Свет в фотографии: понятие основ света для улучшения ваших фото

Контровое

Такой тип освещения также имеет название контурный. При его использовании источник света расположен за объектом, а световой поток направлен на фотоаппарат. Таким образом, предмет съемки подсвечивается сзади, из-за чего создается световая окантовка. Благодаря такой разновидности света, модель отделяется от фона, создается правильное ощущение глубины пространства.

Многие начинающие фотографы считают, что делать снимки напротив светового источника – это ошибка. Но на самом деле это является интересным приемом, который придает фотографии живописности. Контурный свет сам по себе достаточно сложен в работе, поскольку сам предмет съемки может получиться слишком темным, могут возникнуть ненужные блики и пересветы. Лучше использовать его в том случае, когда объект не столь важен, как его силуэт. Контровое освещение подойдет для съемки портретов, чтобы подчеркнуть профиль модели. Также отлично выглядят снимки в полный рост, когда такой свет выделяет изгибы тела.

Преимущества:

  • Объект отделяется от фона;
  • Улучшается восприятие глубины пространства;
  • Эффектно подчеркивается контур объекта.

Недостатки:

  • Сложность в работе;
  • Возможное затемнение объекта, возникновение нежелательных световых эффектов.

Затените объектив, чтобы предотвратить засветку

Паразитная засветка, возникающая в результате прямого попадания света на переднюю линзу объектива, может стать серьезной проблемой при съемке в контровом свете, особенно когда источник света очень сильный. Засветка может уменьшить контраст снимка, добавить странные цветовые оттенки и даже привнести в ваши фотографии «космические корабли пришельцев» (продолговатые цветные пятна, вызванные чрезмерной засветкой). Как правило, можно скрыть объектив от прямого света, используя бленду объектива, руку или что-то удобное, например шляпу. Убедитесь, что прямой свет не попадает на линзу объектива, так же не перестарайтесь, следите, чтобы ваши руки не попали в кадр!

Для этого кадра, на котором запечатлен медведь гризли, я решил показать силуэт медведя сохраняя детали только по краю его шерсти и капли воды все это освещено контровым светом. Все это привело к упрощенному и таинственному представлению сцены. Несмотря на то, что использовался полуденный свет, который, как предполагает традиционная мудрость, имеет ограниченную полезность для фотосъемки природы, контровая подсветка, тем не менее, оказывается эффективной. Я использовал бленду объектива, чтобы свет не попадал прямо на переднюю линзу объектива. В результате получилось четкое, резкое и ярко освещенное изображение.

Национальный парк и заповедник Озеро Кларк, США. Камера Canon EOS 5D Mark II, объектив Canon EF 100-400 мм f / 4,5-5,6L IS USM, ISO 800, f / 5,6, 1/2500 секунды.

Освещение

Когда световой поток попадает на объект, создаются темные и светлые участки, которые воспринимает фотоаппарат. Получившийся контраст помогает отобразить существующую форму. Соотношение теней и световых участков может быть различным, все зависит от задумки фотографа. Но для того, чтобы объект считывался зрителем правильно, всегда необходимо находить баланс. Так, например, при съемке детей лучше, чтобы света было много, а направлен он был практически прямо, в противном случае снимок будет не таким воздушным и нежным. А для создания драматичных кадров можно использовать меньше освещения, погрузить большую часть кадра в тень

Но при этом важно обращать внимание на то, читается ли форма объекта, иначе зритель может попросту не понять что изображено на фотографии

Всем известно как минимум два вида освещения: естественное и искусственное. Самое главное их отличие состоит в том, что солнечным светом невозможно управлять. Именно в этом состоит главная сложность в работе с ним. Но, с другой стороны, это является и преимуществом: достаточно лишь научиться подстраиваться, остальное солнечные лучи сделают за вас. Разберемся, как естественный свет влияет на фотографии, чтобы заполучить качественный результат. В зависимости от времени суток и погоды солнечные лучи оказывают различное влияние.

