков, важно уловить стиль и манеру общения опытных водителей. Любой разговор с коллегой, который будет носить характер «болтовни», будет считаться флудом и прямым нарушением правил использования канала для дальнобойщиков

К флуду относится любая информация, которая не касается дороги и не решает ни одну проблему. Личные вопросы при беседе по общей сетке запрещены. Если вам с коллегой необходимо связаться и поговорить о чем-то личном, лучше воспользуйтесь другим каналом связи Си-Би или же созвонитесь по мобильному телефону.

В случае если вам необходимо переговорить с дальнобойщиком отдельно от канала, чтобы уточнить личные вопросы, можно воспользоваться фразой «сверни выше» или «сверни ниже». Это означает, что люди договариваются о том, на какой частоте они встретятся для обсуждения своих вопросов. И это оптимальный вариант для тех, кто хочет немного разнообразить монотонность езды и побеседовать.

Помните, что занимая канал ненужными разговорами, вы не даете возможность выйти на него тем, кому, возможно, в этот момент нужна экстренная помощь. А вот на свободной частоте вы никому не будете мешать, не услышите оскорблений в свой адрес и прочей брани из-за несоблюдения правил общения на канале для дальнобойщиков.

Круглые столы

В радиоэфире был не только пустой трёп, но и просветительская деятельность. На частоте службы «Полёт 27», вечером по четвергам собирались круглые столы, которые вёл «Ребус» (Владислав Васильевич (RU3ARJ)) из Тёплого стана. Здесь обсуждались различные вопросы: начиная от постройки антенн, их характеристик, заканчивая юридическими аспектами в области радиосвязи. При этом Владислав Васильевич часто готовил к очередному круглому столу тему, которую в течение нескольких минут интересно излагал.

Так что, как старушки спешили вечером к телевизору, так и я в четверг вечером спешил к своей радиостанции, чтобы послушать очередной круглый стол. Именно здесь узнал о том, что будет набираться очередная группа изучения телеграфа Александром Николаевичем Ковалем (UA3AFO). Его цель была довести нас до экзамена КДК, но об этом ниже.

Кстати, «Полёт 27» – единственная служба, которая меня неплохо принимала, и всегда отвечал один и тот же человек, флегматичным голосом, что слышно меня очень и очень хорошо, но другие службы Спасения меня совсем не слышали. А надо ли это было – тогда да, а сейчас я понимаю, что нет.

Безлицензионные рации

Это портативные устройства, которые работают в диапазонах LPD, PMR.

Преимущества таких устройств заключаются в следующем:

  1. Простота в использовании и освоении.
  2. Не вызывают вопросов юридического характера.
  3. В качестве элементов питания допускается использование аккумуляторов и стандартных батареек.

К недостаткам можно отнести следующее:

  1. Относительно малая дальность связи.
  2. Есть диапазон, который запрещено использовать в некоторых европейских странах.
  3. Небольшое количество каналов.
  4. Антенны интегрированные, то есть нельзя сменить их на более эффективные.
  5. Рации такого типа к таким условиям абсолютно не приспособлены.

Антенны на балконе

Ещё моей головной болью было то, что не мог попасть на свою крышу. Выход на чердак был закрыт. А без документов туда было не попасть, поэтому пришлось изголяться на балконе. Вначале у меня был диполь, подвязанный синей изолентой к верёвкам для сушки белья. Юра «Жёлудь» сделал мне полноразмерную антенну – четвертушку для балкона, то есть палка длиною почти три метра, но она почему-то не очень хорошо работала, хотя я добился того, что она торчала чуть выше крыши.

Я и на фоне остаток GP 1?4. 16.07.2002

После того, как по зиме снежной лавиной с крыши антенну уничтожило, пришлось поставить минибумеранг, который выдерживал любые напасти этих самых лавин с крыши.

Балконные антенны и по сей день существуют, правда, минибумеранг уже снят, но другая на УКВ (появится позже), так и висит там. На крышу попаду . Безо всяких документов, прочей ерунды, к которым раньше  относился серьёзно. Чтобы попасть на крышу хватило стальной трубы и фомки.