Контровой свет

Располагается за человеком или любым другим объектом. Основное его предназначение – выделить какие-то особенности, такие как плечи и волосы. Он отделяет актера от фона и помогает сделать его более объемным, трехмерным.

Вот так будет выглядеть основной объект после настойки всех трех источников света:

После того как вы научитесь понимать все тонкости этой техники, вы с легкостью можете экспериментировать, добавляя и убирая источники света для создания необычных эффектов.

Теперь, после того как вы уже ознакомились со способами постановки света, мы хотели бы дать вам несколько советов и небольших хитростей, которые смогут помочь вам добиться невероятно красивого эффекта и сделают изображение еще интереснее:

Отраженный свет

Отраженный свет Очевидно, что отраженный — это свет, который попадает на объект от отражателя. Есть специальные инструменты для этого, вроде шелка и пенополистирола, но он может поступать также и от потолка или стен — варианты безграничны. Ключевые моменты:

  • Поверхности из пенопласта обладают матовой текстурой и создают мягкий отраженный свет.
  • Отражатели с серебряным световозвращающим покрытием могут создать жесткий свет и зачастую возвращают ¾ поступающего потока, в зависимости от расстояния до источника.
  • Возвращенный свет от отражателя может быть достаточно универсальным. Вы можете создать ключевой, заполняющий, фоновый свет и даже подсветить отдельные объекты на заднем плане, используя отражатели.

Как фотографировать с рук в условиях плохой освещенности

На фотографии ниже мы показали настройки для съемки с рук в условиях низкого уровня освещенности

Устанавливаем ISO

Установите большое значение ISO, не меньше 800, затем сделайте тестовый снимок с выдержкой, необходимой для корректной экспозиции. Если выдержка по-прежнему слишком долгая и фотографии получаются смазанными, то увеличьте ISO до 1600 или даже 3200 и уменьшите длину выдержки.

Сохраняйте фотокамеру неподвижной

Если ваша камера или объектив имеют функцию стабилизации изображения, то непременно ею воспользуйтесь, чтобы избежать смазываний из-за тряски фотоаппарата. Но не рассчитывайте, что размытия из-за движения предметов в кадре также будут уменьшены.

Фокусировка

Если вы прибегаете к автофокусу, то убедитесь, что вы выбрали центральную точку фокусировки. На большинстве фотокамер она дает наиболее точные результаты при условии плохого освещения.

Сделайте свет от вспышки мягче

Существует ряд специальных аксессуаров, которые помогут вам сделать свет от вспышки мягче. Для начала выделим софтбоксы и зонты, которые смягчают свет и делают площадь источника света значительно больше.

Далее стоит обратить внимание на специальные рассеиватели, крепящиеся непосредственно на встроенную вспышку. Такой рассеиватель распространяет свет по помещению, свет отражается о поверхности комнаты и освещает объект

Помните, что именно от размера источника света относительно предмета съемки зависит то, какими качествами будет обладать свет: будет ли он жестким или мягким для конкретного предмета.

Даже используя софтбокс или зонт, помните об этом: чем дальше источник от предмета, тем жестче свет, чем ближе, тем свет мягче.

И чем дальше вы перемещаете источник света относительно предмета съемки, тем больше необходим рассеиватель.

Что такое фронтальный свет?

Фронтальное освещение — это освещение, которое исходит либо из-за камеры, либо от самой камеры. Встроенная или накамерная вспышка — это фронтальный свет. У фронтального освещения есть одно большое преимущество. Оно равномерно освещает ваш объект, поэтому замер будет довольно простым.

Однако фронтальный свет сглаживает объект. Тени, при освещении таким светом, находятся позади объекта съемки и не попадают в кадр. Тем самым, снимок теряет объем и формы и больше становится плоским и похожим на снимки для документов. Что для художественной фотографии, неприемлемо.

Накамерная вспышка — это фронтальный свет.

Мотивированное освещение

Мотивированным называют освещение, имитирующее естественный источник внутри сцены. Разница между мотивированным и практическим светом в том, что мотивированное организуется специально и только имитирует практическое. Ключевые моменты:

Установите источник мотивированного освещения пораньше, во время сборки сцены

Если вашим источником света является окно, а съемки дневной сцены затянулись до вечера, вы можете «вернуть день», применив искусственные светильники и цветные гели.
Убедитесь, что у вас есть гели нужного цвета для коррекции цветовой температуры.
Очень важно, чтобы ваш свет выглядел и вел себя точно так же, как воспроизводимый источник. Если мотивированный свет — лунный, а ваш свет — жесткий на 5600К, сделать сцену натуральной уже не выйдет.

Схема 2

Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Свет под углом в 45 градусов

Как следует из названия, это ситуация, когда свет идет под углом 45 градусов от носа вашего объекта. Это чрезвычайно популярная установка освещения в портретной фотографии, которую иногда называют освещением Рембрандта. Она может быть легко достигнута с помощью бокового света, исходящего от восходящего или заходящего солнца, или путем размещения объекта под углом 45 градусов к окну.

Плюсы: в этой настройке освещения вы заметите, как свет постепенно освещает лицо вашего объекта. В нашем двухмерном художественном мире, создание постепенной тени, обычно означают глубину и объем. Вот почему эта установка так привлекательна в глазах большинства зрителей.

Минусы: драматический эффект затенения частей лица субъекта может не подходить для вашей визуальной истории.

Что такое заполняющая вспышка, и как правильно ее использовать? | Фотошкола Genesis | Фотошкола Genesis

Заполняющая вспышка обычно используется, чтобы «заполнить» теневые участки изображения. Если применять ее с умом, после анализа имеющейся сцены, заполняющая вспышка может дать неплохие результаты. Однако следует помнить, что нельзя бездумно применять ее для всех фотографий.

Когда используется заполняющая вспышка?

Прежде чем использовать заполняющую вспышку, нужно положительно ответить на три вопроса:

  • Находится ли объект в тени?
  • Фон освещен сильнее, чем объект?
  • Не слишком ли объект съемки отдален от камеры?

Если объект съемки (или его часть) находится в тени, заполняющая вспышка подсветит слишком затененные его области. Например, если человек надел в шляпу в яркий солнечный день, ее борты отбрасывают глубокие тени на лицо. Заполняющая вспышка подсветит эти тени, при этом, не засветив яркие области сцены.

Похожий пример. Контрастные тени на лице девочки при солнечном свете нейтрализованы

Если фон освещен ярче, чем объект съемки (например, человек стоит на фоне закатного неба), одной правильной экспозицией тут не обойтись.

Несмотря на то, что для зрения все элементы сцены хорошо освещены, камера не может зарегистрировать достаточное количество света.

Обратите внимание

Если фон слишком яркий, объект съемки, скорее всего, будет недостаточно освещен и даже недоэкспонирован, поэтому заполняющая вспышка может стать лучшим решением.

Солнечный свет падает сзади. Фотограф умело подсветил лицо девочки вспышкой, не засветив его

Тем не менее, даже если речь идет о двух выше описанных случаях, и ответ положительный, нужно рассмотреть третий вопрос. Если фотограф находится далеко от объекта съемки, заполняющая вспышка ему не поможет, особенно если речь идет о вспышке, встроенной в камеру – у нее слишком маленькая мощность.Когда не используется заполняющая вспышка?

Вопросы, на которые вам нужно ответить, прежде чем включать вспышку, одинаковы для обоих случаев:

  • Объект или его часть находится в тени?
  • Фон светлее, чем объект?
  • Не слишком ли объект съемки отдален от камеры?

Если ответ на эти вопросы отрицательный, значит заполняющая вспышка вам не нужна. Тем не менее, есть еще несколько случаев, в которых вспышку использовать не рекомендуется.

Любая вспышка – сильный источник освещения. Если неверно ее использовать, заполняющая вспышка может пересветить объект и уничтожить объем и цвет. Если вы хотите сфотографировать, как солнце подсвечивает листья на закате, вспышку использовать не рекомендуется.