Шестнадцатый канал

К радиостанциям «Пилот» прилагалась маленькая книжечка, распечатанная на струйном цветном принтере, в которой раскрывались аспекты радиосвязи и что от чего зависит. Отдельной главой была вынесена вежливость при радиообмене. Я и до этого читал в других источниках о том, как себя следует вести в радиоэфире. Но, как понимаете, это всего лишь теория, которая не всегда во всём совпадает с практикой в этом мире. На Си-Би вежливость конечно была, но только в некоторых каналах. В остальных же можно было много чего услышать, в том числе и о себе.

Самым неприветливым каналом была «Помойка» – 16 канал сетки Ц. Здесь тебя могли сразу и послать, и обозвать. К этому надо было относиться очень спокойно. Почему здесь сидели многие? Да всё просто – здесь можно было купить и продать всё, что угодно. Радиостанции продавались в основном здесь, нежели чем через газеты и объявления где-либо ещё. Бытовая техника при условии хорошей цены здесь улетала очень быстро.

Были здесь и свои завсегдатаи. К примеру, Юра («Химик»), который со станции «Лён» здесь вещал практически всегда, травя различные байки из своей жизни. Про его видеоплеер, который пришлось чинить три раза по причине успешного «обмытия», мы вспоминаем очень и очень часто.

На самом деле сейчас язык не поворачивается назвать тех людей, что сидели в этой «Помойке», неадекватными. Практически все были адекватными людьми и очень приятными в личном общении. Наблюдалось это и в самой «Помойке», если удавалось по душам разговориться.

В «помойке» меня можно было частенько найти, но ходил и по региональным каналам, где меня было слышно. Обычно ближние соседи из Солнцева, Кунцева, Беляева и Тёплого Стана. Там тоже оставил свой след в эфире, а не просто «грел уши».

Есть два типа людей: тем, кому приятно слушать, и тем, кому приятнее вещать. Я относился тогда ко второму типу. Мне всё было в новинку.

Бостон

Мой интерес и рост в радиоэфире поддерживался не только моим энтузиазмом, но и при помощи других людей, которые делились со мной бескорыстно техникой, давая на время поработать на ней.

С Димой («Бостон») познакомимся в «Помойке», его было очень хорошо слышно. Никакие несущие нам мне мешали совершенно спокойно общаться прямо там. Как оказалось, он работает лаборантом в МИРЭА, куда мне бы хотелось поступить в последствии. Разговорились по душам и решили познакомиться очно. Он позвал к себе в лабораторию. В этой каморке для меня было много чего интересного, типа военных приёмников Р-250 или Р-326, а ещё у него я увидел в живую Alan 48Plus, который выпросил на несколько дней, послушать радиоэфир за пределами сорока каналов.

На тот момент Alan 48Plus очень котировался, так как считался одной из успешных и сбалансированных моделей. Круче него был, наверное, Maycom EM-27D. Взятый на несколько дней Alan имел старый процессор, а значит всего сорок каналов в «российской» сетке и четыреста в «европейской», и массу доработок, сделанных руками владельца – Бостоном.

Сейчас его внешний вид мне кажется несколько несуразным, но дань моде тогда была такова, что малиновый пиджак, короткая стрижка, золотая цепь и очки, так как плохо видел – идентифицировали его как нового русского, хотя таковым он не был, да и назвать его «пустым» не поворачивался язык. Был очень начитанным и рукастым. Я к нему частенько приходил в гости в институт и созванивались часто.

В МИРЭА познакомлюсь с Антоном «МК12» (RC3C сейчас, RV3DHC), «Шуриком», который будет поступать в этот институт. Побываю на коллективной радиостанции, где увижу кое-что более интересное, чем Си-Би радиостанции, но об этом попозже расскажу.

Установка автомобильной антенны

Не допускается монтаж элемента на несущие детали, оптимальным вариантом станет кузов. Это позволит обезопасить эфир от возможных потерь получения и трансформации сигнала.

Кроме того, важными являются следующие моменты:

  • Старайтесь установить антенну на максимально верхнюю точку кузова. Это позволит увеличить качество приема.
  • Рабочая часть антенны устанавливается на расстоянии не менее 500 миллиметров от любых параллельных металлических поверхностей. Это даст возможность избежать поглощения и отражения поступающего сигнала.
  • Размещение на крыше авто имеет определенное влияние на коэффициент стабильной волны. Поэтому фиксируйте такой элемент после снятия в одном положении.

Проведя правильную установку антенны, переходят к ее настройке.

«Мегаджет»

Сначала рация переводится в режим 240 каналов при помощи комбинации AM/FM-ON. На российскую сетку перейти можно, набрав DW/M2-ON. Отечественные частоты заканчиваются на 0, европейские волны — на 5.

Как настроить рацию «Мегаджет»? Сделать это можно самостоятельно, изучив инструкцию. Вкратце можно отметить следующие моменты:

  • Сначала включают радиостанцию при помощи рукоятки VOL/Off и устанавливают необходимую громкость звучания.
  • Посредством регулятора SQ корректируют порог подавления шума.
  • Используя кнопки переключения UP/DN, выбирают нужный канал.
  • Для настройки режима передачи удерживают регулятор PTT, говорят в микрофон на расстоянии 50 мм.
  • Для приема отпускают тангенту и слушают принимаемое сообщение, регулируя громкость и уровень шумоподавления.

Канал дальнобойщиков на рации

Как мы разобрались, «беседка» дальнобоя находится в гражданской сети Си-Би

Важно, чтобы рация поддерживала эту частоту (некоторые модели работают в lpd 433 МГц, pmr). Канал общий для всех стран

Если вы окажетесь за пределами РФ, перенастраиваться не придется.

Как найти

Обычно рации уже настроены на нужную сетку, а поля tfv, rev настроены по умолчанию. Если же нет – придется настраиваться самим. Нужно открыть или скачать с сайта производителя инструкцию по эксплуатации. После найти сетку, соответствующую вашей модели (Д, С и т. д.), пролистать каналы до 15 и поймать модуляцию AM.

Модуляция

Есть несколько видов модуляций. Самые распространенные – AM и FM. На второй сидят радиоведущие, что звучат из автомобильных магнитол. Дальнобойщики же работают с модуляцией AM. Некоторые модели раций (Таис PM-41, PM-43) ловят только ФМ, поэтому для общения не подходят.

Перед покупкой станции обязательно уточните возможность подсоединения к необходимой модуляции. В противном случае поговорить с шоферами не получится.

Детальная информация видна на видео:

Правила общения

Радиоволна дальнобойщиков – это «мирок» со своими порядками, сленгом и устоями. Новички нередко боятся использовать радиосвязь, не знают, как общаться, теряются в обозначениях

Важно понимать, что разговаривать на отвлеченные темы здесь не принято, все строго и по факту

В российском сегменте вы сразу услышите слова, которым в автошколе не учат – «Буханка», «Лимон», «Стопари»… Использование сленга для шоферов – дело привычное. На ютубе можно найти видео со «словарем» дальнобоя. Выучив основные пару десятков слов, с пониманием проблем не будет. Выражаться можно и привычными, «русскими» словами.

Вам всегда подскажут, где подешевле купить соляру, есть ли на нужной трассе пост ДПС, наблюдаются ли пробки на участке. После этого вежливым тоном необходимо будет поблагодарить информатора. Связываться с шоферами «просто поболтать» в эфире сб не стоит. Как только вы попытаетесь флудить, сразу попадете в немилость.

Эфирный флуд

Флудом на канале считается вся информация, не относящаяся к дороге

Важно помнить, что частота нужна для работы. Личные вопросы в общей сетке обсуждать неприлично

Если вам с приятелем понадобилось поговорить, воспользуйтесь телефоном.

Засорение эфира ненужной информацией.

Для беседы может применяться и рация, однако не 15 канал. Нередко в эфире можно услышать фразы «сверни ниже (выше) на несколько каналов». Это значит, что люди устанавливают «приват» – личный диалог.