Если объект съемки представляет собой менее интенсивный источник освещения, чем заполняющая вспышка, например огонь или раскаленный уголь, вспышку также не стоит использовать: она испортит представление об объекте.

Следует также помнить, что объект, снятый на ярком фоне и освещенный прямой вспышкой, теряет свой объем. Заполняющая вспышка делает его плоским.

В подобных случаях лучше использовать отражатель света, или лайт-диск.

Как настроить вспышку?

Заполняющая вспышка должна быть использована таким образом, чтобы не пересветить объект и не пересилить другие источники света (в особенности, естественные). Чтобы добиться фотографий хороших фотографий, нужно знать:

  • Какова мощность вспышки, и какой интенсивности свет она дает при разной компенсации
  • Какой должна быть конечная фотография

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поэкспериментировать со встроенной или внешней вспышкой в разных условиях освещения и на разных расстояниях. Это поможет определить, на каком расстоянии, и с какой мощностью вспышка делает изображение лучше, а не хуже.

Кроме того, нужно представить конечный результат. Будет ли фон в тени? Будет ли вся фотография хорошо освещена? Будет ли свет падать под углом, или прямая вспышка вас устроит? На эти вопросы нужно дать ответ еще до съемки, поскольку это определит вид освещения, и как вы будете его использовать: возможно, вы предпочтете отражатель, возможно – вспышку, снятую с камеры.

Несколько простых способов улучшить освещение для ваших фотографий

В этом разделе мы рассмотрим несколько простых и доступных способов, которые помогут вам улучшить свет на ваших фотографиях.

Конечно, контролировать свет при съемке пейзажей невозможно, но если мы снимаем портреты, предметы или крупные планы на фоне пейзажа, то почему бы и не внести свою лепту в формирование света.

Существует множество различных способов, при помощи которых вы можете контролировать освещение, а особенно в условиях направленного, жесткого света.

Как мы объясняли ранее, чтобы получить мягкий, рассеянный свет, необходимо использовать источник света с поверхностью в разы больше поверхности предмета съемки. Если переместить источник света ближе к снимаемому объекту, то свет будет мягче, но зачастую осуществить подобное перемещение сложно или вовсе невозможно.

Если вы фотографируете небольшой объект при солнечном свете, то воспользуйтесь рассеивателем; его необходимо установить на пути светового потока. Он рассеит свет, сделав тени более мягкими.

Не обязательно пользоваться дорогостоящим оборудованием, этого эффекта можно достичь, воспользовавшись подручными средствами: например, двумя склеенными листами бумаги или же куском белой ткани.

Используйте рефлектор, чтобы заполнить тени.

Также смягчить контраст в условиях яркого солнечного света поможет использование рефлектора или отражателя. Свет, попадая на поверхность рефлектора, отражается и подсвечивает теневые участки.

В отличие от рассеивателя, рефлектор не смягчает свет, а лишь сглаживает контраст между светлыми и теневыми зонами.

Расположите диск отражателя против источника света и затем подберите правильный угол, чтобы наиболее выгодно подсветить объект.

Сегодня можно найти множество бюджетных рефлекторов самых разных размеров, также различаются они цветом покрытия и материалом. Например, белые матовые отражатели дают мягкий свет, а глянцевые поверхности, обладающие большей отражающей способностью, соответственно производят более резкий свет. Золотой рефлектор сделает тени более теплыми.

Как подсветить пол

Такую систему освещения стоит выделить в отдельную категорию. Она может являться частью комплексной подсветки, быть локальной или нести декоративную функцию. В последнем варианте, подсветка пола применяется при оформлении подиума.

У нижнего света есть несколько преимуществ:

  • Не раздражает глаза. Особенно во время просмотра телевизора.
  • Мягкий полумрак, льющийся из-под пола, расслабляет и навевает атмосферу уюта и спокойствия.