На свободной частоте вы никому не помешаете, не услышите оскорблений в свой адрес и обидного направления, куда следует идти флудить.

Соседи

Соседей у меня оказалось не так мало, как изначально предполагал. Си-Би было популярно в те годы, особенно у тех, кто мог выбить себе доступ на крышу, а кто не мог, либо мучился как я, либо ставили радиостанцию в машину и с неё вещали. По сути, это была такая социальная сеть. Таких, кстати, было очень и очень много, так как радиостанция неплохо выручала в пути. Тогда не было сервисов, типа, Яндекс-карт или -пробок. Информация передавалась из уст в уста. Москва же и тогда стояла знатно.

Только в моём доме увлекающихся Си-Би было двое: Паша («Рикша»), который куда-то пропал давным-давно. С ним было выпито немало пива за его байками у него в машине. И ещё один паренёк с первого этажа, которому я показывал и рассказывал Си-Би и антеннах, когда увидел у него радиостанции. После того их семья переехала в новую квартиру и их тоже не видел.

В соседнем доме, как я уже написал, живёт мой сосед – «Криптон». Через дорогу в среднем «кресте» Дима («Глицерин»), который чинил радиостанции, Александр (МК114). В другом «кресте» жил Антон, который тоже время от времени появлялся в радиоэфире. С ним был знаком ещё со школы, где учился и помогал устраивать дискотеки. В сторону метро – Витя («Параллель») и Анатолий («2170»), к которому мы по пути на Грушинский фестиваль время от времени заезжаем в Пачелму.

Мечты о большем

Мечты о большем меня одолевали с того момента, как я узнал о том, что техники на Си-Би предостаточно. Если сейчас можно зайти на сайт любого производителя, то тогда у меня не было интернета. Довольствовались либо тем, что продавалось в магазинах, либо красочными каталогами. У меня до сих пор сохранились в столе некоторые артефакты того давнего времени. Иногда натыкаюсь на них, устраивая генеральную уборку в комнате, но желания выбросить их так и не возникло.

Прекрасно помню, что ещё до поступления в техникум, я уже грезил тем, что хотел водрузить на соседний дом антенну на поворотке и вертикал сверху, а дома иметь базовую технику, а также пару нормальных портативок, чтобы можно выезжать с ними куда-нибудь. Даже прикидывал бюджет такого мероприятия. Получалось не так и много по сегодняшним меркам, но тогда таких денег в руках не держал, да и сами расчёты были ошибочны в проектирования антенно-мачтовых устройств. Это так и останется лишь мечтами.

В жизни всё сложится совершенно иначе. Первая антенна на крыше появилась . Она не была ни поворотной, ни вертикалом, а лишь куском провода, но мне этого хватило. Об этом же будет другая история, так как к Си-Би прямого отношения не имеет. О ней напишу чуточку позже.

«Пилот»

Летом девяносто седьмого с другом размышляли на тему покупки радиостанций, чтобы можно было общаться между домами без таких экспериментов. Однако, нам мешали вбитые в наши головы стереотипы. Мы размышляли о последствиях того, если поймают без разрешения (регистрировать мы их не хотели, так как это не дешёвая процедура, а денег было в обрез)? Ответы на эти вопросы мы тогда так и не нашли. Несмотря на это, в сентябре приобрели то, что хотели. Куплены две одноканальные радиостанции «Пилот», работающие на частоте 27,465 МГц (5D). Мощность у них составляла около двух ватт, чего вполне хватало с избытком для общения без помех между соседними домами. Гуляли с ними по району и на километр с копейками они обеспечивали нам связь. По качеству сигнала с теми игрушечными радиостанциями была колоссальная разница. Из минусов было то, что батарейки быстро садились, но на выходные их хватало. На аккумуляторы у нас денег тогда не было, так как стоили тогда неоправданно дорого.

Ближе к новому году случится кое-что более страшное, чем мы думали. Нет, нас не поймают с поличным. Друг потеряет антенну со своей радиостанции, её потом найдёт мой сосед, но нас он тогда не знал. Связь на этом закончится. Просто так включать радиостанцию было бессмысленно, так как там больше никого всё равно не было. Так и отдал обратно радиостанцию, она мне была не нужна.

После того, как вернул радиостанцию, испытал ломку как у наркомана. Не заметил как привык к постоянному белому шуму из динамика радиостанции, находящейся на дежурном приёме. Теперь мне этого не хватало. Поэтому через неделю-другую выпросил радиостанцию без антенны себе. Пусть шумит хоть так.

Давным-давно, когда я только пошёл в школу, отец мастерил антенну для приёма ДМВ. В то время было модно суметь поймать «пятую кнопку» (Петербург, который только-только начал своё вещание на Москву), но, к сожалению, кроме шума так ничего и не поймали тогда. До нас, увы, доходил только сильно переотражённый сигнал от Останкина – так уж расположен наш дом и окна, что направить антенну на неё было невозможно. С тех пор эта антенна у нас стояла в чулане мёртвым грузом.

Несмотря на страшилки, почерпнутых из брошюр к радиостанции, решил рискнуть и подключить радиостанцию к этой антенне. Авось, не будет хуже. Хуже не стало, даже стало лучше: дальность увеличилась, а радиостанция не сгорела. Именно тогда узнал, а точнее услышал, что на нашем канале есть кто-то ещё. Значит мы тут точно не одни. Попытался докричаться, но тщетно – они нас не слышат.

Для того, чтобы не переводить кучу батареек, отец собрал преобразователь на КРЕН и включил в блок питания от своего паяльника. Радиостанция больше не требовала дорогостоящих батареек. Эфир можно слушать хоть круглосуточно.

Весной экспериментировали с удлинённой антенной, хоть страшная, но некоторую прибавку по дальности она давала. Тогда ещё пугались большого КСВ, думаю, что эта антенна и имела его, но ничего страшного не произошло, да и измерить тогда было нечем.

Тяга к большему

Я понимал, что для меня Си-Би – проходной вариант. Нужно развиваться дальше, чтобы получать удовольствие от работы в радиоэфире. Зимой задумался над тем, что нужно получать радиолюбительский позывной для работы на других частотах. Тогда я уже учился в Кунцевском радиомеханическом техникуме, то есть сам бог велел получить позывной. В конце зимы девяносто девятого, «Рамзес» (UA3AFO) объявил на круглом столе о наборе в группу обучения телеграфу, в которую я записался. Стоимость обучения было около четырёхсот рублей. Он говорил, что ему эти деньги не нужны. В данном случае они выступают в роли «мотиватора», чтобы нам было жалко бросать обучение. В этом он оказался прав. Никто так из группы не ушёл, хотя обучение было не самым простым.

Запись в группу производилась в стенах «Ассоциации 27», книжка которой у меня уже была, да и в этих стенах я уже был. Здесь была размещена и коллективная радиостанция, на которой можно поработать в эфире и просто послушать его. Это притягивало к тому, чтобы соприкоснуться ещё неизведанной волшебной силой радио.

Обучение длилось чуть больше месяца, на выходе имел то, что могу принимать телеграф со минимальной скоростью, требуемой для сдачи на третью категорию. В мае я пошёл сдаваться на КДК. Но это, как говорится, совсем другая история.

Канал для дальнобойщиков

Существует специально выделенная частота на рации для дальнобойщиков.

Стоит отметить, что в гражданском секторе переносные радиостанции используются довольно давно. У водителей грузовых автотранспортных средств есть своя частота, где обсуждаются различные вопросы, например, касаемо дорог.

Но прежде чем настроить частоты рации, необходимо запомнить следующее. Дальнобойщики свои портативные устройства настраивают на гражданский диапазон 27 130 МГц. Помимо дальнобойщиков в прямой эфир могут попасть и таксисты, спасатели МЧС, а также курьеры.

Переговариваться по рации можно абсолютно бесплатно. Для раций не требуется мобильных операторов, интернета и роуминга.