И все-таки, каждый осветительный прибор подбирается под тип интерьера. При размещении светильников нужно учесть назначение помещения и его цвет. Мягкий, желтый свет в ярком помещении будет смотреться неуместно.

Источники света в качестве декоративного элемента

Оптико-волоконные системы

Суть оптико-волоконной системы состоит в том, что источник света (проектор) находится вдалеке от светильников. Это позволяет монтировать такие системы в помещениях со сложными условиями эксплуатации, например, сауны, бани, бассейны. Также хорошо они подходят для декоративного подсвечивания обычной комнаты.

Оптико-волоконные системы

Особенно удачно оптиковолокно подходит для обозначения картин и других произведений искусства, где важно качество света. Оптико-волоконный свет не искажает цвета, не нагревает предметы

Сам оптоволоконный кабель бывает:

  • Со стеклянной сердцевиной, покрытый защитной оболочкой;
  • С пластиковой сердцевиной.

Стеклянные кабели стоят больше, но они могут применяться для основного освещения. А пластиковые – только для экспозиционной подсветки.

Разновидность оптико-волоконных систем

Сама система состоит из:

  • проектора, который излучает световой сигнал;
  • оптоволокна, которое передает сигнал;
  • Светильников разной формы и размера, которые находятся непосредственно в помещении и рассеивают световой сигнал в пространстве. За их счет создается уникальное подсвечивание.
  • дополнительное оборудование: линзы, контроллеры, светофильтры.

Оптико-волоконная система

Неоновые лампы

Находят применение не только у рекламщиков, но у дизайнеров жилых помещений. Из неоновых букв можно собрать фразу, повесить ее на стене. Уместно будет смотреться в гостиной, прихожей в стиле минимализм, лофт, поп-арт.

Особенно подойдет неоновая надпись или картинка для украшения комнаты подростков. Ее можно использовать в качестве ночника.

Неоновая надпись

Неоновая подсвечивание мебели

«Мороженое» из неоновых трубок

Светодиодные ленты и дюралайт

Главные достоинства этого вида источников света – безопасность и экономичность. Они питаются низким напряжением 12 В. Следовательно, для монтажа светодиодных лент/дюралайта нужен понижающий трансформатор. Широкие возможности для дизайна открывает многообразие цветов лент. Ленты легко совмещаются с другими источниками света. При помощи дюралайта можно:

Выделять контуры мебели, стен, потолков, декоративных элементов. Лента, расположенная снизу мебели, создаст эффект воздушности, зрительно расширит пространство.

Подсветка LED-лентой кровати

  • Разделить пространство на функциональные зоны. Удобно это делать при помощи разных цветов.
  • Задать атмосферу в комнате при помощи изменения цвета свечения.
  • Ночное подсвечивание коридоров, комнат.

Подсветка дюралайтом кровати

Ночная подсветка коридоров

Для домов существуют модели дюралайта, которые можно использовать для фасадного освещения или праздничного украшения стен. Подробнее в статье «Освещение фасада зданий: разновидности, принципы организации»

Подсвечивание фасада здания

Светодиодную ленту лучше применять внутри помещений.  

Светодиодная подсветка стен придаст уют

Ретро лампы Эдисона

Винтаж и стиль лофт невозможно представить без ламп Эдисона. Они позволяют создать уют, домашнюю атмосферу в любом пространстве. Такой эффект достигается за счет теплого свечения, напоминающего старинные источники накаливания.

Лампы Эдисона — красивые, их смело можно использовать для украшения интерьера, комбинировать разными способами, придумывать композиции.

Лампы Эдисона привлекают к себе внимание

Разделяют лампы накаливания Эдисона и светодиодные модели. Первые используются только для декоративного освещения, так как имеют большую мощность и малый световой поток. Вторые светят ярче, экономят электроэнергию, имеют много вариантов дизайна.

Гирлянды

Гирлянды перестали быть символом новогодних праздников. Дизайнеры активно их используют для экспозиционной подсветки. Гирлянды создают романтику, вносят разнообразие.

Чаще всего их применяют для драпировки контуров мебели, оконных, дверных проемов, зеркал. Из гирлянд удобно создавать на стенах световой рисунок. Их «встраивают» в занавески.

Хорошо смотрятся гирлянды в комнатах винтажного стиля, шебби-шика, прованса, лофт.

Гирлянды хорошо подходят для наружного украшения дома, придомовой территории.

Новогодние гирлянды

Рисующее

Эта разновидность света является основной в фотографии. Рисующим называется направленный световой поток, который создает основу, выявляющую объем объекта, его рельефа и окружающего пространства. При его использовании проявляется наиболее полная градация светотеневых тонов. В зависимости от его использования фотографом, свет может быть как жестким, так и мягким.

При искусственном создании такого освещения, располагать световой источник следует на среднем расстоянии от объекта, не слишком близко и не очень далеко. Оптимальным будет расстояние около 2 метров, но оно может меняться в зависимости от габаритов предмета. Также располагать осветительный прибор лучше под небольшим углом и выше фотоаппарата. Таким образом получится кадр с оптимальными объемом и рельефом предмета фотографии.

При естественном освещении источником рисующего вида могут служить солнечные лучи, проходящие сквозь какой-либо проем, объединяющий солнечные лучи в единый пучок. Это могут быть окна, двери, просветы в кроне деревьев и т.д.

Поскольку рисующий световой поток является основным, используется он для любых съемок. Его пластичность позволяет создать как мягкие тени, подходящие для портретов, семейных фотографий и т.д., так и жесткие переходы, применимые для съемок предметов с четкими геометрическими формами.

Плюсы:

  • Универсальность;
  • Получение отличной градации тонов;
  • Качественное выделение объема, рельефа и окружающего пространства.

Минусы:

Некоторая сложность создания в естественных условиях.

Как влияет баланс белого на освещение

Наряду с направлением света и его жесткостью на вид фотографий и их настроение влияет окраска света, исходящего от источника. Это изменение света известно, как цветовая температура. Ваша камера обладает настройками баланса белого для её коррекции.

Цветовая температура света измеряется по шкале Кельвина. Чем ниже цветовая температура, тем больше красного будет в окраске света, а при более высокой температуре преобладает синий цвет.

Настройки баланса белого необходимы, чтобы прийти к наиболее натуральным цветам. Однако, заведомо выставляя неправильный баланс, вы можете сделать фотографию теплее или холоднее.

Свет постоянный

В основном источниками служат светодиодные и галогенные лампы. Они не связываются с фотоаппаратом, что очень удобно в работе. Несмотря на то, что импульсный, на первый взгляд, превосходит студийный свет постоянный, у последнего есть и свои преимущества. Используя такое освещение, фотограф увидит то, что и его камера. Нет ограничений в применении светомодификаторов. Так как тепла выделяется немного. Даже не делая кадр, можно увидеть результат, просто перемещая свет.

Работать с ним — одно удовольствие. Не требуется использовать флешметр, снимать в ручном режиме. Нужно просто переключать настройки до получения нужного результата, подстроить ISO камеры и диафрагму. Постоянный свет идеален для обучения. Понравится он и модели. Ее не будут беспокоить резкие вспышки, придется только привыкнуть к очень яркому освещению.

Ранним утром до восхода солнца и во время рассвета

Ранним утром вы увидите, как свет меняется от холодного синего до красного, оранжевого и желтого. Он измениться от мягкого без тени света до такого, который придает форму и текстуру всему, чего касается. Если погода правильная, то в конце дня вы будете свидетелем того же процесса в обратном направлении – перехода от теплых до холодных оттенков!

Начинающие фотографы стараются фотографировать фактический восход или закат. Вместо этого попробуйте посмотреть, как солнце ложится на деревья или растения или лицо и одежду человека. Когда солнце низко в небе, оно создает великолепные формы и текстуры. На пляже посмотрите на текстуру песка, форму скал и раковин, разбросанных повсюду